Российская команда G-Drive Racing и Роман Русинов впервые в истории отечественного автоспорта выиграли третье место на знаменитом автомарафоне "24 часа Ле-Мана".
"24 часа Ле-Мана" это не просто гонка - это событие, которого миллионы поклонников автоспорта ждут целый год, и одна из главных вершин автоспорта, покорить которую мечтают все гонщики. У этого автомарафона есть свои жертвы, о которых помнят, и герои, которых чтят. В нынешнем году знаменитой гонке исполнилось 90 лет. И она вновь продемонстрировала и свой жестокий норов, забрав жизнь 34-летнего датчанина Аллана Симонсена, и свою благосклонность – другой датчанин, великий Том Кристенсен стал еще более великим, победив в Ле-Мане в девятый раз.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
На старт 81-го "Ле-Мана" в четырех классах вышли 56 экипажей и 168 пилотов. Самый престижный и быстрый класс прототипов – LMP1. Фаворитом гонки, разумеется, была заводская команда "Ауди", которая за последние 13 лет одержала здесь 11 побед. Первым номером числился экипаж Андре Лоттерер - Марсель Фасслер - Бенуа Трелюйе, выигравший здесь две последние гонки. Но не собирались сдаваться и еще два экипажа "Ауди" - Лукса Ди Грасси - Марк Жене - Оливер Джарвис и, разумеется, многоопытная пара Том Кристенсен - Аллан Макниш и присоединившийся к ним молодой Лойк Дюваль, завоевавшие поул-позишн-2013. В соперниках у них были, как и в пошлом году, экипажи заводской "Тойоты" с отличными пилотскими составами (из шести гонщиков команды пятеро в свое время являлись боевыми пилотами "Формулы-1").
Младший класс прототипов – LMP2. И именно в этом классе у России был свой интерес – российская G-Drive Racing и Роман Русинов. Еще на старте гонки команда числилась в явных претендентах если не на победу, то уж точно на призовое место. Вести борьбу предстояло с представителями OAK Racing.
LM GTE Pro – категория спортивных автомобилей, построенных на базе серийных спортивных машин "Гранд туризма". Команды "Феррари", "Порше" и "Астон Мартин" выступают именно здесь. Среди пилотов немало бывших гонщиков "Формулы-1" - Джанкарло Физикелла, Камуи Кобаяси, Ян Магнуссен, Педро Лами и Бруну Сенна.
Технические требования к машинам в классе LM GTE Am такие же, как и в LM GTE Pro, однако здесь за рулем могут быть пилоты-любители. Самая большая звезда класса - американский актер Патрик Демпси.
ПЕРЕД ГОНКОЙ
"Ле-Ман" - это важное событие для G-Drive Racing, - отметил прибывший на трассу руководитель проекта G-Drive Racing, директор по региональным продажам компании "Газпром нефть" Александр Крылов. – Меня радует то количество зрителей, которое присутствует на трассе. Это гораздо больше, чем на "Гран-при" "Формулы-1". Участие в этой престижной гонке для нас очень важно. В этом году мы значительно лучше подготовились – у нас российская лицензия, у нас две машины, у нас более плотное сотрудничество с "Ниссаном". Надеюсь, и результат будет лучше, чем в прошлом году, когда мы финишировали четвертыми. Мы, приобретя опыт, сделали соответствующие выводы – очень хочется все-таки выиграть эту знаменитую гонку. Наша команда в "Газпром нефти" очень амбициозная. Понятно, что для нас существует только первое место. В то же время необходимо понимать, что автоспорт это совокупность многих факторов, как то - компетенция гонщиков, машина, погода, стечение непредсказуемых обстоятельств на трассе. Мы будем бороться за первое место, а дальше - гонка всех рассудит".
- Думаю, что "Ле-Ман" в классе LMP2 может выиграть одна из 15 машин, - рассуждал Роман Русинов. - В этом смысле у нас самый интересный класс. Главные наши конкуренты? OAK Racing - экипаж, завоевавший поул-позишн. С ними мы сражаемся уже на протяжении нескольких гонок чемпионата FIA WEC. Нынешний "Ле-Ман" для меня четвертый. Первые два раза выступал на автомобиле класса GT. Сначала это была команда "Спартак рэйсинг" на "Ламборгини", затем Team Modena на "Феррари". Первый "Ле-Ман" был очень сложным из-за постоянного дождя, плюс я провел за рулем более двенадцати часов. Во второй своей гонке мы были третьими, когда в нашу машину врезался один из прототипов.
