Статьи

Допинг

19 апреля 2017, 13:45

Сквозь зубы. Чего стоят признания в употреблении допинга

Владимир Иванов
Обозреватель
Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) отрапортовала об уникальном событии: сразу пять наших спортсменов добровольно признались в употреблении допинга.

Текст сообщения выглядит вот так: "Всероссийская федерация легкой атлетики сообщает, что следующие спортсмены добровольно признали нарушение антидопинговых правил: Анна Булгакова, Антонина Кривошапка, Евгения Колодко, Вера Ганеева, Дмитрий Стародубцев. Добровольные признания санкций спортсменами ратифицированы Дисциплинарным антидопинговым комитетом РУСАДА".

На первый взгляд – это прорыв в отечественном антидопинге. Случаи, когда наш спортсмен признавал свою ошибку – единичны. Практически всегда "пойманные" атлеты находили объяснения попаданию в свой организм запрещенных веществ. Косметический крем с ЭПО, некачественная еда, таблетки для поднятия потенции, которые спортсмен вез для своего отца – чего только не было. А вот так, чтобы сразу пятеро подписали добровольное признание – это что-то новое.

Со стороны ВФЛА это ответ Международной федерации легкой атлетики (ИААФ), президент которой Себастьян Коэ на днях заявил, что наша федерация перестала прогрессировать в выполнении критериев, выставленных ей для восстановления в своих правах.

Евгения КОЛОДКО. Фото Антон СЕРГИЕНКО
Евгения КОЛОДКО. Фото Антон СЕРГИЕНКО

ОНИ ПРОСТО ВЫБРАЛИ МЕНЬШЕЕ ИЗ ДВУХ ЗОЛ

Однако все далеко не так радужно. За разъяснениями позиции я позвонил нескольким спортсменам из пятерки признавшихся. И оказалось, что вину свою они не признают. Убеждены, что всю жизнь выступали чистыми. Причем с одним из атлетов я знаком очень хорошо, и в неформальных разговорах спортсмен, с которым у нас очень доверительные отношения, уверяет, что новость о допинге в его организме – какая-то ошибка.

Позиция, по крайней мере, трех из пяти легкоатлетов списка следующая. Денег судиться в Спортивном арбитражном суде (CAS) у них нет. Да и, по большому счету, дело это бесполезное. При этом их поставили перед выбором: либо вы подписываете бумагу о добровольном признании и получаете два года дисквалификации, либо продолжаете настаивать на своем – и остаетесь с четырьмя. Причем с какой даты – непонятно. Плюс бесконечные суды, нервотрепка.

В общем-то, принятое ими решение логично с точки зрения продолжения карьеры. Тем не менее, оно полезно и для ВФЛА. Федерация дает понять, что и у нас есть прогресс. Пусть и признания эти вынужденные, а не добровольные.

Август 2012 года. Антонина КРИВОШАПКА. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Август 2012 года. Лондон. Антонина КРИВОШАПКА. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

ДЛЯ ВФЛА ТАКИЕ ПРИЗНАНИЯ СКОРЕЕ В ПЛЮС

Также считает и антидопинговый координатор ВФЛА Елена Иконникова. При этом она признает, что вышеназванная пятерка спортсменов, несмотря на подпись под заявлением с добровольным признанием, свою вину не признает.

– Спортсмены просто пошли на сокращение санкций, – объяснила Иконникова. – Они сделали выбор в пользу упрощенной процедуры. На определенном этапе в ходе рассмотрения дел атлетов – в пробах, которых нашли запрещенные препараты после перепроверки – ИААФ предлагает им добровольно признаться для уменьшения дисквалификация. То есть, совсем не факт, что спортсмены согласны с предъявляемыми нарушениями. Просто они решили пойти по упрощенному пути.

– Почему же другие так не делали раньше? Ведь это логично.

– Так многое зависит от дела. Если мы говорим о реанализе олимпийских проб, то здесь решения по срокам дисквалификации вообще выносятся впервые. Ведь решения, которые выносил МОК, касались только аннулирования результатов спортсмена на Олимпийских играх. Это вступает в силу незамедлительно. А вот вопросы сроков отстранения в нашем случае рассматривает ИААФ.

– Нам стоит ждать других спортсменов с похожими заявлениями?

– Сложно сказать. В голову к атлетам проникнуть нельзя.

– Как считаете, такие признания пойдут для ВФЛА в плюс в плане восстановления членства в ИААФ?

– Думаю, да. Точно не в минус.