В четверг в Хоккенхайм, где в грядущие выходные пройдет очередной этап мирового чемпионата - "Гран-при Германии", съехались все его участники.
Ефим ШАИНСКИЙ
из Хоккенхайма
ПРОФЕССОР С ТРЯПКОЙ
На голове человека был ровный пробор, черная майка "Рено" с желтыми полосами сидела идеально, профессорские очки делали выражение лица еще более строгим, сосредоточенным. Сначала он распылял на стеклянный фасад моторхоума "Рено" какую-то жидкость, а потом протирал окно тряпкой. Но этого показалось мало. Потом на стекло уже во всю грудь дул и еще раз его протирал. Чистота, как в операционной! И не только в "Рено".
Помню, когда приезжал в Хоккенхайм в 90-х, в паддоке не было еще таких роскошных моторхоумов, и гоночный народ гужевался в переделанных под жилища автобусах. Сейчас же кругом сплошной евроремонт - зеркала, пластик, стекло. И ничего, по сути, не видно. Раньше гонщики тоже быстро проскакивали по "улочкам" паддока, но их хоть можно было засечь в открытых кафе, у машин. Нынче же все стекла затемненные - скрылся за ними пилот, и нет его. Вот и Виталий Петров вчера утром возник в паддоке, а затем быстро зашагал в боксы. А там, как уже говорилось, евроремонт - и ничегусеньки не видать.
Нет, я не брюзга, но по старым добрым временам в Германии скучают многие любители автоспорта. В тех же 90-х - для "Формулы-1" отнюдь не лихих - на трибунах "Хоккенхаймринга" собиралось по 100 тысяч человек. Сейчас же свободных мест навалом - говорят, в воскресенье максимум 67 тысяч придет. Нет, не тот теперь Шуми... Тогда все мероприятие в Хоккенхайме называли "Шумания", а нынче как обозвать? Может, "Феттельмания"? Нет, Себастьян пока на замену Шумахера не тянет. Хотя на днях, когда он дефилировал на своем болиде в Хеппенхайме, все без исключения жители городка посылали ему воздушные поцелуи. Но то в родных пенатах...
В 90-х же вся Германия щеголяла в красном - в цвете шумахеровской "Феррари". Неподалеку от трассы стоял огромный алый палаточный лагерь, где пиво лилось рекой и тосты провозглашались исключительно в честь Михаэля. А какие роскошные горы мусора потом оставались у гоночного стадиона! Вот раздолье бомжам! Тем более их тогда не очень много было. А еще своими глазами видел, как фотографы дубасили друг друга объективам, чтобы добыть лучшую точку для съемки "Шуми". Вчера же, когда Михаэль в полдень появился в паддоке, его сопровождали лишь жалкие две дюжины телекамер. Никакой драки... Правда, это только четверг. К выходным народ, конечно, подтянется.
НУЖНО УСПОКОИТЬСЯ
Наш Виталий Петров пришел в паддок на час раньше Михаэля. А его менеджер Оксана Косаченко, похоже, была в моторхоуме "Рено" с самой зари. Если не садилась с кем-то за стол тет-а-тет, то вела переговоры по телефону, в свободные минутки ковырялась в компьютере. Жалко было отрывать от работы занятого человека, но я тоже не гулять приехал. Впрочем, Оксана поговорить с корреспондентом "СЭ" была совсем не против.
- Сейчас в середине лета наступает такая пора, когда начинаются трансферы, продления контрактов, - рассказывала менеджер Виталия Петрова. - Не знаю почему, но в России ко всему этому какой-то гипертрофированный интерес. Мне, честно говоря, неясно, почему надо так суетиться. Да, Роберт Кубица подписал с "Рено" новый договор, это здорово, ведь он опытный талантливый гонщик. Но нас нисколько не смущает, что сейчас середина сезона, а у Виталия контракт не продлен. Как можно его продлить, если пилот, по сути, только в команду пришел? Сам Виталий на подобную тему не высказывается.
