Автоспорт

26 июня 2018, 00:00

Российская команда покорила Ле Ман

Дмитрий Гирин
Корреспондент
Экипаж российской команды "G-Drive Racing" в составе Романа Русинова, Жан-Эрика Верня и Андреа Пиццитолы одержала победу в легендарной гонке "24 часа Ле Мана" в классе LMP2. Это первый подобный успех в истории отечественного автоспорта.

Каждый, кто хоть сколько-нибудь следит за спортом или просто интересуется машинами, слышал про "24 часа Ле Мана". Можно не знать никаких деталей и подробностей, но само название точно покажется знакомым.

ПАРАД ЧЕМПИОНОВ

Это как с чемпионатом мира по футболу – можно быть максимально далеким от него, но раз в четыре года он все равно так или иначе придет в вашу жизнь, если только вас не угораздило оказаться на необитаемом острове без каких-либо средств связи.

Аналогия вполне уместная, потому что в мире машин и автоспорта ничего нет соревнования круче, легендарнее и престижнее. Как каждый футболист мечтает сыграть на чемпионате мире, так и каждый, кто занимается гонками, хочет однажды проехать "24 часа Ле Мана". Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на то, сколько пилотов, выступавших в разное время в "Формуле-1", приехало в этом году во Францию: побеждавшие в чемпионате мира Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон, Хуан Пабло Монтойя, Джанкарло Физикелла, Бруно Сенна, Камуи Кобаяши, Себастьян Буэми, Пол ди Реста, Пастор Мальдонадо…

Показательны слова Алонсо, сказанные им уже после гонки. "Просто невероятно, почему "24 часа Ле Мана" проводится только раз в году. Такая гонка должна проходить каждые 2-3 недели", – сказал испанец. Но тут как и с любым другим грандиозным событием – нельзя, чтобы оно превращалось в рутину, теряя свои уникальность и неповторимость.

Аналогия с футбольным чемпионатом мира еще и в том, что "24 часа Ле Мана" – это не только и даже не столько гонка, сколько потрясающий фестиваль, стать свидетелем и участником которого – огромная удача. В эти дни Москва и другие российские города – площадки настоящего карнавала, в котором принимают участие люди со всего мира. И даже те, кто совершенно равнодушен к футболу, проникаются этой атмосферой.

МАШИНА БОНДА

Так вот, "24 часа Ле Мана" – ничуть не хуже. Даже если вам не очень интересна сама гонка, впечатлений будет масса. Публика, съезжающаяся на уик-энд в окрестности небольшого города в долине Луары, отличается удивительной пестротой. Благообразные старушки лет семидесяти, не поленившиеся и не поскупившиеся приехать в специальную зону прямо рядом с трассой и снимающие проносящиеся в нескольких метрах машины на цифровые фотоаппараты первого поколения. Прилично одетые японские и китайские туристы с маленькими детьми и колясками, которых ожидаешь встретить где-нибудь в Лувре, но никак не в чистом поле во французской глубинке. Пролетариат со всех концов Европы, любящий холодное пиво и хорошие машины. Чинно выглядящие семьи, главы которых смахивают на профессоров Сорбонны.

И все они мирно сосуществуют между собой на протяжении уик-энда несмотря на свободную продажу алкоголя на территории автодрома и полное отсутствие полиции. Разумеется, когда вместе собираются несколько сотен тысяч людей – а в этом году "24 часа Ле Мана", согласно официальным данным, посетили 256 900 человек – мелких инцидентов не избежать, но на общую атмосферу это не влияет.

Собственно, ради этой атмосферы, ради возможности почувствовать сопричастность к грандиозному событию люди и приезжают в Ле Ман. Трибуны заполняются только к старту и финишу гонки – все остальное время народ просто хорошо проводит время, благо что возможностей для этого масса – можно даже прокатиться на колесе обозрения.

Даже простая прогулка по окрестностям автодрома дарит массу впечатлений. "24 часа Ле Мана" – это не только гонка, но и грандиозная автомобильная тусовка. Съезжающаяся сюда публика стремится в том числе и показать себя, поэтому окрестные парковки превращаются в настоящую выставку. Крутые и редкие модели, тюнингованные экземпляры – найдется все. В моем личном хит-параде победил "Астон Мартин" – та самая модель, что была у Джеймса Бонда.

ПУТЬ К ВЕРШИНЕ

Увидев и прочувствовав все это, понимаешь, насколько почетно и престижно победить в "24 часах Ле Мана", и насколько значимо достижение "G-Drive Racing". Команды идут к этому годами, а то и десятилетиями, и получается далеко не у всех.

