Статьи

Допинг

13 февраля 2019, 12:15

За что Ухова лишили олимпийского золота? Недовольным все объяснили

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Портал Insidethegames опубликовал детали решения Спортивного арбитражного суда (CAS) по 12 российским легкоатлетам, в числе которых были олимпийский чемпион Иван Ухов и чемпионка мира Светлана Школина.

Ухов, Школина и другие стали первыми спортсменами, кого CAS дисквалифицировал именно как первая инстанция. Напомним, Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) сейчас отстранена и в данном случае и не имела права вынести решение о наказании этих спортсменов.

Решение CAS по делам 12 легкоатлетов было сверхжестким. Ухов лишился олимпийского золота Лондона-2012, Школина – победы на московском чемпионате мира-2013. Помимо этого, спортсменов дисквалифицировали на четыре года, начиная с 1 февраля 2019-го. Это гарантированный конец карьеры, а ведь Ухов, например, до последнего дня выступал и имел один из лучших результатов сезона в мире.

Все санкции были применены на основании только косвенных обвинений, взятых из доклада Макларена. Полностью мотивировочная часть решения CAS еще не опубликована. Но теперь мы, по крайней мере, можем отчасти понять, какие доказательства имелись против спортсменов и какие аргументы они использовали в своей защите.

Суд согласен, что манипуляции не исключены

По утверждению доклада Макларена, Ухов и Школина состояли в программе "исчезающих" проб, которая применялась в Московской лаборатории в 2012-2013 годах. Пробы спортсменов, взятые накануне Олимпийских игр в Лондоне, показали наличие запрещенного препарата дезоксиметилтестостерона.

Но пробы были взяты неофициально, и их результаты в базу ADAMS не заносились. Вместо этого Ухов и Школина якобы заранее сдавали "чистый" биоматериал без следов запрещенных препаратов. В случае необходимости, содержимое проб менялось, так что следы допинга при тестировании обнаружить было невозможно.

Вся эта информация основана на пакете документов из лаборатории, который был частью доклада Макларена. Сами спортсмены на заседании оспорили достоверность этих документов. Как выяснилось, изображения с жесткого диска бывшего главы лаборатории Григория Родченкова были получены ВАДА в сотрудничестве с американскими властями. Арбитр CAS согласился с доводами защиты, что факт манипуляций или подделки документов "нельзя исключить полностью".

Однако отсутствие стопроцентной уверенности в документах – это еще не повод оправдать спортсменов. CAS возложил на самих обвиняемых бремя доказательства, что в документах Родченкова в конкретных местах были допущены ошибки. А никаких других свидетельств, кроме клятв, что допинг они никогда не принимали, легкоатлеты представить не смогли.

Легков не помог легкоатлетам

Во время заседания выяснилось, например, что бывший помощник Родченкова Тимофей Соболевский сейчас официально работает в антидопинговой лаборатории в Лос-Анджелесе. Как это возможно, чтобы полностью дискредитировавший себя профессионал вдруг избежал ответственности и получил работу в крупнейшей лаборатории мира? Соболевский ведь не отрицает, что играл ключевую роль в механизме с "исчезающими пробами". Без него вся эта машина не заработала бы.

Интересно, что все пробы, взятые у Ухова и Школиной во время Олимпийских игр в Лондоне, были чистыми. Никаких следов запрещенного препарата там не обнаружили даже в результате перепроверки. Но, на взгляд CAS, это еще ничего не доказывает. Ведь "исчезнувшие" пробы, взятые накануне отъезда в Москве, якобы содержали допинг. Но так как препарат полностью выходит из организма в течение десяти дней, на самой Олимпиаде спортсмены могли стать "чистыми".

Видимо, в качестве последней надежды, наши спортсмены вспомнили на заседании "дело Легкова". Олимпийский чемпион в лыжных гонках также якобы значился в списках Родченкова, на его пробах нашли царапины, но CAS согласился, что это еще ничего не доказывает, и оправдал спортсмена. Принципиальная разница, по мнению суда, в том, что Легков упоминался в так называемом "Дюшес-листе". А это просто список фамилий с именами и видами спорта, который легко можно набрать на компьютере в любой момент.

В то время как Ухов и остальные фигурируют во внутренних документах лаборатории. Там есть даты тестирования, номера проб, маркировка оборудования и прочие детали, которые сложно подделать. Поэтому Легков нашим легкоатлетам оказался не помощник.

Если уж спортсменов лишили титулов уже сейчас, не имея "убойных" аргументов, можно не сомневаться, что вскоре после завершения проверки базы данных из Московской лаборатории подобных дисквалификаций будет очень много. И шансов их оспорить в суде почти нет.