На этой неделе Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) ждет очень важное событие: к 1 июля она должна перечислить на счета международной федерации World Athletics штраф в 5 миллионов долларов. По неофициальной информации, вопрос может быть решен. ВФЛА просила отсрочки из-за пандемии, но не встретила понимания. А вот звезды российской атлетики, если судить по высказываниям Марии Ласицкене достигли неких договоренностей с WA относительно трех человек, которые отдельно от ВФЛА ездили на неофициальную встречу с руководством международной федерации. Кроме того, некоторые бизнесмены и функционеры предлагают скинуться для того, чтобы спасти наш самый многострадальный вид спорта от окончательной гибели.
В случае невыплаты штрафа, всем нашим спортсменам могут закрыть любую возможность для выступления на международной арене, в том числе на олимпийской. Да и сумма штрафа, словно в гангстерском фильме, уже на следующий день после дедлайна может вырасти вдвое. В общем, раз уж ВФЛА в свое время не оспорила это странное наказание, надо платить. Но все участники спасательной операции должны понимать: денежный перевод на пять миллионов в пользу World Athletics вовсе не означает закрытие всех претензий к России со стороны этой замечательной международной федерации.
Мытарства, которые продолжаются с 2015 года, никуда не денутся. Россияне не получат возможности стартовать под своим флагом. Более того, даже в нейтральном статусе мы сможем заявлять на соревнования не более десяти спортсменов. Поэтому появление письма комиссии спортсменов ВФЛА в адрес WA и МОК совершенно понятно. Даже если удастся найти деньги (тот самый миллион за нейтральный статус одного человека), которые, по сути пойдут на компенсацию договоренностей группы, съездившей в поисках своей правды на встречу с руководством WA, то что делать всем остальным чистым легкоатлетам? Когда табачок врозь даже внутри спортсменов, выкручивать руки национальной федерации гораздо проще.
При этом перспективы восстановления полноценного членства ВФЛА в World Athletics в обозримом будущем — мизерны (для этого РУСАДА должно быть окончательно признано ВАДА). А шансов заработать новые штрафы — более чем достаточно. Ведь World Athletics демонстрирует невероятную изобретательность, отказываясь снимать с крючка такую доходную «рыбу» как Россия. Тем более, когда из России приезжают сами с готовностью понятийно договориться о выплате оброка.
Пять миллионов де-факто и пять миллионов условно предъявлены нам в виде штрафа по так называемому «делу Лысенко». В 2018 году молодой и перспективный российский прыгун в высоту Данил Лысенко пропустил три допинг-теста. Подобных нарушений в мировом спорте происходят десятки — за них обычно полагается два года дисквалификации, а в некоторых случаях — и того меньше. Но наш спортсмен с отстранением не смирился и в качестве алиби предъявил справку из больницы, куда он якобы внезапно попал вместо свидания с допинг-офицерами.
Справка на беду оказалась поддельной — такое, в принципе, тоже иногда случается со спортсменами. Совсем недавно эфиопская бегунья Этафераху Водаи за подобный обман добавила к своей дисквалификации восемь дополнительных лет. Наверняка при других обстоятельствах тоже самое случилось бы и с Лысенко. Однако World Athletics решила, что в фальсификации замешаны чиновники ВФЛА. Правда это или нет — мутная тема. Независимый дисциплинарный орган Athletics Integrity Unit считает, что виновны, а спорить с ним бессмысленно.
За фальсификацию справки отстранены от работы пять функционеров ВФЛА во главе с президентом Дмитрием Шляхтиным, которому в итоге пришлось уйти в отставку. Но этого World Athletics показалось мало. Поскольку вся наша федерация за старые допинговые дела забанена вот уже пять лет, и как бы находится на испытательном сроке, решено наказать ее по полной программе. Нам грозило окончательное изгнание из World Athletics, без права на возвращение. Но международные функционеры вместо этого решили наказать Россию рублем, вернее — долларом.
12 марта этого года Совет World Athletics постановил, что ВФЛА должна до 1 июля выплатить 10 миллионов долларов (пять из них — условно). До перечисления денег не будут рассматриваться дела о предоставлении нашим спортсменам нейтрального статуса. А после выплаты штрафа число российских легкоатлетов на крупных стартах не может превышать десяти. Причина наказания, как сказано выше, напоминала матрешку: справка Лысенко — участие в подделке федерации — плохая репутация ВФЛА в целом.
