"Гран-при Европы" завершился первой в сезоне-2009 победой пилота "Брауна" Рубенса Баррикелло. Успех на городской трассе в Валенсии позволил бразильцу вновь выйти на вторую позицию в борьбе за чемпионский титул.
Разбираться в нюансах гоночного уик-энда "Формулы-1" читателям "СЭ" в очередной раз помогает Виталий Петров - 24-летний российский пилот, выступающий за испанскую команду Barwa Addax в популярной серии GP2.
- Честно говоря, гонка была довольно скучная. Ни одного обгона толкового не было, никаких интересных тактических приемов команды не показали. Все решилось во время пит-стопа Льюиса Хэмилтона, который затянулся гораздо дольше положенного. Что было бы интересно посмотреть, так это возможную схватку британца с Баррикелло на последней трети гонки. Они оба были быстры, и их соперничество могло стать весьма интересным, но этого, увы, мы не увидели.
- А все из-за того, что механики "Макларена" приготовили для Льюиса неправильный комплект резины?
- На самом деле непонятно, что там произошло. Хэмилтон сказал, что его вроде бы позвали в боксы именно на том круге, а когда он уже сворачивал на пит-лейн, поступила команда оставаться на трассе. Но он уже не мог вернуться на круг - был за белой линией. Такое вполне могло произойти. Если же Хэмилтон сам решил свернуть на замену шин и дозаправку на круг раньше, чем его просили, то он виноват. Вообще-то пилот просто не имеет права заезжать в боксы без договоренности с командой.
- В итоге выиграл Баррикелло, для которого это победа - десятая в "Гран-при" и одержана она после очень большого перерыва.
- Бразилец не выигрывал, кажется, лет пять. И этот успех, конечно, был для него очень эмоциональным. Гонку-то он действительно провел отлично - ехал быстро, не ошибался. Да и механики "Брауна" сработали хорошо.
- По ходу сезона мы с вами постоянно говорим об изменении ситуации в чемпионате. В Валенсии расклад сил наиболее явно проявился в квалификации. "Макларен" окончательно набрал мощь и из последних рядов выдвинулся на первые?
- Не думаю. Все борются. И все еще будут прогрессировать. Да, с различной скоростью, но прогрессировать будут обязательно. И ситуация, наметившаяся в прошедшей гонке, еще не окончательная.
С самого первого "Гран-при" сезона все ждали от "Макларена" каких-то решительных действий, которые бы позволили команде - чемпиону прошлого года вновь выйти на лидирующие позиции. Да, этот скачок быстро сделать не удалось, но уже к Венгрии прогресс команды был достаточен для того, чтобы Хэмилтон сумел победить. Результаты испанской гонки только подтвердили нынешнюю силу "Макларена": Хэмилтон второй, Ковалайнен - четвертый.
Однако "Феррари", например, наверняка не вполне довольна своими результатами, и мы можем ждать от нее чего-то нового. Правда, ходят слухи, что команда уже практически недорабатывает свою машину. Пилот "Феррари" Кими Райкконен, который очень хорошо провел последнюю гонку, сказал, что шанс побороться за победу в "Гран-при" может появиться лишь в случае какого-либо инцидента в стане лидеров.
Не стоит сбрасывать со счетов и другие команды - они тоже будут шевелиться. В общем, еще не все потеряно, и интрига чемпионата мира будет только нарастать.
- Нет ничего удивительного, что в Валенсии на пьедестале были пилоты "Брауна", "Макларена" и "Феррари". А какой из результатов гонки вас удивил?
- Например, десятое место Адриана Сутиля из "Форс Индия". А то, что это не случайность, а сигнал о возросшем потенциале команды, говорит тот факт, что второй ее пилот, Джанкарло Физикелла, финишировал неподалеку - двенадцатым. Это отличный результат, если принять во внимание, что на старте сезона ребята боролись за последние места на стартовом поле. Видимо, во время подготовки к испанской гонке они нашли какой-то ключ к скорости, попробовали нечто новое, и это обеспечило результат.
- Месяц перерыва между "Гран-при" не прошел даром?
- Кто в это время точно не отдыхал, так это инженеры.
- Вопрос по поводу Луки Бадоера, заменившего Фелипе Массу. Итальянец знает машину досконально, но в квалификации и в гонке у него ничего не получилось. Почему?
