3 августа 2012, 15:12

Не все то золото, что обгон

"ФОРМУЛА-РЕНО 3.5"

По словам пилота российской команды Team RFR, если при виде обгона зрители кричат от восторга - значит, это был простой маневр, и атакующему не пришлось особо напрягаться.

Можно иметь в своем распоряжении лучшую машину и быть невероятно талантливым, но постоянно держаться на первой строчке протоколов невозможно. "Толкучка" на трассе портит идеальные круги во время квалификации, в гонках позиции теряются из-за заминок на пит-стопов или некорректных действий соперников, что уж говорить о влиянии всевозможных поломок и неисправностей. Рассчитывать, что те же неприятности свалятся на всех едущих впереди соперников, глупо. И вновь пробиться в первые ряды можно с помощью единственного универсального средства - обгона.

 Казалось бы, все узлы и агрегаты автомобиля могут быть использованы как для совершения обгонов, так и для их предотвращения. Ведь даже система DRS, вроде бы призванная повысить количество обгонов, в "Формуле-Рено 3.5" с не меньшим успехом применяется гонщиками для обороны собственных позиций - об этом "СЭ Мотор" писал совсем недавно. Но есть один очень сложный и тщательно просчитанный набор элементов, который защищающемуся помогает гораздо больше, чем преследователю. Это - все, что определяет аэродинамический профиль болида: от формы кузова до мелких открылков и дефлекторов.

Аэродинамика помогает догнать едущий впереди автомобиль - за счет известного всем поклонникам автоспорта эффекта "слип-стрима". А обогнать - мешает: взбаламученный поток воздуха за кормой машины не дает переднему антикрылу движущегося следом болида работать максимально эффективно. Из-за чего преследователь нередко с видимой легкостью "съедает" 5-10 секунд, а последние три-четыре десятых становятся непреодолимыми. Такой негативный эффект тем сильнее ощущается, чем быстрее поворот и чем более продвинута аэродинамика автомобиля. А ведь аэродинамика болидов "Даллары", на которых выступают участники "Мировой серии Рено", просчитана очень тщательно и позволяет генерировать достаточно большой уровень прижимной силы.

- Этот эффект был хорошо заметен во время недавних гонок на подмосковной трассе Moscow Raceway, - приводит пример Антон Небылицкий, пилот выступающей в "Мировой серии Рено" российской команды Team RFR. - После рестарта машины входили в первый поворот одна за другой - и следующие за лидером два-три автомобиля заметно "мазали" этот поворот. Пилоты пытались войти в него на той же скорости, что и лидер, но крыло в такой близости от впереди едущей машины не срабатывало, и сцепление с трассой оказывалось недостаточным...

Из-за такого эффекта конфигурация ряда трасс с виду располагает к обгонам, а на деле опередить даже сравнительно медленного соперника на них чрезвычайно сложно. К таким, в частности, относится немецкий "Нюрбургринг", где на прямые выводят ходовые повороты - а ведь в них аэродинамика особенно важна, и поэтому от потери эффективности переднего крыла машины "Формулы-Рено 3.5" особенно сильно теряют в скорости на выходе. Кстати, чем дольше едешь в непосредственной близости от другого автомобиля - тем меньше шансов провести обгон. Ведь нестабильная работа аэродинамики приводит к повышенному износу передних покрышек у преследователя. А от состояния шин во многом зависит успех маневра - неважно, идет речь о возможности затормозить позже соперника или лучше разогнаться на выходе из поворота.

С другой стороны, грамотный обгон - это хорошо просчитанный обгон, а такой требует времени на подготовку. Преследователь в течение пары-тройки кругов отмечает, как едет соперник, в каких точках трассы его машина быстра, а в каких - есть резервы для атаки. К примеру, тормозит пилот идеально, а на прямых его автомобиль не слишком быстр - значит, решающее преимущество можно получить на разгоне. Поэтому повышенное внимание преследователь должен уделить максимально эффективному выходу из поворота. И начинается, кстати, любой обгон за пару-тройку поворотов до того, как атакующий делает решающее движение рулем.

- Главный парадокс в том, что самые впечатляющие с виду обгоны на деле не так и сложны - пилот пользуется либо ошибкой соперника, либо огромным преимуществом в скорости, - делится своими наблюдениями Антон Небылицкий. - Когда оба гонщика примерно равны по скорости и не допускают ошибок, но и необходимому для обгона преимуществу взяться неоткуда. Исключение - дождь. Лично я свой самый впечатляющий обгон провел пару лет назад именно на мокрой трассе в Спа. Мне трудно было точно предсказать, в каком месте будет тормозить ехавший впереди Йон Ланкастер и какую траекторию он выберет - в дождь пилоты склонны ее "заужать", из-за чего обогнать на торможении сложнее. Надо было делать все быстро, и у меня это получилось - Йон потом рассказывал, что даже не заметил, как я оказался рядом. Особенно приятно, что это был обгон за место на подиуме...

Впрочем, опыт показывает, что борьба за места в хвосте пелотона бывает не менее отчаянной, а случающиеся в ней маневры - не менее яркими. Это легко понять: ведь даже если ты финишировал предпоследним, но добыл это предпоследнее место, обогнав соперника (а не воспользовавшись его сходом или падением темпа из-за неисправности) - значит, гонка прошла не совсем зря.

Кирилл КАЧНОВ