В 2012-м в первый раз в "24 часах Ле-Мана" выступала российская команда G-Drive racing. Тогда мы финишировали четверыми в своем классе – это, можно сказать, историческое достижение для российского автоспорта. Кстати, по ходу гонки мы боролись и за второе место. Нынешний год - второй для G-Drive Racing, и мы рассматриваем гонку "24 часа Ле-Мана", как главную в сезоне, как главное событие года. Мы уже доказали нашу скорость, а вот прогнозировать что-то на саму гонку нереально. Все прекрасно знают, что такое "Ле-Ман".
Надеюсь на то, что скорость у нас будет достаточно высока, не думаю, что у нас будут какие-то проблемы в этом вопросе. Главным будет пройти через все препятствия, которые нас ожидают, – медленные соперники, обгоны, борьба, щебень на трассе, красные флаги, вылеты автомобилей. Нужно добраться до финиша. Если мы это сделаем, думаю, позиция у нас будет хорошая. Однако загадывать – дело неблагодарное...
ПОСЛЕ ГОНКИ
Юбилейная гонка в Ле-Мане принесла исторический успех датчанину Тому Кристенсену. Его "Ауди" стояла на стартовой решетке гонки на первой позиции, но уступила ее товарищам по команде и довольно долго держалась на втором месте. Но "Ле-Ман" Кристенсена любит, и примерно в половине десятого вечера у лидировавшей "Ауди" возникают технические проблемы, заставившие ее простоять в боксах столько, что пелотон уехал на 12 кругов. Экипаж же датчанина устремился к победе, которую спустя 17 часов и завоевал.
Добилась огромного успеха и российская G-Drive Racing с Романом Русиновым, Джоном Мартином и Майком Конвэем: их третье место – первое в истории отечественного автоспорта.
- Погодные условия на старте гонки были очень сложными, не обошлось без инцидентов, - рассказал Роман Русинов. - Во время выезда машины безопасности у нас был прокол колеса, пришлось заехать на внеплановый пит-стоп. Времени потеряли не так уж и много - порядка двух минут, но сильно отстали по местам. Наверстать упущенное удалось за шесть часов гонки – к ночи мы вышли на первое место в классе. Все шло хорошо, но мы понимали, что это еще только начало.
- На каком месте вы "заступили" на первую смену?
- На третьем.
- А сдали ее?
- На первом.
- Пришлось обгонять?
- Да. Вперед удалось выйти, обгоняя соперников на трассе. И мы могли претендовать на победу. Но произошел технический казус – на машине должен гореть номерной знак, а в один из моментов он перестал работать. Пришлось ехать в боксы и ремонтироваться – на этой замене знака мы потеряли лидерство, отстали на два круга – стали седьмыми в классе... Снова пришлось выкарабкиваться наверх. Сделать это было уже гораздо сложнее, чем в начале гонки.
- Других технических проблем, как ясно из результата, не было?
- Не было.
- В чем еще были сложности?
- Думаю, это был самый сложный из моих "Ле-Манов". Непростой была погода: периодически начинался дождь, почти все время дул сильный ветер с порывами. Трасса скользкая – съезжаешь с траектории, попадаешь на очень скользкий асфальт. Но съезжать-то надо, иначе не будет обгонов. Плюс на полотне очень много мелких обломков – надо внимательно смотреть, чтобы не наехать ни на один, ведь любой осколок может привести к проколу. К этой гонке нужно подходить очень спокойно.
- Когда больше волновались: когда сами были за рулем или когда наблюдали за товарищами по команде?
- Было сложно услышать, что мы потеряли первое место из-за замены номерного знака.
- Как же так могло получиться, что он вышел из строя?
- На самом деле это нормально. Представляете, каким нагрузкам подвергается машина? Это же сплошная тряска.
- Расскажите о напарниках на нынешнем "Ле-Мане".
- Майк Конвэй недели три назад выиграл гонку "Индикара", он был чемпионом британской "Формулы-3", резервным пилотом команды "Формулы-1" BAR Honda. Он - хороший пилот. Джон Мартин в прошлом году выиграл четыре гонки чемпионата мира и тоже достойный пилот. В целом у нас хороший экипаж.
- До гонки вы знали ребят?
- Когда шел подбор экипажа, то фактор пилотов был одним из самых важных. Все же прекрасно понимают насколько важно иметь гармонию внутри команды. Кроме гармонии команда должна быть очень ровной - не должно быть одного лидера, все трое должны быть одинаково хороши.
- В том классе гонок, в котором вы сейчас выступаете, приходится делить руль с напарниками, то есть отдавать судьбу гонки в чужие руки. Насколько это психологически сложно?
- Ты должен доверять напарнику на сто процентов. Я доверял.
- Каким образом выстраивалась тактика на гонку? Имею в виду распределение смен.
- Стартовать должен быть Джон, ведь он в прошлом году взял в Ле-Мане поул-позишн, а значит, он быстр. Далее – Майк, ему нужно привыкнуть, и ему дали возможность "зайти" из дня в ночь, затем - в ночное и утреннее время – я. Так все и было. Каждый провел за рулем в общей сложности около восьми часов.
