20 декабря 2011, 16:50
АВТОСПОРТ
Когда гоночный инженер вдруг бросает работу из-за проблем с психикой - пилоту впору самому сойти с ума. Однако москвич Даниил Мове сумел закончить непростой сезон в первой десятке.
Работа гоночного инженера похожа на работу переводчика. Не всегда внятные ощущения и жалобы гонщика он должен преобразовать в конкретные, четко рассчитанные действия: сделать амортизаторы жестче "на два щелчка" или снизить давление в шинах на пару десяток. Причем как бы толст ни был "словарь" (информация о настройках, собранная за предыдущие годы), бывают моменты, когда решающую роль играют внезапное озарение или банальная удача. Одним словом, взаимоотношения пилота и инженера - это капля магии в бочке цифр. Не зря, отвечая на вопрос об идеальном гоночном инженере, москвич Даниил Мове приводит интересные аналогии: "Это как отношения между мужчиной и женщиной: в одной паре мужчина за главного, в другой - наоборот, стопроцентный подкаблучник, но обе пары могут быть одинаково счастливы. Универсального рецепта нет, люди просто должны подходить друг другу..."
В этом году Мове, выступающий в "Мировой серии "Рено" не первый год, вернулся в команду P1 Motorsport ради одного-единственного человека - гоночного инженера Роули Винчини. "Работать с ним было непросто: сейчас он милый и дружелюбный, а минут через пять уже смотрит волком. Но профессионализм Роули никто не подвергает сомнению. Я молился на этого человека и был уверен, что он сможет решить все мои проблемы..."
Задачу перед собой Мове ставил амбициозную - закончить сезон в пятерке лучших. И результаты первых гонок обнадеживали - особенно подиум на третьем этапе в итальянской Монце. Во второй половине сезона москвич планировал закрепить успех, но... За два дня до гонки на немецком "Нюрбургринге" выяснилось, что Винчини больше не будет работать в команде. Инженер вынужден был вообще бросить работу из-за проблем с психикой!
"В последний момент вызвали человека на подмену, - рассказывает Мове. - Парень хороший, но гоночным инженером никогда не работал, смотрел на все большими глазами и чаще спрашивал у меня, что и как ему делать. Мне же, наоборот, требовался человек, который в состоянии ответить на мои вопросы, а не задавать свои. В общем, неудивительно, что с "Нюрбургринга" мы уехали без очков".
К счастью, после немецкого этапа выяснилось, что хорошего специалиста можно найти даже в разгар сезона. Филипп Гутерон (несколько лет проработал в чемпионате GP2, в том числе - с Виталием Петровым) оказался в той же ситуации, что и его гонщик: кровь из носу нужны были результаты. И на следующем этапе в Венгрии Мове показал третье время в квалификации, а сразу после старта возглавил гонку! "По ходу сезона мне постоянно мешала избыточная поворачиваемость, - объясняет Даниил. - Точнее, мне казалось, что машина слишком крепко держится передними колесами за дорогу, а задним "цепкости" не хватает. Я то и дело просил сделать заднюю подвеску помягче, чтобы колеса не теряли сцепление с трассой так рано. Инженер же предложил сделать все наоборот - и выяснилось, что мешала мне как раз недостаточная поворачиваемость. Просто я не успевал ее отследить. Когда машина на входе в поворот пыталась проехать прямо - я инстинктивно заправлял ее в поворот, поворачивая руль на слишком большой угол. И на выходе машина "мела хвостом" из-за того, что я перекрутил баранку на входе. Поэтому Венгрия стала самым ярким моментом: сначала мы добились прорыва в настройках - а потом я смог возглавить гонку. Причем машина позволяла уверенно держаться в группе лидеров и приехать на подиум - если бы меня не протаранил Брендон Хартли..."
Впрочем, постоянно ждать от инженера озарений гонщик не может. И по словам Мове, в этом сезоне он стал чувствовать себя гораздо увереннее с инженерной точки зрения: "Несколько лет назад я был гонщиком, который может быстро ехать на настроенной чужими руками машине. Теперь же я часто сам могу четко сформулировать, чего мне не хватает в поведении автомобиля, что мешает ехать быстрее. Здесь, конечно, многое зависит от опыта. Медленное количественное накопление ведет к резким качественным изменениям. Иногда ты просто лбом в стену упираешься: кажется, что все уже передумал, перепробовал - и резервов по скорости больше нет. Но в какой-то момент случается прорыв. Просто потому, что накопилась достаточная критическая масса информации. Этот сезон и был для меня таким прорывом. К концу чемпионата даже по пути из боксов на стартовое поле (один круг на сравнительно невысокой скорости) я мог понять некоторые нюансы в поведении машины и попросить внести изменения в настройки".
К сожалению, конвертировать эти изменения в большое количество очков не удалось. Но результаты Мове стали стабильнее, а на последнем этапе в Барселоне он снова закончил одну из гонок на подиуме. Попасть по итогам сезона в первую пятерку не удалось, но... Знаете, кто стал пятым в "Мировой серии"-2011? Австралиец Даниэль Рикьярдо, который выступает в "Формуле-1" и недавно пошел там на повышение: из откровенно слабой команды HRT - в Toro Rosso.
"Кстати, когда на трассе я видел Рикьярдо перед собой или в зеркалах, то не особо напрягался, - рассказывает Мове. - Мне кажется, ему не хватает агрессии, он какой-то слишком аккуратный и расчетливый. Если шансы на успех 50 на 50 – скорее отступит. А атаковать станет не раньше, чем когда вероятность удачного обгона достигнет процентов 80. Агрессивностью же выделяются те, кого я назвал бы элитой "Мировой серии": Роберт Виккенс, Александр Росси, Жан-Эрик Вернь (он, кстати, в следующем сезоне будет напарником Рикьярдо в Toro Rosso. - Прим. К.К.)... На первом этапе Росси в борьбе за лидерство проезжал меня так, что между стенкой и его колесами было каких-то полсантиметра! Потом один раз всю гонку у него из переднего крыла торчал какой-то обломок. Из-за нарушившейся аэродинамики машину шатало из стороны в сторону, но он и не думал сбрасывать темп. А Виккенс как-то летел мне в бок, заблокировав все четыре колеса. Может, со стороны это выглядело не слишком разумно. Но это был его единственный шанс на обгон - и он не мог не атаковать".
Каковы перспективы самого Мове, которого после пяти сезонов вполне можно назвать старожилом "Мировой серии"? Сам россиянин по-прежнему считает этот чемпионат идеальным для себя вариантом - в сочетании с тестами "Формулы-1": "Вряд ли наступит момент, когда "Мировая серия" станет для меня пройденным этапом. Я ведь вижу, какой тут уровень гонщиков, какая плотность результатов. Кстати, в этом чемпионате в свое время выступал Себастьян Феттель. И если он вдруг решит вернуться, легкой жизни тут у него не будет. Да, Феттель - талантливый гонщик. И, возможно, в итоге он все-таки выиграет наш чемпионат. Но лично я на его победу поставить бы не решился."
Кирилл КАЧНОВ