16 мая 2012, 23:10
ЧЕМПИОНАТ МИРА. "Гран-при Испании"
Сенсационная победа вчерашних аутсайдеров, Пастора Мальдонадо и команды "Уильямс" - одна из тех, что были завоеваны примерно за сутки до старта самой гонки.
Какая из команд построила самую быструю машину? Что стало козырем, за счет которого удалось получить преимущество над соперниками? На каких трассах это преимущество будет больше, а на каких - меньше? Раньше ответы на эти вопросы не всегда были очевидны для болельщиков "Формулы-1" - но предполагалось, что они известны гонщикам, конструкторам и менеджерам. В этом году и сами участники чемпионата мира мало что понимают в происходящем - по крайней мере, на такую мысль наводят высказывания ряда действующих лиц по ходу недавнего "Гран-при Испании".
Дженсон Баттон, который обычно не испытывает проблем с шинами, в течение трех дней так и не смог понять, почему же на трассе в Барселоне он никак не может заставить покрышки работать. Себастьян Феттель так и не смог внятно сформулировать, что именно было не так с его передним антикрылом, на замену которого было потрачено время в середине гонки. Боб Белл, один из ведущих инженеров "Мерседеса" после финиша сказал, что приличный процент прижимной силы у машины Нико Росберга пропал непонятно куда по непонятной причине.
Автором же самой убойной цитаты стал некий австриец по имени Тото Вольф. "Сложно сказать, что именно сыграло решающую роль в этом успехе, - сказал он, комментируя победу Пастора Мальдонадо за рулем болида "Уильямс". - Может быть - умение удерживать температуру шин в наиболее эффективном диапазоне, а может быть - сочетание других факторов. Все это еще предстоит проанализировать... " Нюанс в том, что герр Вольф - не какой-то сторонний наблюдатель, а один из совладельцев команды "Уильямс"!
Но болельщики тем сильнее хотят узнать ответы на вопросы "как? " и "почему? ", чем неожиданнее оказываются результаты очередной гонки. А уж что может быть неожиданнее победы в исполнении команды, которая за весь прошлый сезон набрала 5 очков (в 8 раз меньше, чем "Торо Россо", оказавшаяся в Кубке конструкторов на одну строчку выше) и которую не называли аутсайдером только из уважения к былым заслугам? Причем по ходу гонки Мальдонадо был стабильно быстрее обоих пилотов "Лотуса" (которым после квалификации предсказывали победу в гонке) и не стушевался перед выступавшим на домашней трассе двукратным чемпионом мира Фернандо Алонсо. Проиграв старт пилоту "Феррари", гонщик "Вильямс" вернул себе лидерство после второго пит-стопа, после чего полноценных атак на позиции венесуэльца испанец так и не предпринял.
Ключом к тому, как развивались события в воскресенье, в очередной раз стали шины. В субботу по ходу квалификации многие пилоты (в частности, Феттель и Шумахер), пожертвовав стартовой позицией, сэкономили по комплекту мягких покрышек. Но утром оказалось, что из-за понизившейся температуры воздуха имеет смысл как можно дольше ехать на более жесткой резине. Что оказалось на руку Мальдонадо: он на квалификации использовал только мягкие шины, благодаря чему на каждом пит-стопе по ходу гонки на его машину ставили абсолютно новый комплект жестких покрышек. А вся жесткая резина, которой мог пользоваться Алонсо, была уже "прикатана" по ходу квалификации или свободных тренировок.
В равных условиях два претендента на победу провели только первый отрезок, когда оба ехали на "прикатанных" мягких шинах. После этого Алонсо каждый раз оказывался в невыгодной ситуации. Уже по ходу второго отрезка Мальдонадо сократил отрыв от испанца с 3,4 до 1,4 секунды. А после того как на второй пит-стоп венесуэлец заехал раньше соперника, в течение двух кругов его абсолютно новая резина была дважды свежее, чем "прикатанные" плюс уже прошедшие около 15 кругов в гонке покрышки Алонсо. Пилот "Уильямса" совершил несколько очень быстрых кругов (в т.ч. и лучший для себя круг за всю гонку), за счет чего отыграл у гонщика "Феррари" около 7 секунд и вернул себе лидерство, когда итальянская команда зазвала своего лидера на второй пит-стоп. Затруднения с обгоном кругового, возникшие в этот ключевой момент у Алонсо, вряд ли сыграли решающую роль.
Заминка с обслуживанием машины Мальдонадо на третьем пит-стопе привела к тому, что отрыв сократился до 3 секунд. Дважды после этого Алонсо уменьшал отставание до 1,5 секунд (как только он сделал это в первый раз - снова отстал, потеряв время на обгоне оттягивавшего заезд в боксы и потому оказавшегося впереди Райкконена). Свидетельствует ли это о превосходстве "Феррари" над "Уильямсом" в чистой скорости? Скорее нет: лидировавший Мальдонадо ехал медленнее - но сберегал тем самым свои покрышки. А у его противника задние шины резко начали сдавать за 7 кругов до финиша - на эти круги явно не хватило запаса по сцеплению, который двукратный чемпион мира израсходовал во время двух попыток нагнать лидера.
В итоге на вершине подиума по итогам "Гран-при Испании" оказался гонщик, до этого не финишировавший выше 8-го места и выступающий за команду, которую несколько месяцев назад собирались чуть ли не хоронить. Кстати, стремительный прогресс "Уильямса" в Барселоне особенно наглядно продемонстрировал, о чем уже не раз говорили по ходу сезона: самым важным событием гонки, как правило, становится… проходящая днем раньше квалификация! Ведь в гонке темп Williams FW34 был достаточно хорош, начиная с открывавшего сезон "Гран-при Австралии". Но из-за неважных результатов в квалификациях и Мальдонадо, и второй пилот команды Бруно Сенна то и дело "вязли" в толпе середняков. Пилоты разных команд не раз отмечали, что при езде в толпе шины убиваются особенно быстро, а значит - о случавшихся ранее стремительных прорывах сквозь весь пелетон можно позабыть. Даже Льюис Хэмилтон за рулем "Макларена", в квалификации обогнавшего всех остальных минимум на полсекунды, смог заработать лишь несколько очков.
А вот почему именно на испанском этапе "Уильямс" смог выстрелить в квалификации - вопрос, на который пока нет готового ответа. Известно, что в Барселону команда привезла некие детали, которых не было в ее распоряжении на предыдущей гонке в Бахрейне. Но что это за детали и какую роль они сыграли - представители команды рассказывать не торопятся. Их можно понять: после нескольких лет, проведенных на "линии огня", после выслушивания зачастую огульной критики и терпеливых попыток объяснить, что команда работает над исправлением ситуации, можно позволить себе несколько недель хранить многозначительное молчание.
Кирилл КАЧНОВ