«Мемориал Куца» — бренд, известный всем причастным к легкой атлетике в нашей стране. Но о том, кто такой Куц, чье имя носят соревнования, помнят и знают уже немногие. Рассказываем о легендарном стайере, который в 23 года понятия не имел, какой вид спорта ему близок, а в 29 выиграл два золота Олимпиады в Мельбурне.
Владимир Куц родился в 1927 году, до 16 лет жил в украинском Алексино. Село — совсем небольшое, в нем не имелось даже собственной средней школы, не говоря о спортивных секциях. В школу юному Владимиру приходилось ходить в Белки — соседнее село за пять километров от дома. Пока нет снега — пешком, зимой — на лыжах. Настоящим лыжам в глухом поселении было неоткуда взяться, на помощь пришли самоделки из старой бочки. По 10 километров в день на кривоватых дощечках — крутая тренировка для будущего чемпиона.
Опыт многокилометровых забегов пригодился во время Великой Отечественной войны: в 1943 году 16-летний Владимир служил связистом. Осенью 1945 года Куц, успевший закончить артиллерийское училище, стал моряком-балтийцем. В этот период он заинтересовался спортом, хотя климат и место расположения части не располагали к занятиям физкультурой: Владимир оказался в береговой охране на острове Макилоотто (Эстонская ССР). Но он бегал по 20 км в день, чтобы просто не терять форму.
Физические данные — рост 172 см при весе 85 кг — позволяли задуматься скорее о карьере боксера. Владимир Куц занимался боксом, тяжелой атлетикой, греблей, плаванием, получил разряд по лыжным гонкам. Четкого представления о том, с каким спортом связать свою жизнь, у него не было. Как и представления об «академической» подготовке спортсменов, а также опыта участия в соревнованиях. Профильной учебной литературы под рукой тоже не случилось — она появится уже после завершения карьеры, во время получения образования, — поэтому планы тренировок Владимир составлял, ориентируясь на заметки в «Советском спорте». Все, что у него было, — желание получить звание мастера и сила воли.
В 1948 году Владимир Куц пришел посмотреть на соревнования бегунов-военных, приуроченные ко Дню Победы. Неожиданно выяснилось, что один из участников не сможет выйти на старт. Владимира попросили заменить выбывшего легкоатлета. По флотской дружбе Куц не смог отказаться и не выручить товарища, хотя понимал, что против бегунов, годами оттачивавших мастерство, у него нет шансов. Однако, к удивлению командования, соперников и зрителей, никому не известный спортсмен Владимир Куц выиграл состязание. Победа позволила Владимиру принять участие в других соревнованиях. Но до 1951 года он продолжал тренироваться самостоятельно, даже не зная, на каком уровне находится его подготовка.
В 1951 году Куц отдыхал в Сочи. В один из дней, наблюдая за тренировкой стайеров, он случайно познакомился с Леонидом Хоменковым. Знаменитый тренер помог составить профессиональный план тренировок, включающий упражнения на все группы мышц. Впервые в жизни у бегуна появился наставник. Как впоследствии писал сам Куц, в то время, как он только пришел в профессиональный спорт, его сверстники — будущие соперники — уже ставили мировые рекорды.
Владимир принимал участие в соревнованиях, продолжая нести службу на Балтике.
Через год после начала системных занятий с Куцем произошел несчастный случай: он провалился в ледяную воду во время боевого дежурства. Происшествие обернулось сильным обморожением обеих ног, моряка направили на лечение в таллинский госпиталь. Молодой организм — Владимиру было 25 лет — быстро поборол все недуги.
Пару месяцев спустя Владимир Куц получил долгожданное звание мастера спорта, пробежав дистанции на 5000 и на 3000 метров. В Таллине Куц познакомился с тренером Александром Чикиным, который направил его к известному на весь Союз тренеру Григорию Никифорову. Работа с новым тренером дала результат уже через год. В 1953 году Куц в первый раз стал победителем чемпионата СССР на дистанциях 5000 и 10000 метров. Всесоюзные победы Владимир одерживал вплоть до 1957 года. Золото чемпионата СССР открыло Владимиру Куцу дорогу к мировым состязаниям.
