1 мая 1994 года, ровно двадцать лет назад, в повороте Тамбурелло на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле случилось то, что навсегда изменило "Формулу-1". Мир лишился одного из самых ярких представителей рода человеческого, трехкратного чемпиона мира, великого и ужасного Волшебника, Человека дождя, бразильца Айртона Сенны.
Однажды он сказал: "Мы все созданы из эмоций". Эту короткую фразу можно было бы начертать девизом на фамильном гербе, если бы таковой у него был. Потому что главное, что отличало этого невероятного человека от других, таких же невероятных людей, деливших с ним жизнь и гонки и бывших для него не просто соседями по жизни и не просто соперниками, это его обнаженная, бесстрашная, острая эмоциональность. Он сам был как обнаженный нерв. И такими же были его гонки.
Чтобы таким быть и таким жить, требуется немалое мужество. Те, прежние чемпионы в большинстве своем были в этом смысле очень мужественными людьми. Их эмоции, их чувства были настоящими, а не напоказ. И ни один из тех, кто наследовал их формулическую славу или даже ее в чем-то превзошел, никогда не сравнится с ними в этом показателе.
И даже среди тех великих – великих по-настоящему, заслуживших это звание болью, потом, кровью, жизнью, – Сенна был особенным. И особенными были все его победы и поражения.
"Мы все созданы из эмоций", – сказал он. Его эмоции, его страсть выплескивались наружу не только в моменты триумфа. Это был стиль его пилотажа, временами уводившего Айртона куда-то за грань человеческих возможностей.
Десять самых ярких моментов его гонщицкой биографии – это десять ярких иллюстраций высказывания, которое приписывают другому великому человеку, Марку Твену: "Nothing great in the world has ever been accomplisher without passion".
"Гран-при Монако"-1984
Первые пять гонок дебютного для Сенны сезона-84 не привлекли особого внимания к пилоту скромного "Тоулмена". Но шестая, "Гран-при Монако", изменила все. И навсегда. На неконкурентоспособной машине, в проливной дождь, на узкой и скользкой, словно намыленная, трассе, он с 13-го места пробился в лидеры и обогнал не кого-нибудь, а Алена Проста! Но на подиум поднялся только вторым, потому что кругом раньше было принято решение гонку остановить.
"Гран-при Португалии"-1985
Это снова была гонка, проходившая в условиях, когда современные "Гран-при" останавливают красными флагами или же возят следом за пейс-каром. В Эшториле шел проливной дождь, видимость почти нулевая, пилоты едут практически наощупь. И лучшим среди них – впервые в своей карьере, – становится Сенна, уже на "Лотусе", машине, чуть лучшей "Тоулмена", однако отнюдь не чемпионской. Это была всего лишь вторая гонка Айртона в знаменитой команде, принесшая ему первый в карьере поул и первую победу. Именно после Эшторила за ним окончательно закрепился титул Человека дождя.
"Гран-при Монако"-1988
С этой гонкой у Айртона были особые отношения. За десять лет, проведенных в "Формуле-1", в Монако Сенна побеждал шесть раз – больше, чем любой другой пилот. Впервые на этих узких улицах он выиграл годом раньше на "Лотусе", больше, чем на полминуты опередив Нельсона Пике. Именно та победа стала ключом, открывшим Сенне двери из середняка "Лотуса" в команду топ-уровня, "Макларен". А годом позже именно здесь родился уникальный, потрясающий воображение квалификационный круг, повторить который вряд ли кому удастся. Ближайшего преследователя, двукратного чемпиона мира, человека, трижды становившегося лучшим на этих улочках, некоронованного короля Монако и своего напарника по команде Алена Проста, он опередила на секунду и четыре десятых! На 1,427, если быть точной.
"Внезапно я понял, что уже не пилотирую машину сознательно, – сказал тогда Сенна. – Я словно бы провалился в какое-то иное измерение и вел машину, подчиняясь инстинктам".
