30 июня 2020, 20:20
Автогонки постепенно возвращаются в спортивный календарь, наряду с другими видами спорта. На прошедшей неделе был опубликован календарь Российской серии кольцевых гонок — главного российского чемпионата в кузовном автоспорте. Главная новость — первое в истории мероприятие на новой современной трассе «Игора Драйв» в 50 километрах от Санкт-Петербурга в конце июля. «СЭ» поговорил с руководителем серии Олегом Петриковым — о трассе, новом сезоне и женщинах в автогонках.
— Олег, с каким настроением ждете нового сезона? Непросто было все это организовать?
— Конечно, тяжело давались согласования во всех инстанциях, начиная с муниципальными властями и заканчивая Министерством спорта. Рад, что прошли этот путь и готовимся к старту чемпионата и Кубка России по кольцевым автогонкам.
— Вы как-то будете ограничивать контакты команд? А то в футболе тоже чемпионат начали, и пошли отмены матчей и другие странные события.
— Конечно, федерация выработала регламент. Но у нас в этом смысле спорт хороший — стартовая решетка в шахматном порядке, все в нескольких метрах друг от друга. Вне зоны риска, даже с запасом. Сам автомобиль четыре метра в длину. Дистанции у нас хватает.
— Но зрителей пока не будет?
— Первоначально проводим без них, потом посмотрим — если будет согласие местных властей, откроем автодромы, конечно. Но нам легче проводить на данный момент гонки без зрительской базы. Трибуны на многих трассах небольшие, и контролировать рассадку и другие нормы нам трудно. Но в этом году, как и прежде, будут трансляции на федеральном канале, в YouTube, соцсетях.
— Одно из главных событий — дебют автодрома «Игора Драйв» под Петербургом, который примет второй этап чемпионата 25-26 июля. Сложно было организовать первое в истории официальное мероприятие на нем?
— Был долгий диалог. Первоначально планировали провести совместный этап с DTM. Но потом DTM перекроила календарь из-за известных событий. И мы попытались организовать свой уик-энд. Были и финансовые, и организационные вопросы, переговоры об аренде, с техническими службами, но здорово, что мы достигли единой позиции. Новость о новой трассе спортсменов однозначно воодушевила — пополнение в календаре. Это радостная весть.
— Вы наверняка посещали «Игору Драйв». Как впечатления?
— Трасса замечательная, конфигурация хорошая. Настоящая новинка для всех, много «прямиков», длинных дуг, перепады высот. Для спортсменов это открытие. В отличие от большинства российских трасс она быстрая. «Игора Драйв» сделана под мощные автомобили. Пилотам надо будет перебороть себя. Раньше они тормозили со скорости 200 км/ч, то теперь с 235. Это совсем другие гонки.
— «Формулу-1» потянет трасса в перспективе?
— Трасса современная и соответствует всем техническим требованиям для «Формулы-1». Насколько я понимаю, для получения категории Grade 1 не хватает только инспекции, которая не может приехать из-за закрытых границ. Но гонка «Формулы-1» — момент политический, он связан не только с автодромом. Сам комплекс как объект принять гонку «Формулы-1» сможет, без вопросов. Дальше вопрос договоренностей — «Гран-при России» из Сочи переедет на «Игору», или все же нет.
— Есть ощущение, что никто не против, чтобы «Формула-1» прошла под Питером.
— Тут спорить не буду. Осталось утрясти финансовую составляющую.
— Многие виды спорта жалуются на проблемы из-за пандемии, в том числе экономические. На вас простой сказался? Команды не уходят?
— Есть такой процесс, конечно. Особенно проблема в младших, хоть и недорогих, классах. Будем сейчас вырабатывать программу помощи. С другой стороны, гонщик Клим Гаврилов планировал участие в итальянском чемпионате, но остался в России. Ирина Сидоркова пришла в серию, хотя собиралась выступать в женской «Формуле». Но там вообще уникальная ситуация может создаться — часть гонок в той серии она будет проводить виртуально, параллельно с реальными гонками у нас.
— Ирина — не первая девушка в вашей серии. В автоспорте наступает феминизм?
— Мне очень приятно видеть девушек в гонках. У нас был отдельный фонд в 1 миллион рублей для женского зачета, и мы его распределяли как-то между пятью участницами. Ряд девушек дадут фору мужчинам в автоспорте. Как пилотессы они прекрасно себя реализуют. А что касается отказа «Формулы-1» от grid girls — мы не собираемся следовать этому примеру. Девушки помогают развитию спорта. Не хочу никого обидеть, но это один из символов автоспортивного мероприятия.
— У вас гонялись в свое время певцы, актеры, даже бывший пилот «Формулы-1» Мика Сало. Планируете продолжать практику?
— Конечно, сейчас это сложно, но прорабатываем эти моменты. Сало поддерживает программу SMP Racing, так что мы продолжим приглашать таких людей.
— В целом есть ощущение, что автоспорт в России растет? Новые трассы, календарь и география расширяется.
— Тренд позитивный, два года назад мы достигли отметки в 120 участников. Автоспорт возрождается, и думаю, прежде всего это связано с демографическими особенностями. После распада СССР, путчей и прочих событий элементарно мало новых людей рождалось. Сейчас пришло новое поколение, и молодежь идет в гонки. Но и ветераны у нас крутые. Владимир Черевань в том году завоевал чемпионский титул в 60 лет. В этом году, опять же, с развитием все сложно. Тем не менее, прогресс идет. Здесь хотелось бы большую поддержку получать от Министерства спорта, и напрямую спортсменам. Я не про финансы, а даже законы. Простой пример: сейчас гоночный автомобиль не приравнен к спортивному инвентарю. Поскольку многие машины импортные, при растаможке нужно заплатить приличные деньги, все как с гражданским автомобилем. Если его признают спортивным снарядом, как и должно быть, это сильно облегчит ситуацию. Вот такие не самые глобальные вещи могли бы способствовать развитию автоспорта в России.