В 1953 году Владимир заработал серебряные медали на фестивале молодежи в Бухаресте, это был дебют в соревнованиях международного масштаба. Через год Куц выиграл чемпионат Европы в Берне, установив мировой рекорд: 13.56,61 секунды на дистанции 5000 метров. В том же году бегун побил собственный рекорд. Тогда же выявились его основные будущие конкуренты на Олимпиаде в Мельбурне: англичане Пири («мистер Пуф-Пуф») и Чатуэй («Рыжая Лиса»).
На Игры Куц прибыл с твердым намерением победить Пири. Местные газеты писали, что «робот» Куц, не сможет стать чемпионом: не хватит тактических навыков. Владимир был огорчен такими отзывами, но при этом они укрепили его желание выиграть. На дистанции 10 000 метров Владимир впервые испробовал тактику «рваного» бега, ставшего потом его визитной карточкой. Раньше стайерский бег не предполагал даже коротких ускорений, однако Куц сделал три рывка по 400 метров. Каждый отрезок он пробежал за 65 секунд.
Не готовый к такому повороту Пири, неотступно следовавший за Куцем, не смог повторить дистанционные рывки советского бегуна. Он слишком устал на повторе ускорений, поэтому не сумел осуществить свой фирменный «прыжок из-за плеча», не раз позволявший ему выигрывать забеги на финише, в том числе у Куца. Пири пришел к финишу восьмым, а у Куца хватило сил не только закончить первым, но и пробежать дополнительно круг почета. Он установил олимпийский рекорд.
Через пять дней Владимир участвовал в забеге на 5000 метров. Здесь он применил иную тактику — побежал так быстро, что остальные спортсмены просто не могли за ним угнаться. К финишу Куц снова пришел первым. Но золото Олимпиады досталось ему дорого: выявилась повышенная проницаемостью капилляров — отдаленное последствие того самого ледяного купания пятилетней давности.
В 1957 году врачи предупредили бегуна о том, что продолжение карьеры может стоить ему жизни. В том же году Владимир стал серебряным призером чемпионата СССР на дистанции 10 000 метров и победителем — в беге на 8000. На чемпионате Европы в Риме он установил новый мировой рекорд на 5000 метров — 13.35. Этот результат был побит лишь спустя семь с половиной лет. Однако победа в Риме стала для Куца последней. В 1958 года на «Коррида Сан-Сильвестр» в Сан-Паулу Владимир финишировал восьмым, а спустя год на чемпионате СССР — последним. В 1959-м Куц объявил о завершении карьеры.
В 1961 году Владимир Куц поступил в Ленинградский военный институт физкультуры. Не имея возможности бегать самому по состоянию здоровья, он стал искать талантливых учеников, выпустил три книги о беге, стал тренером в ЦСКА. В это же время он начал употреблять алкоголь, мешая его с кофе. Говорили, что таким образом бывший бегун поддерживает привычную нагрузку на сердце, сопоставимую с 50 кругами по 400 метров за 65 секунд. Однако алкоголь не давал тех же результатов, что спорт. Куц сильно располнел и стал весить 120 килограммов.
В 1972 году Владимир Петрович попал в автомобильную аварию, перенес инсульт, начал ходил с тростью. На Олимпиаду в Мюнхене он не поехал. Спортивные чиновники посчитали, что погрузневший бывший чемпион, передвигавшийся с помощью палки, мог бросить тень на имидж страны.
Воспитанники Куца, Владимир Афонин (трехкратный призер в стипль-чезе) и Сергей Скрипка (победитель Спартакиады народов СССР), оказавшись на Играх без наставника, не показали достойных результатов. Возможно, это подорвало веру Куца в себя.
В начале 1970-х Куц начал сильно пить. От него ушла жена. 16 августа 1975 года олимпийский чемпион должен был приехать на стадион ЦСКА, чтобы провести тренировку, но не явился на нее. Вечером Сергей Скрипка приехал в квартиру тренера. По его словам, ночью Куц принял снотворное, запив его водкой вместо воды. Привычное к подобным нагрузкам сердце в этот раз не выдержало — утром Скрипка обнаружил тренера мертвым. Куцу было всего 48 лет.
В день, когда стало известно о смерти Владимира Куца, в Ницце проводились соревнования. Память спортсмена почтили минутой молчания.
На малой родине Куцу установили памятник, в его честь была выпущена почтовая марка. Соревнования по легкой атлетике получили название «Мемориал Куца», чтобы увековечить имя великого спортсмена, равных которому уже не будет.