Новое руководство ВФЛА, которое тогда только приступило в работе, наказание не оспорило. И это, конечно, главная причина, по которой сейчас надо было не жаловаться, а платить. Тем не менее, попробуем понять, почему решение World Athletics от 12 марта вызывает недоумение у огромного числа людей во всем мире. Никто не спорит, что международная федерация — это верховный правитель современной легкой атлетики. Однако даже действия монарха должны быть обоснованы какими-то законами или хотя бы логикой.
Штраф в 5+5 миллионов никакими документами World Athletics не предусмотрен — ни за плохую репутацию, ни за подделку документов. Не предусмотрена и неспортивная квота в десять спортсменов на крупных стартах. А увязывание выплат с выдачей нейтрального статуса вообще напоминает шантаж. Да, можно говорить о том, что ситуация с пятилетней дисквалификацией ВФЛА — нестандартная, и в марте имело место некое «джентльменское соглашение». Но, во-первых, одна из сторон явно подписывала это соглашение «под дулом пистолета». А, во-вторых, ни один из руководителей российского спорта изначально согласия на такой вариант, похоже, не давал.
— Десять миллионов, которые World Athletics требуют от ВФЛА, плюс деньги за нейтральный статус спортсменов из России — все это больше похоже на попытку поставить на абонентскую плату национальную федерацию, нежели на конструктивное решение вопроса с восстановлением членства ВФЛА, — говорил в интервью ТАСС президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков. — Учитывая, что всего десяти атлетам разрешили участвовать в Олимпиаде, получается по одному миллиону долларов за каждого требуют сейчас у ВФЛА. Это, мягко говоря, вызов.
— Приостановление процедуры по предоставлению российским спортсменам нейтрального статуса нарушает общепризнанный правовой принцип недопустимости двойного наказания за одно и то же нарушение, а также представляет собой неправомерное применение коллективной ответственности, что противоречит духу и принципам международного права в области прав человека, — подчеркивалось в заявлении Минспорта РФ.
Взятая с потолка World Athletics сумма, безусловно, не самая великая для богатых видов спорта. За трансфер одной футбольной звезды могут заплатить в разы больше. Но для легкой атлетики 5 миллионов — солидные деньги. Это годовой бюджет нескольких крупных национальных федераций. В прошлом сезоне весь призовой фонд Бриллиантовой лиги составлял 8 миллионов долларов. А в этом году на фоне пандемии он стал еще меньше. И, возможно, именно здесь следует искать главную причину того, что международная федерация сейчас так легко меняет принципы на деньги, и не гнушается двойными стандартами.
World Athletics стала одной их тех международных федераций, кто после переноса Олимпиады-2020 запросил у МОК аванс в счет выплат, которые полагаются по итогам главного старта четырехлетия. Иначе легкоатлетическому руководству будет тяжело свести концы с концами по итогам года. Даже с учетом российских денег. Хотя «допинговый налог» на нашу страну, похоже, уже стал важным пунктом в бюджете World Athletics. В прошлом году ВФЛА с помощью государства выплатила 3,2 миллиона долларов за деятельность комиссии по восстановлению. При этом самого восстановления не случилось.
Россия выполнила все пункты «дорожной карты», за исключением возвращения лицензии РУСАДА. Кстати, и санкции по отношению к нашему агентству до сих пор не вступили в силу, и непонятно когда это случится. «Дело Лысенко» в этой ситуации стало для World Athletics буквально спасительной соломинкой — иначе с абонентскими выплатами из России пришлось бы либо заканчивать, либо срочно придираться к чему-то еще (увы, мы по-прежнему порой даем для этого поводы).
Как получилось, что некогда процветающая международная федерация теперь занимается такими сомнительными делами? Увы, таков итог пятилетнего правления британца Себастьяна Коэ. Конечно, по World Athletics больно ударили разоблачения в коррупции прежнего руководителя Ламина Диака. И в целом мировая экономическая ситуация не располагала к коммерческим прорывам. Тем не менее, вины с Коэ, который сделал одним из своим приоритетов уничтожение легкой атлетики в России, тоже снимать нельзя.
Самое удивительное, что 17 июля руководитель одной из самых задопингованных федераций мира может стать членом МОК. Голосование по кандидатуре 63-летнего чиновника пройдет на сессии Международного олимпийского комитета. Ранее Коэ уже пытался попасть в эту структуру, но мешал конфликт интересов — британец параллельно с работой в World Athletics занимал должность исполнительного директора спортивной консалтинговой компании CSM. Теперь он обещал уйти из CSM. Видимо, теперь-то дела в МОК точно пойдут на лад.