"Гран-при Японии"-1988
Это была та гонка, которая лишний раз доказала – такие люди, как Сенна, умеют быть сильнее обстоятельств. "Макларен" Айртона заглох в момент старта. Однако каким-то чудовищным усилием воли бразилец заставил машину двигаться! Конечно, ему помогло то, что стартовая прямая на Сузуке идет чуть под уклон, но это отнюдь не отменяет человеческий фактор. Это была та гонка, которая принесла Сенне его первый из трех чемпионских титулов.
"Гран-при Бразилии"-1991
Понятие "Родина" для Сенны не было просто высокопарным словом. Бразилию он любил горячо и искренне, без всякого пафоса. Он много делал для своих обездоленных сограждан, никогда не афишируя свою благотворительность. Поэтому так глубоко переживал тот факт, что, раз за разом выигрывая "чужие" гонки, у себя дома никак не мог победить. Но в 1991-м самая желанная победа далась-таки ему в руки. Эта гонка стала одной из самых героических в биографии Сенны, но узнали об этом гораздо позже. Для поколения Сенны и Проста не было ничего героического в том, чтобы побеждать на неисправной технике. Для них это было не показателем силы, а знаком того, что они, профессионалы, что-то недоглядели или сделали не так. Поэтому мало кто знал, что на Интерлагосе коробку на сенновском "Макларене" заклинило на шестой передаче и что выиграл он на машине, которой было практически невозможно управлять.
"Гран-при Монако"-1992
Сезон-92 запомнился всем как сезон тотального превосходства "Уильямса" FW 14 c активной подвеской и Найджелом Мэнселлом за рулем. Это был тот самый случай, про который говорят – против лома нет приема, если нет другого лома. И только такой мастер и виртуоз, как Сенна, мог нанести казавшемуся непобедимым тандему Мэнсеел-"Уильямс" поражение, ярко показавшее, что есть человек, а что есть машина. Мэнселл в одни ворота выиграл пять стартовых гонок подряд, а в Монако получил пощечину. Вынужденный пит-стоп англичанина ради смены изношенной резины позволил Сенне выйти в лидеры. Бразилец защищался как бог – на более медленной машине, на истертой вдрызг резине круг за кругом возил за собой Мэнселла, так ни разу и не дав ему даже микроскопической надежды на ошибку и шанса на обгон.
"Гран-при ЮАР"-1993
Таких схваток за десять лет соперничества между Сенной и Простом было множество. Схваток, пропитанных невероятной страстью, пронизанных колоссальным напряжением, окрашенных невероятными эмоциями. Но гонка в Кьялами все-таки стоит особняком. Ибо в ней непримиримые соперники сошлись лицом к лицу впервые после годичного перерыва. Прост – за рулем суперчемпионского "Уильямса", Сенна – за рулем "Макларена", уступавшего машине соперника по всем статьям. Кроме одной – человека в кокпите.
"Гран-при Европы"-1993
11 апреля 1993 года в Донингтоне шел дождь. А это означало только одно – что трехкратный чемпион мира Айртон Сенна на "Макларене" с мотором "Форд", в квалификации ставший только четвертым, пропустив вперед два "Уильямса" с моторами "Рено" Алена Проста и Дэймона Хилла, и "Бенеттон" Михаэля Шумахера, получал невероятный шанс. Которым воспользовался. Эта гонка вошла в историю благодаря одному-единственному кругу в исполнении Сенны. Шумахер заблокировал Айртона, чем немедленно воспользовался квалифицировавшийся пятым Карл Вендлингер, который прошел обоих. А затем пришел черед Сенны, который последовательными атаками за один круг на мокром асфальте обогнал Шумахера в третьем повороте, Вендлингера в Craner Curves, Хилла в Coppice Corner и, наконец, Проста в Melbourne Hairpin! На финише гонки только одна машина, "Уильямс" Хилла, сумела удержаться в том же круге, что и победитель.