Нет, не понимаю, почему такой повышенный ажиотаж. Поговорить не о чем, что ли? Не могу сказать, что все это действует на Виталия очень позитивно. К счастью, у него такой характер, что он очень спокойно на все реагирует. Говорит: мол, да, ходят разговоры, не обращаю на них внимания, у меня своя работа. Не случайно же шеф команды Эрик Буйе сказал: "Сейчас все в руках Виталия". И это действительно так: можно верить, можно нет. Но почему-то во всем ищут двойное дно...
- Спрос на негатив у народа всегда повышенный.
- Я считаю, нужно как-то успокоиться. Это важно и для гонщика, и для команды. И нужна поддержка СМИ, наших болельщиков. Кстати, их очень много. На днях в Москве к Виталию подходило колоссальное количество людей - подростки, мамы, бабушки с внуками. Все говорили: мы так болеем, переживаем, наконец-то в России есть кого поддерживать. Это счастье, ведь раньше наблюдалось падение интереса к "Формуле-1". Нам очень нужен позитив. Я сама журналистка и знаю: у нас ты или герой на коне, или совсем плохой.
- И все-таки тема продолжения карьеры Петрова всех наших болельщиков очень интересует...
- Мы сделаем все, чтобы Виталий остался в "Формуле-1". Не вижу большой трагедии и в переходе в какую-то другую команду. Это совершенно нормально. Но нам кажется, что сегодня Виталий в коллективе уже адаптировался. Он очень общительный, привык к окружению, его в команде любят. Это важно, ведь каждый переход - это всегда небольшая задержка. Мы же сейчас допустить ее просто не можем. Поэтому самое главное нынче - нацелиться на результат. Несмотря на все трудности.
- Правда, что в "Рено" Виталий не получает деньги?
- Это так. Ему помогает отец, он бизнесмен. Отец, и это не секрет, взял кредит в банке и заплатил часть денег, чтобы Виталий смог продолжать выступления.
- Говорят, у Петрова не очень хороший контакт с Кубицей?
- Впервые слышу. У нас прекрасные отношения, рабочие. И я дружна с менеджером поляка - он мне очень помогал, когда мы решили сделать карьеру в "Формуле -1", познакомил с рядом полезных людей. У Роберта и Виталия просто нет времени общаться, но это не значит, что они не ладят. Часто беседуют, вместе работают. Да и по темпераменту они похожи.
- Когда все-таки вопрос по трудоустройству Петрова может решиться?
- По большому счету - до конца сезона, никто никуда не спешит. Но полагаю, мы определимся чуть раньше. Впрочем, этот вопрос лучше задать господину Буйе. Но заверю: мы не сидим сложа руки. Мне кажется, что Виталий очень достойный пилот, который уже много что сделал.
- Интерес к нему со стороны других команд есть?
- Это уж точно. Но конкретизировать пока ничего не хочу.
- Знаю, у Виталия были проблемы с шеей. Как сейчас себя чувствует?
- Неважно. Все началось на кочке в Сильверстоуне, где его тряхануло. Шея болит уже две недели, и это сказывается на настроении. Работает сейчас только на обезболивающих - больше ничего и нельзя. Вчера был допинг-контроль, я еще раз поговорила с доктором, и тот подтвердил: только обезболивающие.
- Ко всему еще, наверное, психологическая усталость накопилась...
- Нет, он на ненужные вещи не реагирует. Его задача - максимально выкладываться в каждой гонке. Сколько его помню, а мы работаем уже почти 10 лет, ему никогда не говорят: надо выиграть. И сам перед собой он никогда не ставит жесткий план. Просто старается все сделать по максимуму. Хотя, может, подспудно давление и ощущает. А вот на меня вся эта обстановка очень влияет. Каждый раз смотрю, и если что не так, то в боксах чуть ли не в обморок падаю. Ухожу из них и смотрю гонку в офисе инженеров. В боксах же подходит оператор с камерой, а я... Нет, лучше это все не показывать. А потом еще начинается общение со спонсорами. Каждый говорит: "Ну что же вы опять"... Причем им часто все равно: седьмые мы или вообще не доехали.
- 7-е место - совсем неплохо.
- К сожалению, у нас это не все понимают. Считаю, 7-е место - это блестяще.
