17 января 2023, 18:15
Автоспорт одним из немногих не стал закрывать двери для россиян полностью. Российские пилоты могут выступать на соревнованиях под эгидой FIA, но при выполнении ряда условий. Нейтральный статус, нет флага и гимна, но главное — подписание бюллетеня с политическим меморандумом. Если выступать без флага, увы, наши спортсмены уже привыкли, то вступать в прямой конфликт с государством готовы далеко не все. По этой причине, например, пилотов с нашей лицензией не было в этом году на ралли-рейде «Дакар». Одним из немногих, кто пошел на установленные FIA условия, стал Александр Смоляр. В этом году он одержал свою первую большую победу — выиграл «24 часа Ле-Мана», пусть и в виртуальном формате.
Забытое и уже необычное чувство — встретить новости о большой победе россиянина на крупных международных соревнованиях. И «24 часа Ле-Мана», пусть и в виртуальном формате, — это действительно серьезный успех. Во-первых, автоспорт едва ли не лучше всего адаптируется в киберспорте, с ним в этом плане посоперничают разве что покер или шахматы. Во-вторых, именно эта гонка считается главным событием года в мире симрейсинга. На ней собираются как лучшие гонщики киберспорта, так и ветераны, но даже и действующие пилоты. К примеру, в этом году участие принял даже чемпион «Формулы-1» Макс Ферстаппен. Еще бы, почему бы не попробовать себя в марафоне, пока сезон не стартовал, к тому же соревновались пилоты за солидный призовой фонд в четверть миллиона долларов. И большая его часть досталась команде R8G Esports, в составе которой был россиянин Александр Смоляр.
Смоляр — пилоты «Формулы-3» и член программы SMP Racing. Он один из немногих, кто остался в автоспорте после решений FIA ограничить присутствие на своих соревнованиях россиян и белорусов. Кибергонок это тоже касается, но Смоляр принял требования международной федерации автоспорта. Это позволило ему провести полноценный сезон в третьей по престижности серии гонок, а сейчас заявиться на большой турнир в симрейсинге. «Прошло много лет, мне как-то проще смотреть на то, чтобы не выступать в Европе, когда делают какие-то условия для гражданина России, — говорил о Смоляре в интервью «СЭ» Виталий Петров. — Но Александр молодой. Ему, конечно, хочется выступать. У спортсмена не так много времени, чтобы пройти «Формулу-3», затем вторую и наконец попасть в «Формулу-1». В прошлом сезоне Смоляр смог выиграть один из этапов, а новый год начал еще с одной большой победы.
Александр был в экипаже команды R8G Esports, совладельцем которой является экс-пилот «Формулы-1» Роман Грожан. Вместе с российским пилотом за рулем виртуального Ferrari GTE были македонцы Эрхан Яйовски и Тимо Андоновски, а также австралиец Скотт Эндрюс. R8G Esports выиграли квалификацию. Это был хороший знак, но в самой марафонской гонке еще ничего не гарантировал. Но Ferrari команды R8G Esports под номером 888 все-таки пересекла линию финиша первой в своем классе, при этом почти на круг опередив ближайших преследователей.
Любопытно, что экипаж чемпиона «Формулы-1» Макса Ферстаппена, выступавший в классе LMP2, снялся из-за технических проблем. В итоге голландец назвал заезд «не соревнованиями, а клоунским шоу». Экипаж Ферстаппена лидировал в гонке за семь часов до финиша, но затем у Макса возникли технические проблемы. После гонки Ферстаппен был в ярости и пообещал больше никогда не участвовать в данном соревновании. «Организаторы назвали это колоссальным невезением. Но это некомпетентность. Они даже не могут контролировать то, что происходит в их собственной игре! Меня уже третий раз вот так выкидывает из игры во время гонки. Так что это был последний раз, когда я вообще в этом участвую. Потому что какой вообще в этом смысл?» — сетовал Макс. Драмы добавлял и тот факт, что его команда лидировала в чемпионате LMVS на протяжении всего сезона.
«24 часа Ле-Мана» стали венцом киберспортивного года. По словам Ферстаппена, он серьезно готовился к гонке на протяжении двух месяцев и потерять весь прогресс за семь часов до финиша — это невероятная боль. Организаторы ответили известному пилоту, но с претензиями на свой счет не согласились. Проблемы возникли в том, что один из гонщиков сделал публичными приватные данные, чем помог злоумышленникам. «По ходу семи первых часов стало ясно, что с игровым сервером возникли серьезные проблемы, из-за чего нам дважды пришлось останавливать борьбу красными флагами, — цитирует пресс-служба исполнительного продюсера кибергонки Жерара Неве. — После предварительного расследования есть основания говорить, что кто-то из участников случайно открыл для публики IP-адреса при подключении к серверу, чего происходить не должно». В защиту организаторов выступил и Роман Грожан, похвалив за развитие как кибергонки в целом, так и виртуальный «Ле-Ман» в частности.
Это уже не первый случай, когда Ферстаппен приходит в ярость от кибергонок. Осенью прошлого года Макс тоже встретился на виртуальном треке со Смоляром, и их контакт закончился скандалом. Голландец на болиде высшей категории LMP обгонял Алекса на машине класса GT3 на круг, но Александр не стал пропускать лидера. А после того как эпизод завирусился в интернете, написал в телеграме: «Я убил Макса Ферстаппена». Фанаты пилота «Ред Булл» принялись атаковать его во всех соцсетях. Поступали даже личные угрозы. «Они, наверное, в жизни ничего не смотрят кроме «Формулы-1», — сказал потом Смоляр. — О чем думал Макс, когда лез туда? Я испугался, остался посередине, и меня затащило. Извините, у GTE не полторы тонны прижима, она с середины траектории в поворот заехать не может».
Справедливости ради, в гонках мультикласса строгих правил по пропуску лидеров нет. Машина не обязана съезжать с траектории — пилоты должны сами искать место для обгона как в виртуальном мире, так и в реальном. Иначе любая гонка на выносливость превращалась бы в сплошную синеву для всех на обочинах. А мастерство прорыва через трафик неспроста считается одним из главных факторов при подборе пилота для «Ле-Мана». Но главное, что стоит отметить по итогам двух скандалов Ферстаппена в виртуальных гонках — они завоевывают все больше внимания в мире автоспорта и играют большое в нем значение. Главная проблема автоспорта — его дороговизна, а симрейсинг стирает грань между начинающими пилотами и чемпионом «Формулы-1». И в этом его главное преимущество.