18 июля 2012, 00:02

Рогге встретился с Экклстоуном и сказал: "О’кей"

Летом 2014 года в Сочи на трассе, сооруженной в Олимпийском парке, пройдет "Гран-при России". Как сейчас у организаторов будущей гонки обстоят дела?

В сочинском Олимпийском парке одновременно реализуются два архиважных для России проекта. Но если о том, как идет подготовка к Играм, пресса пишет все больше, то про строящийся автодром мы пока знаем мало. А ведь понятно: у организаторов первой российской гонки "Формулы-1" не будет времени на раскачку и устранение шероховатостей, поскольку самой первой гонкой на автодроме и станет "Гран-при России".

Немногие счастливчики, которым довелось побывать на будущем автодроме, дружно заявляют: даже при первом взгляде на нынешнюю стройку в Сочи ясно: российская трасса и ее антураж будет красивее и даже круче, чем, к примеру, в Сингапуре или Абу-Даби. Подробностей, однако, не хватает. И вот на днях в Москву приехала группа специалистов, которые отвечают за проект. Было очень любопытно их послушать.

***

- У нас работает очень неплохая и сбалансированная команда, которая отвечает за вопросы строительства, - сообщил заместитель главы администрации Краснодарского края Николай Бутурлакин. - Главное, что необходимо всем понять - "Гран-при" "Формулы-1" в России пройдет! И, надеюсь, пройдет так, что все мы будем гордиться. Важно и то, что федеральные власти уделяют строительству максимальное внимание: все находится на контроле у правительства, совещания проходят как минимум раз в неделю.

Совсем недавно, во время "Гран-при Великобритании" мы беседовали с владельцем "Формулы-1" Берни Экклстоуном, обсудили многие вопросы. Более того, получилось, что на этой встрече присутствовал и президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге. Благодаря этому появилась возможность обсудить синергию двух проектов - олимпийского и "формульного".

- Встреча Экклстоуна и Рогге была специально организована?

- Такую встречу практически невозможно организовать! Все было делом счастливого случая.

- Не секрет, что был момент, когда показалось: строительство российской трассы на территории Олимпийского парка войдет в организационный конфликт со строительством объектов Сочи-2014 и, соответственно, с МОК...

- Все это уже позади. Был ряд технических проблем по увязке трассы "Формулы-1" и Олимпийского парка, но на сегодняшний день все эти моменты оговорены. Рогге ясно дал Экклстоуну понять: в Сочи все здорово. Мы договорились, что в ближайшее время президент МОК прилетит к нам, чтобы увидеть все своими глазами. Что ж, уже есть на что посмотреть. Олимпийский парк приобретает очертания, трасса тоже оформляется - наши усилия уже обрели зримые формы.

- Можно ли сравнить затраты на постройку российской трассы в Олимпийском парке и зарубежные автодромы?

- В тех частях, которые можно сравнивать, наша трасса находится в той же ценовой категории, что и зарубежные аналоги. Но есть и то, что просто не сравнимо, уникально. В любом случае цена этих работ известна, и государство этот вопрос четко отслеживает. Все расходы контролируют проверяющие органы, счетная палата Российской Федерации.

- Окупится ли трасса?

- Надо понимать, что подразумевается под окупаемостью. Какое-нибудь конкретное здание - например, пит-билдинг - это одно, а если в целом, то автодром для региона весьма прибылен. Ведь помимо денег от продажи билетов будет еще и косвенная прибыль за счет рекламы, за счет приезда гостей, за счет роста популярности Сочи в мире. Трансляции "Формулы-1" - серьезное событие, и весь мир будет смотреть на Сочи с птичьего полета, увидит, как у нас красиво. Это, согласитесь, тоже важно.

Знаете, если бы "Формула-1" не была окупаема, вряд ли страны, которые имеют возможность построить автодромы, боролись бы за право провести гонку! "Формула-1" - это не только вопрос престижа, это маркетинговая вещь.

***

Генерального директора ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "ОМЕГА" Михаила Капирулина я спросила собственно о строительстве трассы. Было интересно узнать: в какой фазе оно сейчас находится?

- Любое строительство начинается с проектирования. Почему о сочинской трассе было совсем мало информации? Все просто: активно шла как раз фаза проектирования. А в нашей стране она имеет особенности. Знаменитый дизайнер автодромов Герман Тилке, безусловно, авторитет в своей области, но строим-то мы по российской нормативной базе, поэтому, чтобы пройти экспертизу, нужна была адаптация всех проектных решений. Из-за этого и была задержка. Нормативный срок проектирования подобного объекта - 25 месяцев, мы же смогли пройти путь за год. Сказался и опыт Тилке, и мобилизация наших ресурсов.