- Может быть, это звучит странно по отношению к столь зрелому гонщику, но ему не хватило опыта. Тренировки нужны. А лучшая тренировка - это гонка. Только там ты можешь научиться правильно вести себя в борьбе с соперниками, пилотировать машину, когда на трассе помимо тебя еще много народа, претендующего на высокое место. Да и вообще в боевых условиях - в квалификации и гонке - тебе всегда приходится работать на фоне стресса. Во время тестов такого нет. Там ты совершенно спокоен, имеешь возможность все обдумать, посидеть, покушать, а потом принять решение. Вот поэтому у пилота, который годами занимается только тестированием, в гонке может ничего не получиться. Плюс Бадоер просто не знает трассы в Валенсии. Слышал, что "Феррари" ничего не собирается менять до "Гран-при Бельгии" в Спа, так что у итальянца еще есть шанс.
- Вы упомянули трассу в Валенсии. Что думаете о ней?
- Вообще-то она хорошая, только уж очень грязная. Немного не хватает длины прямым, чтобы можно было нормально обгонять. Мест для обгонов всего два, поэтому нет большой зрелищности и гонки могут быть скучноваты. Для пилотов же трасса представляет собой настоящий вызов: очень тяжела физически. Это связано не с усилиями рук, а с общей усталостью организма от работы в ужасающей жаре. Идет такой общий нагрев, что у меня, когда ехал, аж ноги жгло!
- Но, несмотря на это, для вас в Валенсии многое сложилось удачно.
- Удачно-то удачно, обидно только, что по ходу уик-энда Нико Хюлькенберг набрал большее количество очков, чем я и смог еще чуть-чуть оторваться в зачете чемпионата. А так, первое и третье места в двух гонках действительно хороши.
- Расскажите вкратце о своей победе.
- В квалификации все было хорошо до того момента, пока не сломалась коробка передач, в связи с чем я не смог побороться за поул-позишн. К тому же трасса была очень грязная и скользкая, поэтому сначала мы пользовались одними настройками, затем поменяли на другие. В итоге, слава богу, сделали все правильно.
Стартовать пришлось с грязной части трассы - именно там находились четные стартовые позиции, и я думал, что сразу проиграю пару мест. Но вопреки ожиданиям стартовал хорошо - наравне с обладателем поула Хюлькенбергом, а в первом повороте мне еще и удался один трюк. В итоге я немца обошел.
- Какой такой трюк?
- Сделал вид, что хочу его обогнать. Нико тут же попытался меня закрыть, а пока производил этот маневр, пришло время тормозить перед поворотом. Он же отвлекся и проехал прямо. В этот момент я и вышел вперед.
- И оставалось всего лишь доехать до финиша…
- О нет! Гонка была очень тяжелая, одна из самых сложных в моей карьере. Были проблемы с тормозной системой - периодически блокировались задние колеса. А Хюлькенберг ехал очень быстро и совсем рядом. Мне постоянно приходилось защищаться, отбиваться от его атак. То есть всю гонку пришлось провести в полной боевой готовности, в высочайшей концентрации. А в Валенсии еще и по обыкновению было очень жарко, так что к финишу я приехал вконец измотанным.
- Что можете сказать о дебюте в "Формуле-1" вашего напарника по команде GP2 Ромэна Грожана?
- Думаю, что для дебюта попадание в квалификации во второй сегмент - это очень хорошо. К сожалению, Ромэн почти на самом старте столкнулся с Бадоером, сломал крыло и был вынужден отправиться в боксы. Может быть, все это впоследствии и заставило его сбавить скорость. В любом случае он финишировал в гонке, а это хорошо.
- Насколько волнителен первый старт в "Формуле-1"? Или Грожан уже давно ждал "назначения" в "Рено" и это не было для него сюрпризом?
- Да, он ждал, но волнение, безусловно, присутствовало. Когда ты выходишь на старт в "королевских гонках" волнение неизбежно.
- В GP2 осталось провести три этапа. И сейчас вы идете в чемпионате вторым. Что собираетесь делать: удерживать позицию или бороться дальше?
- Конечно, буду биться за первое место. Сдаваться без боя я не собираюсь. Мы еще возьмем и выиграем чемпионат!