Мотоспорт

22 июня 2009, 10:00

Эмиль Сайфутдинов: "В Европе еще не привыкли к нашим победам"

Интервью "СЭ" дал российский гонщик Эмиль Сайфутдинов, в этом сезоне триумфально дебютировавший на чемпионате мира по спидвею.

Сайфутдинов, похоже, всерьез вознамерился переписать всю книгу высших достижений в истории классического спидвея. Девятнадцатилетний гонщик стал первым двукратным чемпионом мира среди юниоров, самым молодым победителем этапа "Гран-при". Удивительно, но триумфом завершилась уже его дебютная гонка на взрослом первенстве мира. Хочется надеяться, что все эти немалые успехи - только первая страница славной карьеры Эмиля. После четырех этапов "Больших призов" россиянин уверенно разместился на второй строчке в общем зачете. Впереди лишь двукратный чемпион мира австралиец Джэйсон Крамп.

Однако последнюю гонку Сайфутдинову закончить не удалось.

- Что произошло в Дании, Эмиль?

- Сначала все шло хорошо: набрал шесть очков в предварительной части. Но в полуфинале случились проблемы со сцеплением, из-за которых меня исключили из заезда. Впрочем, я не расстраиваюсь. Всякое бывает.

- Несмотря на эту локальную неудачу, в целом ваш дебют в "Гран-при" можно признать весьма успешным. В преддверии сезона рассчитывали, что с ходу начнете побеждать?

- Предугадать такое развитие событий, конечно, не мог. Зимой плодотворно готовился: ходил в спортзал и ездил мотокросс. Хотел всем показать, что я - первый гонщик в России. В общем, старался. В итоге выиграл первый этап "Гран-при". На втором упал. Третий также закончился моей победой. Что ж, впереди еще семь этапов: за победу в первенстве мира буду бороться до конца.

- А вы решили во что бы то ни стало выиграть "Гран-при"?

- Стратегические задачи я ставлю перед собой всегда. Например, у меня была цель - выиграть юниорский чемпионат мира. Как вы знаете, я сделал это дважды подряд. Если мне хватит старания и везения, то попробую замахнуться на что-нибудь серьезное и в этом году.

- Победа на "Гран-при Швеции" была омрачена невежественной выходкой организаторов, включивших в честь вашего триумфа отнюдь не гимн России. Что же произошло?

- Не знаю. Если честно, был очень разочарован. Поэтому подошел к занявшему второе место Крампу и сказал, что это не мой гимн. Он тоже удивился. Позже мне передали извинения организаторов, но подпорченного настроения было уже не вернуть.

- Так что за музыку поставили в Гетеборге?

- Возможно, это был старый гимн России на музыку Глинки. Впрочем, точно сказать не могу - плохо его помню.

- Часто ли на крупных турнирах случаются подобные казусы?

- Знаете, по отношению к спортсменам из других стран видеть подобное не приходилось. Может быть, к российским победам еще не привыкли? Кстати говоря, после моего успеха на первенстве мира среди юниоров в прошлом году играл старый гимн.

- Правда, что перед этим сезоном вас звали не только в спидвейное "Гран-при", но и в MotoGP?

- Да. Мой спонсор Red Bull организовал тренировку в этом классе, которая состоится в ноябре. Попробую проехать, а затем посмотрим - понравится или нет. В данный момент, разумеется, об этом не думаю. Но испытать свои силы в MotoGP хотелось бы.

- Как-то вы сказали, что намереваетесь попробовать себя абсолютно во всех разновидностях мотоспорта. Такое осуществимо?

- Если есть время и силы, то почему бы нет? Можно сказать, мне не хватает адреналина. Есть желание близко познакомиться с разной техникой. Исключение, пожалуй, сделаю только для ледового спидвея: боюсь шипов.

- Кстати, вы знакомы с единственным россиянином в MotoGP Владимиром Леоновым?

- Безусловно, я слежу за его выступлениями. Но лично встречаться не доводилось.

