– Судя по тому, что девушки в Сочи были заметными персонажами, пришлось приложить немало усилий?
– Придется начать издалека. В начале года, когда Liberty Media впервые сделали свое объявление о своей позиции об отказе от грид-герлз, это стало шоком для большинства ценителей "Формулы-1", участников автоспортивного мира, промоутеров гонок, пилотов. На самом деле, это решение было странным, и Liberty Media получили негативную обратную связь. Тем не менее, руководство "Формулы-1" объявило о решении отказаться от девушек и заменить их на детей. Но в каком именно формате – никто не понимал.
То ли привлечение детей на стартовую решетку – действительно крутая идея, то ли это просто попытка сгладить негатив от отказа от многолетней традиции грид-герлз. В конце концов, автопром всегда ассоциировался и до сих пор ассоциируется с красивыми девушками – на любом автосалоне около каждого автомобиля стоит девушка-модель. Это нормально для любых мировых брендов.
– Вы сказали об этом руководству серии?
– Было непонятно, чего добиваются новые владельцы "Формулы-1" своим решением. Российская сторона сразу довела до Liberty Media свою позицию. А конкретику озвучил руководитель оргкомитета "Гран-при России" Дмитрий Козак на пресс-конференции, посвященной старту продаж билетов на российский этап. Первое: девушки на стартовой решетке предпочтительнее детей, так как они профессионалы и понимают то, что это достаточно опасно, ведь ведутся последние приготовления в авральном режиме, механики и обслуживающий персонал бегают туда-сюда, что-то делают с болидами, что-то приносят пилотам. Иными словами, нахождение детей на стартовой решетке мы не поддерживаем. Второе. Русские девушки – самые красивые, и они точно будут на "Гран-при России".
– Промоутеры других этапов знали о вашей позиции?
– Да. Мы получили поддержку со стороны организаторов других этапов. Круто, говорили они, что вы так прямо высказываетесь и отстаиваете свою позицию, надеемся, что у вас все получится. После этого началась наша работа с Liberty Media по согласованиям, тем более они официально нас проинформировали, что девушки больше не welcome на стартовой решетке "Формулы-1" в предыдущем формате.
Нам и другим промоутерам быстро удалось убедить владельцев серии по вопросу с детьми. На стартовой решетке непосредственно рядом с машинами их не было. К тому же, на последних этапах грид-кидс превратились в Future Stars of Formula One, а это совсем другая история. Такая идеология нам близка и понятна. В Сочи дети-картингисты, отобранные Российской автомобильной федерацией, выходили на стартовую решетку и стояли перед пилотами во время гимна. Они провели несколько часов в паддоке, встречались с пилотами, фотографировались, получили автографы, посмотрели на технику и работу команд. Считаю, для них это был незабываемый опыт всей жизни, а уж про мотивацию к дальнейшим успехам молчу.
– Вы предложили другой формат работы девушек. Кто первым дал согласие?
– Мы в первую очередь достигли согласия с директором по маркетингу "Формулы-1" Элли Норман. Мы с ней встретились на одном из совещаний в Лондоне и предложили четкую концепцию работы девушек в Сочи. Девушки должны были вывести детей на стартовую решетку "Гран-при России". Тем самым мы показывали бы преемственность. Помимо нас до последнего настаивали на присутствии девушек на стартовой решетке только в Сингапуре. И добились своего – девушки в костюмах стюардесс там были. Но у Сингапура была коммерческая история, они объясняли это желанием титульного спонсора, и их история не получила такого освещения в телетрансляции как наша. Мы пошли другим путем: будущие мамы выводят детей на стартовую решетку.
– В чем была главная сложность во время переговоров?
– Сейчас структура управления "Формулой-1" отличается от того, что было раньше. Тогда все решал один человек – Берни Экклстоун, а два-три десятка очень компетентных менеджеров-исполнителей без малейших обсуждений воплощали все решения в жизнь. Теперь же на верхушке три топ-менеджера, а менеджеров-исполнителей – примерно сотня. Когда эти люди прилетели в Сочи, начались переговоры. Мы поняли, что среди линейного менеджмента поддержка идеи с грид-герлз очень высока, мягко говоря.
После целого ряда совещаний это было согласовано. Девушки в итоге специально находились на стартовой решетке в тех же нарядах, что в 2015 и 2016 годах, чтобы показать следование традициям. В начале гоночной недели мы уже представили в деталях эту концепцию руководству "Формулы-1". А затем начались неформальные переговоры о том, чтобы роль девушек не ограничивалась только тем, что они выводят детей на стартовую решетку. Шаг за шагом мы добивались расширения работы для девушек.
– И добились своего.
– Да. В итоге они встречали гонщиков при выходе на парад пилотов, встречали их в комнате для призеров, сопровождали на подиум – впервые в нынешнем сезоне "Формулы-1", держали флаги, пели гимн. То есть историю выхода детей на стартовую решетку в сопровождении девушек мы расширили максимально. Девушки очень активно присутствовали в телетрансляции. Весь мир в этом убедился. Главное, чего мы добились вместе с руководством "Формулы-1", за что им очень благодарны, что девушки и дети – это правильное и красивое сочетание.