МАТЧ КАК МАТЧ
...Вообще-то "Гран-при Германии" начался еще в среду - на футболе в Висбадене, где пилоты "Формулы-1" сразились со сборной немецких знаменитостей. В команде гонщиков, победивших 5:2, оба тайма отыграл Петров. Понятно, что беседа наша началась с футбола.
- Матч как матч, - начал Виталий, - чего рассказывать... Вот гол не забил - промазал с двух метров. Там на поле такие замесы были, что не помню даже, кто мне классную передачу сделал. Вообще, штук пять мог забить - играл в нападении, и моменты были… Однажды слева бил прямо в "девятку", но вратарь чудом спас ворота. А под конец играли плохо, мало пасовали.
- Знаю, в таких матчах все вокруг Шумахера крутится. Как было в среду?
- Дело же было в Германии, естественно, Шумахер оказался в центре внимания…
- На партнеров покрикивал?
- Это ж футбол. Кто ж ему даст командовать другими гонщиками? Если и будет что-то говорить, почему мы должны его слушать? Была обычная игра, каждый отвечал за свой участок поля, все друг другу помогали. Все были в равных условиях. Шумахеру тоже не повезло - в штангу попал. Ему неудобно было бить. А после первого тайма он ушел - видимо, надо было куда-то ехать.
- Какое вообще впечатление производит Шумахер как человек?
- С первого дня как с ним познакомился, никакой звездной болезни у него не видел. Нормально со мной общается. Помню еще, когда в 2008-м я в GP2 гонку выиграл, он меня тепло поздравил. Правда, мне повезло - у соперника бензин на последнем круге закончился. Михаэль тогда заметил: удача всегда нужна. Я ответил: мол, не без этого.
- Оксана говорит, что у вас по-прежнему проблемы с шеей...
- Сейчас поеду в клинику...
- Может, в футбол не стоило играть?
- Я спрашивал доктора, он сказал: "Головой не играй, шею сильно не крути, а так можешь". Я на поле в борьбу особенно и не шел.
- Вы на трассе в Хоккенхайме уже ездили. Как вам она?
- Здесь есть единственное место для обгона - в третьем повороте после долгой прямой. А последний участок - третий сектор - очень узкий, тут соперника не объедешь. Трасса, можно сказать, техническая. Очень сложно будет для задних колес, много медленных поворотов.
...В этот момент в небе прогремел гром и грянул ливень.
- Как вам погодка?
- Вообще-то мне все равно. Но у нас много новинок, тормоза другие. Хотелось бы все попробовать на сухом полотне. Посмотрим, может, в дождь кое-что ставить не будем - на мокрой дороге все равно без толку.
- Какова ваша личная задача в Хоккенхайме?
- Учить трассу, сделать как можно меньше ошибок, попытаться прорваться в десятку.
- Сменим тему. Баттон впечатлениями от Москвы делился?
- Сказал, что все очень понравилось, хочет приехать еще.
- А каковы были ваши ощущения, когда мчались вокруг Кремля?
- Вообще-то, хотелось бы привезти в Россию боевой болид, но все равно было приятно покатать людей, показать им автомобиль, посмотреть в их лица. Трехместная машина не такая уж быстрая, на ней невозможно показать скорость болида "Формулы-1". Обидно было...
- А на обыкновенной машине по Москве разъезжать приходилось?
- Конечно. Когда в Москве, то постоянно на "Рено" "гоняюсь". Так что к столичным трассам привык. Скажу честно: когда час пик и пробки - ужас полный.
- Проблемы с ГАИ в Москве бывали?
- Вообще-то я чаще всего рядом с шофером сижу. Но, конечно, иногда и сам баранку кручу. Скажу вам - водитель я не рисковый.
- И все-таки, милиция не останавливала?
- Штрафы, естественно, были. Небольшие, правда. В том числе и за превышение скорости. Недавно, к слову, пришел штраф из Франции: на 6 км в час поехал быстрее, чем разрешалось, - 96 вместо 90. Теперь заплачу 15 евро.
…В четверг дождь зарядил надолго, но к вечеру все-таки иссяк. Вновь выглянуло солнышко, а вместе с ним у сияющего моторхоума "Рено" возник "профессор" с тряпкой. Дел у него было невпроворот.