Казалось бы, слагаемые успеха просты – хороший бюджет, хорошая машина и техническое обслуживание, хорошие пилоты. Однако не все так просто. Наиболее показателен пример "Тойоты". Японский концерн впервые принял участие в "24 часах Ле Мана" более 30 лет назад – в 1985 году. И все эти годы мечтал о победе в классе LMP1 – самом быстром из всех, болиды которого традиционно приходят первыми и в общем зачете. Но все никак не мог выиграть – с его то возможностями и ресурсами.

В 2016 году и вовсе случилась настоящая катастрофа – экипаж японской команды большую часть гонки лидировал, но остановился за три минуты до финиша. Представляете, три минуты! Рассказывают, что на тех, кто находился в боксах, страшно было смотреть. Вообразить, что они в этот момент чувствовали, и вовсе невозможно. Однако в этом году "Тойота", пригласив Алонсо, все же добилась своего, и нужно было видеть их радость.

Путь к успеху "G-Drive Racing" был не таким долгим – команда при поддержке "Газпромнефти" начала выступать в гонках на выносливость в 2012 году, но это не означает, что победа далась легко, а радость была меньше. Ничуть.

Да, российский коллектив сходу стал показывать неплохие результаты в Ле Мане – в дебютных "24 часах" было 4-е место – и традиционно входил в число фаворитов в классе LMP2. В 2015 году один экипаж попал на подиум, заняв второе, в 2016-м – еще одно второе место.

Да, были победы в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) – в 2015 году "G-Drive Racing" стала первой в командном зачете, а экипаж Русинова выиграл личный зачет. В 2016 и 2017 годах экипажи российской команды победили в общем зачете "Европейской серии Ле Мана" (ELMS).

БЕЗ СЛУЧАЙНОСТЕЙ

Но для победы в "24 часах" должны сойтись все факторы, в том числе и удача. И на этот раз все получилось, тем более что команда перед стартом сезона поставила себе именно такую задачу.

"Эта победа доказала, что если упорно идти к цели, то обязательно ее добиться. Мы семь лет назад поставили перед собой цель выиграть "24 часа Ле Мана", но в предыдущих марафонах нам каждый раз что-то мешало. Самым сложным было сохранять мотивацию бороться дальше. И вот наконец мы покорили легендарный "Ле Ман" – над подиумом был поднят российский флаг и играл наш гимн. Эта победа стала вознаграждением за ту работу, которую мы делали все последние годы на пути к этому триумфу", – сказал вскоре после финиша руководитель проекта Александр Крылов.

Экипаж в составе Русинова, Верня и Пиццитолы уже после первого пит-стопа вышел в лидеры и больше не упускал первое место до самого финиша. Но это не значит, что все было просто – на трассе несколько раз появлялся пейс-кар, и это могло нивелировать все преимущество. За двадцать минут до финиша в боксах команды царила атмосфера, которую можно описать как смесь предвкушения триумфа и настороженности. Было понятно, что помешать выиграть может только какая-то случайность. Но на "24 часах", где на трассе собраны машины разных классов, произойти все что угодно может в любую секунду. Можно делать все правильно и лишиться всего из-за чужой ошибки.

Но в этот раз все обошлось, и машина "G-Drive Racing", за рулем которой в этот момент был Вернь, первой пересекла финишную черту в классе LMP2.

"Сейчас сложно описать свои эмоции, потому что ко мне еще не пришло осознание этого достижения. Так же было, когда в 2015-м наша команда выиграла чемпионат мира – понимание этого пришло только через несколько дней. Эта гонка сложилась для нас идеально. Но это не значит, что победа была легкой – легких "Ле Манов" не бывает, случится может все что угодно, как это бывало с нами в предыдущие годы. Но на этот раз все прошло, как надо, и на подиуме я просто наслаждался, слушая российский гимн перед многотысячной толпой. Это было незабываемо!", – поделился своей радостью Русинов.

Правда, спустя сутки после окончания гонки появилась информация, что судьи приняли решение дисквалифицировать экипаж Русинова. Причина – выявленные изменения в конструкции заправочной машины, которые, по мнению технических делегатов, позволяли команде быстрее проводить дозаправки во время пит-стопов.

В "G-Drive Racing" уже заявили, что подадут апелляцию на это решение. "Мы уверены, что технического регламента не нарушали и действовали в полном соответствии с правилами", – сказал Русинов, являющийся в том числе и спортивным директором команды.

До вынесения вердикта по апелляции результат гонки остается в силе – и, следовательно, экипаж российской команды остается победителем.