– Сколько девушек было задействовано на российском этапе?
– Всего непосредственно для участия в церемониях на "Гран-при России" было привлечено 11 девушек. Их работа оплачивалась по стандартным тарифам работы моделей в физически непростых условиях. Конкуренция на эти 11 мест была очень высока. Девушки боролись не столько за оплату, сколько за возможность участия в таком событии с огромной зрительской аудиторией. Но факт оплаты принципиален для нас, чтобы никто не думал, что мы занимаемся эксплуатацией.
– Когда все же окончательно был решен вопрос по грид-герлз?
– То, что девушки держали в руках флаги и находились рядом с детьми, исполняющими гимн, было решено уже в день гонки, буквально за пару часов до старта. И все это благодаря поддержке того самого операционного менеджмента "Формулы-1".
– Дети, которые исполняли гимн, также проходили отбор?
– Да, это были участники шоу "Голос. Дети". Уверен, что это было лучшее исполнение гимна нашей страны за все пять лет проведения "Гран-при России". Положительный опыт этого года мы будем обязательно использовать в будущем.
– Ваш прогноз – девушек вернут в королевские гонки?
– В январе руководство "Формулы-1" проводит традиционную общую встречу с промоутерами всех этапов, и я надеюсь, что на этой встрече мы услышим какие-то обновления в подходе Liberty Media к участию девушек в сезоне-2019. Если такие изменения произойдут, то они будут во многом обусловлены последовательной позицией российского этапа.
– Кажется, в нынешнем году билеты продавались более активно?
– Рост билетных продаж в денежном выражении по сравнению с прошлым сезоном – 72 процента. Во многом за счет того, что у компании "Росгонки" появилась гибкость и в ценообразовании, и в маркетинговой активности. Мы заново пересмотрели ценообразование отдельных категорий билетов и целых секторов. Сделано это было на основе исследования онлайн-опроса, в котором участвовало более шести тысяч человек. Во многом мы строили и содержательную программу уик-энда, и ценовую исходя из обратной связи.
Что касается билетов, то когда гонку проводила краснодарская структура "Центр Омега", была такая политика билетных взаимозачетов с различными организациями, либо продажа отдельных категорий билетов со значительным дисконтом. Но "Росгонки" с самого начала довели до всех партнеров свою позицию, что у нас никогда не будет билетов со скидкой 90 процентов. Постепенно это привело к тому, что ценители "Формулы-1" поняли, что нужно идти на официальный сайт и покупать билеты именно там. Мы сумели повернуть тренд падения билетной выручки, который наметился в последние два года. Ключевым автором коммерческого успеха Росгонок является "невидимый герой" Владислав Пискунов (агентство Creative Network), который со своей командой сформулировал и реализовал обновленную коммерческую стратегию "Гран-при России".
– В целом, вы довольны, как прошел этап?
– Было общее ощущение праздника. С 2014 года я не получал такого потока позитивных отзывов. Мы сделали много интересных зон для болельщиков, структурировали более оптимально точки питания. Даже концертную программу адаптировали под желания зрителей: они хотели "Ленинград" – они его получили. А это ведь особенная группа. Но мы сумели договориться со Шнуром, ледовый дворец "Большой" был забит под завязку. Баста и "Би-2" – тоже выбор поклонников "Формулы-1". При поддержке Минобороны в субботу провели 30-минутное авиашоу "Стрижей". Вернули гонки поддержки "Формулу-2" и GP3 с их множеством обгонов и гоночных инцидентов. Были и некоторые замечания зрителей – их учтем в подготовке Гран-при 2019 года.
– А командный приказ "Мерседеса" не испортил общего впечатления?
– Это не просто не подпортило впечатление от "Гран-при России", но даже его улучшило. Может, это цинично, зато прозаично: приказ обсуждают до сих пор. И говорят о том, что это было именно в Сочи. Для нас, как организаторов, эта история играет вдолгую. С точки зрения болельщика то решение, которое принял Тото Вольфф, показывает, что "Формула-1" спорт не безрассудных, а очень умных людей. И лишний раз подчеркивает, что это командный спорт, где важно умение принимать порой жесткие и жестокие решения ради победы.
Да, если бы Хэмилтон пропустил вперед Боттаса на финише, это запомнилось бы на всю жизнь. Но, представьте, что Льюису в итоге не хватит именно этих семи очков для чемпионства. Тогда никто не вспомнил бы о том, какой он благородный. История абсолютного триумфа превратилась бы в историю безрассудности. Уверен, что Хэмилтон вернет Боттасу сочинский долг в одной из оставшихся гонках сезона. Жаль, что во второй половине сезона мы не увидели столь же плотной борьбы "Мерседеса" с "Феррари". Думаю, на итальянской команде сказался уход из жизни руководителя Серджио Марккионе. После этого у них что-то поменялось. Потух какой-то огонь. Они стали удивительно слабы, появилось значительное количество ошибок. Но сюрпризы еще возможны, до финиша сезона еще четыре этапа.