- Травмы - проблема многих спортсменов, вас стороной они тоже не обходят?

- При неудачных падениях их не избежать. Частых травм не хотелось бы, но так получилось, что на каждом из четырех этапов "Гран-при" я получал различные повреждения. В Дании в результате падения травмировал плечо, которое сейчас лечу.

- После серьезных травм замечали, что бережете себя на подсознательном уровне?

- Нет. Стараюсь сразу забывать о падениях. Спидвей - такой спорт, где без ушибов не обойтись.

- Падение на трассе - всегда ошибка гонщика?

- По-разному. Если механики плохо посмотрели мотоцикл, может ведь и переднее колесо отключиться. Бывает, что кто-то тебя сбил. На треке скорость немаленькая, поэтому всякое может произойти.

- У вас есть любимый стадион?

- Понравилась арена в Копенгагене. Крыша спасала от дождя, и он нам совсем не мешал. Было здорово.

- А зрители где наиболее активны?

- В Польше. Там спидвей чрезвычайно популярен. Видимо из-за того, что страна небольшая.

- Вы первый в истории страны двукратный победитель юниорского чемпионата мира, первый россиянин, выигравший этап "Гран-при". В обычной жизни вы тоже передовик?

- Просто я не люблю проигрывать. В юношеских турнирах привык к победам, поэтому очередная виктория не становится чем-то уж очень неожиданным.

- С некоторых пор в России можно смотреть прямую трансляцию этапов "Больших призов" по общедоступному телевидению. Популярность вида спорта в стране мало-мальски растет?

- Не так быстро, как хотелось бы. К сожалению, из-за финансового кризиса в чемпионате России осталось только три команды.

- Кризис и спидвей стороной не обошел?

- Особенно сильно он сказался на российском чемпионате.

- Проблема допинга в вашем виде спорта существует?

- Нет. В нашем деле никакой допинг не поможет. Необходимы лишь психическая устойчивость, расчетливая голова и хорошая техника.

- В родном Салавате на улице вас узнает каждый?

- Нет. Хотя в принципе город у нас маленький, и многие друг с другом знакомы. Куда чаще узнают в Польше. Бывает, иду по магазину - подходят, здороваются, просят автографы и совместные фото.

- Сильно ли на успешное выступление в этом техническом виде спорта влияет физическая подготовка спортсмена?

- Более чем. Без должной "физики" не будет результата. Поэтому я хожу в спортзал и гоняюсь в мотокроссе, который является очень хорошей тренировкой.

- Сколько у вас байков?

- Четыре. На них соревнуюсь и в польской лиге, и в шведской.

- Ваши мотоциклы отличаются от техники соперников?

- В принципе байки у всех одинаковые. Различаются только настройки мотора. Отсюда и вытекает преимущество. Для участия в "Гран-при" допускаются мотоциклы с объемом двигателя 500 см3. Конечно, у всех этот показатель не проверишь, но если кого-то подозревают в нарушении регламента - пишут протест. Тогда мотор вскрывают - и выясняется, к примеру, что двигатель не 500 кубиков, а 550 .

- Такие случаи на вашей памяти были?

- На чемпионатах мира нет. А вот в национальных лигах подобное иногда случается.

- К сожалению, в нашей стране о вас пока знают не много. Когда серьезно увлеклись мотоспортом?

- В 15 - 16 лет. К этому меня подтолкнул отец, в свое время занимавшийся мотокроссом и ледовым спидвеем. В основном же ориентировался на старшего брата Дениса, по стопам которого хотел пойти. Как бы то ни было, в 16 лет я уехал выступать в Польшу, где потихоньку стал добиваться результатов.

- Кстати, почему именно Польша?

- Однажды я участвовал в турнире во Владивостоке, куда приехал шведский гонщик Андреас Йонссон. Клубу из Быдгоща, за который он выступал, понадобился гонщик-юниор. Вот так и началась моя карьера в "Полонии".