Срок, который был перед нами поставлен - 2014 год, - предполагает, что основные строительные работы мы будем проводить параллельно с окончанием одного из самых ответственных этапов олимпийского строительства. А значит, нужна была интеграция проекта автодрома в олимпийскую стройку. И это тоже требовало времени. Мы пошагово - буквально метр за метром - прописали, кто первым заходит на тот или иной участок - подрядные организации "Олимпстроя" либо мы. Синхронизация действий была важнейшим условием одновременной реализации двух проектов.

Трасса состоит из двух основных элементов - комплекса зданий и сооружений, находящихся в зоне, где мы не мешаем олимпийской стройке, и трека, который большей своей частью расположен в зоне основных олимпийских объектов - Ледовой арены, крытого конькобежного центра.

Мы были вынуждены перепроектировать четырнадцать готовых решений по инженерным сетям, чтобы вынести некоторые из этих участков из-под тела трассы. В зоне Олимпийского парка дорожное полотно пересекают 84 объекта инженерных сетей, и в каждом конкретном случае мы столкнулись со своими сложностями. В общем, то, что страна не слышала новостей о строительстве трека в Сочи, - следствие огромной подготовительной работы, которую было необходимо проделать.

- А что происходит сейчас?

- Мы активно ведем строительство в зоне тим-билдинга, пит-билдинга, медицинского центра, центра управления гонкой, главной трибуны. Кстати, здания уже в середине будущего года планируем передать Оргкомитету "Сочи 2014" - это станет нашей помощью Олимпиаде. Сам трек разделен на две части. Первая - постоянная, вторая - проходящая по улицам. Первая будет готова уже к Играм, тогда как вторая, проходящая по улично-дорожной сети и пересекающая объекты Олимпийского парка, - позже.

Отмечу, что с середины 2013-го по март 2014-го мы должны будем остановить целый ряд работ и дать возможность достроить олимпийские объекты. До середины 2013-го сделаем все сложнейшие работы - подготовим основание, заложим инженерные коммуникации, а сверху покроем все это тротуарной плиткой. Финишные же работы планируем производить с марта 2014 года.

Постелить асфальтовое покрытие дело двух-трех недель, тогда как подготовка основания - это выборка около 300 тысяч кубометров грунта, его замещение, послойное уплотнение с очень жестким контролем качества всех работ со стороны Тилке и его сотрудников. Дорожное полотно трека - это не обычная дорога, и хотя на треке нагрузка значительно меньше, чем на дороге общего пользования, горизонтальные подвижки требуют создания под полотном специального основания.

Положить плитку было необходимо - чтобы во время Игр Олимпийский парк оказался выдержан в едином стиле. Обязанности разделили так: мы готовим основание, а плитку кладет тот, кто и должен класть, - "РЖДстрой". После Игр-2014 она будет демонтирована. Мы, кстати, уже знаем, где ее в дальнейшем будут использовать.

- А можно ли было не заморачиваться с плиткой, а сразу положить асфальтово-бетонное покрытие?

- Можно, но судьба этого покрытия в таком случае была бы предрешена - пришлось бы фрезеровать огромный объем асфальта и класть по новой. В этом случае мы понесли бы реальные затраты.

Кстати, о затратах: правительство спросило нас: не удорожает ли трасса олимпийские объекты? Посчитали, поняли - олимпийскому строительству соседство со строительством трека даже приносит положительный экономический эффект. Ведь теперь на целый ряд работ - вертикальные планировки, усиление и консолидацию грунтов, ливневые канализации и многое другое - строители Олимпийского парка времени не тратят. Сложность только в синхронизации наших действий. Мы перед подрядчиками ставим задание так: вот объем работ, вот срок. По его окончании вы должны этот участок передать другим.

Я вам уже говорил о 84 "пересечках" коммуникаций - отопительных систем, теплотрассы, канализации, энергосети, оптоволокна, других. А грунты там, мягко говоря, не простые, так что перед укладкой сетей строители Олимпийского парка должны были подготовить основания под них. Сейчас в таких местах сначала заходим мы, все подготавливаем, а затем "олимпийцы" прокладывают свои коммуникации в твердом теле замещенного грунта.

- Замещение грунта - это же жутко дорого?

- Трассу можно построить где угодно - все упирается в цену. В Китае, скажем, автодром построен на болоте. На самом деле трассы часто строят на сложных грунтах, так что мы не уникальны. И отнюдь не лидеры по стоимости. Выбор Сочи и Олимпийского парка был продиктован тем, чтобы в постолимпийский период многие объекты Игр получили новую жизнь. Значит, самое важное - выбор правильного места, а не розыск наиболее подходящих грунтов.

Плюс нарисована трасса была так, чтобы, с одной стороны, вписаться между зданиями, а с другой - иметь и скоростные участки, и шпильки, и интересные конфигурации поворотов. Сейчас рано говорить, удалось ли нам наиболее эффективно использовать площадь Олимпийского парка, - это покажет время, но во время трансляций "Гран-при России" зрители увидят прекрасные виды на море и горы. А еще - получат возможность убедиться, что олимпийские объекты Сочи-2014 продолжают жить.

Лина ХОЛИНА

75