4 августа 2011, 01:10

Айо Комацу: "Извлекаем уроки из наших с Петровым ошибок"

Гоночный инженер Виталия Петрова рассказал о слабых и сильных сторонах российского пилота, сравнил его с Фернандо Алонсо и подвел промежуточный итог своей работы в новой должности.

- Айо, как давно вы работаете в команде?

- С 2006 года, когда за нее выступал еще Фернандо Алонсо. До этого я несколько лет провел в BAR Honda, но потом несколько сотрудников перешли оттуда в Renault и порекомендовали руководству взять и меня. Здесь я сменил несколько должностей. В 2006 году отвечал за работу шин - тогда у нас были покрышки Michelin, и моя задача была добиться от них максимума. Но уже в следующем сезоне все команды использовали только Bridgestone, и фактически отдельный инженер по работе с шинами уже не требовался. Я перешел в тестовую бригаду - провел в ней год, а затем начал работать уже непосредственно в гоночной бригаде, занимался разработкой стратегии.

- Это ваш первый год в качестве гоночного инженера...

- Да, Марк Слейд, под руководством которого я работал в прошлом сезоне, покинул команду, и мне дали шанс попробовать силы на тестах в Абу-Даби. Так я и получил эту работу.

- Для вас это была цель - стать именно гоночным инженером?

- Сначала, конечно, нет - я просто очень хотел работать в "Формуле-1". Для этого перебрался 17 лет назад из родного Токио в Англию. Уже потом, когда оказался в BAR Honda, когда начал трудиться на тестах, подумал, что действительно было бы неплохо в итоге стать гоночным инженером. Мне очень нравится моя работа.

- Чему вы научились у Слейда?

- У него огромный опыт. Он был гоночным инженером на протяжении 16 лет, работал с чемпионами мира, очень многими сильными пилотами. Я научился у него практически всему, что знаю сейчас. Тем не менее мы совершенно разные люди - у меня свой подход.

- В чем суть работы гоночного инженера?

- Если в двух словах - то я должен следить за всем, что происходит с машиной моего пилота, Виталия. Я должен руководить всеми процессами, которые происходят с автомобилем в течение уик-энда, следить за резиной, вести гонщика по трассе - сообщать ему о том, что происходит вокруг, ну и конечно, общаться с ним по поводу настроек - узнавать, что именно ему нужно от машины. Стараться сделать ее быстрее.

- Что за человек Виталий Петров?

- Мне очень комфортно с ним работать. Я бы сказал, главное его качество - честность. Если он допускает ошибку, то сразу в этом признается, не пытаясь свалить вину на машину или что-то еще. Так мы можем постоянно прогрессировать, двигаться дальше. Да, мы отлично ладим.

- Вы общаетесь вне трассы?

- Да, когда он в Англии, мы иногда ходим ужинать вместе. Недавно я приезжал в Гудвуд - на фестиваль скорости, где он выступал. Всегда приятно пообщаться вне трассы.

- Он хороший пилот?

- Мне кажется, еще в прошлом году было очевидно, что со скоростью у него все в порядке - здесь, в Будапеште, и в Абу-Даби это было заметно всем. То есть в начале года я понимал, что с этим проблем не будет. Главная моя задача - сделать так, чтобы эта скорость трансформировалась в итоговый результат.

- Виталий в прошлом году был новичком. Для вас этот год - дебютный в качестве гоночного инженера. Вы довольны проделанной работой?

- Не думаю, что вообще кто-то может сказать, что на все сто процентов удовлетворен. К примеру, последние несколько уик-эндов явно не доставили мне удовольствия. Скажем, на "Нюрбургринге" мы не добились максимума из-за тактических просчетов. Гонка в Сильверстоуне вообще была ужасной. Но мы учимся вместе, стараемся помогать друг другу. У нас нет какого-то противостояния. Мы не конфликтуем, доказывая каждый свою правоту - мы работаем вместе. Я бы не стал говорить "доволен", но мне кажется, мы вместе движемся в верном направлении.

- Вы уже упомянули, что было несколько ошибок в течение сезона…

- Да, но не все так однозначно. Например, на "Нюрбургринге" мы затянули с первым пит-стопом, - это было сделано потому, что мы хотели сократить отрезок в конце дистанции на жестких шинах. В пятницу перед гонкой на свободных заездах мы не были довольны тем, как они работают. В гонке же оказалось, что все не так плохо. В итоге мы финишировали десятыми, хотя могли побороться за седьмое место. Но мы извлекли урок - наверное, нам надо чуть пересмотреть то, как мы работаем по пятницам. Стараться собирать больше информации.

На самом деле, с Виталием мне не на что жаловаться. Главное, что от него требуется, - это стабильно проходить круги и, естественно, стараться делать это как можно быстрее. И на протяжении большей части сезона он со своей работой справляется очень хорошо. Остальное зависит от меня.

- Виталий считает, что команда должна больше рисковать.

- Это зависит от обстоятельств. В некоторых гонках - да, мы должны рисковать. Скажем, если ты стартуешь с 14-го места или еще дальше, это делать просто необходимо. В таком случае, если избирать ту же тактику, что и другие, то подняться выше практически невозможно. Но если ты после квалификации восьмой - тут задача даже сложнее: уже есть что терять, и риск не всегда полезен. В таком случае, на мой взгляд, лучше придерживаться консервативной стратегии.

- Какая у вас цель в этом году? Чего можно добиться по итогам сезона?

- На какой позиции финишировать в личном зачете - не так важно. Главная наша задача - добиться максимума в каждой гонке от той машины, которая есть в нашем с Виталием распоряжении. Как это было в Мельбурне. Самая приятная часть моей работы в том, что можно сразу увидеть результат. В Австралии мы не допустили ни одной ошибки по ходу уик-энда, и это, конечно, доставило огромное удовольствие. Главная цель - постараться, чтобы таких гонок было больше.

- Вы много говорили о сильных сторонах Петрова. Но есть же наверняка и слабости…

- Мне бы хотелось, чтобы он был еще более стабилен на дистанции гонки. С квалификациями в этом году у него практически всегда полный порядок - тут жаловаться действительно не на что. Но в гонках ему еще есть в чем прибавлять. Он должен штамповать круг за кругом, ехать как можно более стабильно. Но, мне кажется, с опытом это обязательно придет. У Виталия очень большой потенциал.

- Этот потенциал может позволить ему стать чемпионом мира?

- Мне кажется, у меня самого пока слишком мало опыта, чтобы говорить о таких вещах. Сколько лет я работаю в "Формуле-1"? Всего-ничего - девятый сезон...

- Но это достаточно много.

- Давайте тогда так - с кем из чемпионов я работал? Разве что с Алонсо.

- И как Виталий смотрится на фоне Фернандо?

- Когда я пришел в команду, Фернандо уже был чемпионом, а в конце года перешел в "Макларен". Мы работали вместе не так долго. Конечно, он поразительно быстрый пилот. Он точно знает, чего хочет от машины, и хорошо понимает стратегию гонки. Это, в частности, еще один компонент, в котором Виталий может прибавить - понимать, как работать с шинами, когда выжимать из них максимум, а когда, наоборот, приберечь. Но все это приходит только с опытом. Петров уже доказал, что может быстро учиться. Так что ничего невозможного нет.

Олег КАРПОВ
Будапешт

9