- А в принципе были у каждого из вас какие-то преференциии, например, кому-то комфортно только в дневное время, кому-то в ночное?
- Нет. У нас есть работа, которую нужно сделать. Мы должны были выполнить то, к чему готовились. Только в таком случае на финише, в 3 часа дня в воскресенье, мы могли претендовать на высокие места.
- Какова наилучшая тактика на "24 часа Ле-Мана": доказать, что ты быстрее соперников?
- В Ле-Мане нельзя ничего доказывать. В Ле-Мане не важна твоя наивысшая скорость, важно, чтобы ты ехал на сто процентов от возможного в данный момент и доехал до финиша. Дело вот в чем. На обычном треке перепад времени на круге по гонке составляет десятые доли секунды. В Ле-Мане твоя скорость на круге в разные моменты гонки может изменяться на 5 секунд и более! У тебя может быть разная резина – мягкая, жесткая, средняя. Плюс через несколько часов гонки начинает появляться "зацеп" (на полотне остается отработанная резина), затем к вечеру полотно начинает охлаждаться, что опять меняет все. Есть еще много-много факторов, которые влияют на скорость. В таких условиях ни в коем случае нельзя выходить за грань. И это сложно. Когда ты показывал определенный результат на круге, а потом поехал на пять секунд медленнее, то возникает естественное желание прибавить.
- А в какой момент гонки начинают появляться мысли о том, что вот эту машину надо бы догнать, а этой - не уступить?
- На 24-часовом марафоне твой главный соперник – ты сам.
- Хотите сказать, что ехать нужно, как будто ваша машина на трассе одна?
- Что-то в этом роде. Главное, чтобы машина была хорошая. Настройки - миллиметр сюда, миллиметр туда – изменяют очень много.
- В таком случае, насколько много работали над настройками машины?
- В последние две недели мы это делали постоянно. Все в машине меняли, просто-таки "переворачивали" ее.
- И направление было найдено правильное?
- Второй результат в классе в квалификации и третье место в гонке доказывают, что правильное! Самое важное - в последние 365 дней мы готовились к этому событию, - рассказывает Русинов. - Вся работа, все принимавшиеся решения, весь анализ вели к этой гонке. Я знал, что в тот момент, когда я буду за рулем, на меня ляжет ответственность не только за самого себя, но и за всю команду, всех людей, вовлеченных в процесс, а это тысячи человек.
- А место в квалификации в "Ле-Мане" много значит?
- Оно важно, чтобы можно было бороться за победу, нужно быть в пятерке лучших. Необходимо с самого начала гонки позиционировать себя как лидера и все время быть в группе лидеров, потому что в Ле-Мане в любой момент все может кардинально измениться, и ты должен быть рядом, чтобы воспользоваться предоставившейся возможностью.
- В Ле-Мане часто бывает, что машина, которая большую часть гонки едет на подиум, сходит буквально за час до финиша...
- Самое сложное время с 5 до 9 утра, когда наваливается усталость после ночи, и последние два часа - когда наваливается общая усталость после 24-часовой гонки.
- Знаете, как себя может чувствовать гонщик, который сошел за час до финиша?
- Не знаю и даже не хочу знать!
Лина ХОЛИНА
Ле-Ман. "24 часа Ле-Мана". Класс LMP1. 1. Кристенсен/Дюваль/Макниш (Дания/Франция/Великобритания, "Ауди", Германия) – 348 кругов. 2. Дэвидсон/Буэми/Сарразян (Великобритания/Швейцария/Франция, "Тойота", Япония) - отставание 1 круг. 3. Жене/Ди Грасси/Джарвис (Испания/Бразилия/Великобритания, "Ауди", Германия) - 1 круг.
Класс LMP2. 1. Багетт/Гонсалес/Плоуман (Бельгия/Мексика/Великобритания, "Морган-Ниссан", Франция) – 19 кругов отставания от абсолютного победителя гонки. 2. Пла/Хайнмайер Ханссон/Брандл (Франция/Дания/Великобритания, "Морган-Ниссан", Франция) - 1 круг от победителя класса. 3. РУСИНОВ/Мартин/Конвэй (Россия/Австралия/Великобритания, Орека-Ниссан", G-Drive Racing, РОССИЯ) – 2 круга от победителя класса.
Класс LMGTE Pro. 1. Либ/Литц/Дюма (Германия/Австрия/Франция, "Порше", Германия) – 33 круга от абсолютного победителя гонки.
Класс LMGTE Am. 1. Нарак/Бюрре/Верней (Франция, "Порше", Франция) – 42 круга от абсолютного победителя гонки.