"Гран-при Австралии"-1993
Помню эту гонку так, словно она состоялась вчера. Заключительный этап 44-го чемпионата мира в Аделаиде имел глубокую эмоциональную окраску. Это была последняя гонка в карьере Проста. И последняя гонка Сенны за "Макларен". И последняя – но тогда мы этого еще не знали, – победа Айртона в "Формуле-1". Это была гонка – прощальный подарок одного великого гонщика другому. Вообще-то ее надо смотреть от начала до конца. Как хороший полнометражный фильм о "Формуле-1", фильм из жизни, снять который искусственно, по заранее написанному сценарию невозможно. Потому что не родился еще тот сценарист, кто сможет переплюнуть в своих фантазиях эту самую жизнь, и нет такого режиссера, который был бы способен правдоподобно зафиксировать на пленке хотя бы сотую долю реально существовавших чувств.
Ну и еще три фрагмента это невероятно насыщенной и противоречивой жизни, без которых история была бы неполной.
У каждого времени – свои песни. Свои легенды и были. Свои герои. Но это правда только отчасти. Потому что есть в истории личности, которые остаются в ней навсегда. Вот уже два десятка лет в "Формуле-1" нет среди действующих пилотов ни Айртона Сенны, ни Алена Проста, но мир "Формулы-1" по-прежнему не свободен от их присутствия. Сегодня, как и вчера, как и всегда впредь, любой поступок, любое слово или действие современной элиты немедленно сравниваются с тем эталоном, который оставили по себе эти двое. Эталоном не в смысле непогрешимости, отнюдь. В смысле чего-то более высокого, более волнующего, в смысле тех полных и глубоких страстей, которые переживал мир, следивший за каждым шагом, вздохом, движением ресниц своих любимцев. Кудесников, искренне и щедро создававших высокую драму двух жизней, в чем-то неразделимых, в чем-то антагонистичных друг другу.
Три фрагмента этой драмы, комментариев к которым не требуется.
"Гран-при Японии"-1989
"Гран-при Японии"-1990
"Гран-при Сан-Марино"-1994
"I miss you Alain…"
"Формула-1" изрядно обеднела, потеряв то, что было смыслом жизни этих двоих. Увы, но вернуть эти времена не представляется возможным. Потому что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. А жизнь, как сказал однажды Жан Тодт, очень похожа на "Формулу-1". Она проходит очень быстро. Слишком быстро, чтобы успеть что-то большее, чем бросить несколько беглых взглядов в зеркало заднего вида.
ПОСЛЕДНЯЯ ПРЯМАЯ АЙРТОНА СЕННЫ...
We miss you, Ayrton…
azamaticus89
Про него сняли отличный документальный фильм - "Сенна" (2010) Советую всем поклонникам Формулы-1
11.05.2014
Peterboro
...сенне везло всю карьеру, выиграл больше чем мог. никаких проблем с командами и судьями... Вы в своем уме? В 89 Балестр(президент FIA) на GP Японии, волевым решением отнял победу в гонке и чемпионате у Сенны и вручил Просту. Что бы судить о величайшем противостоянии в истории автоспорта(Сенна-Прост), надо знать историю этого противостояния.
10.05.2014
Шериф
Всё же промыли псу кубанскому мозги...Не удивительно, впрочем...
05.05.2014
S-Ex__YOBA
Колобок Колобков 03 Мая 2014 | 16:24 Колобок, ересь здесь пишешь в основном ты. а телевизоры тогда были в основном с двумя каналами. 1й и 2й. и это факт -) то, что ты даже такую элементарную вещь понять не можешь, это несомненно говорит о зашкаливании у тебя уровня идиотизма. про НТВ и прочее. не там ты ищешь образец документальности. НТВ и северокорейское ТВ еще образец правдивости по сравнению с той же европейской или пиндосской массмедиа. так что не пи.ди, рылопопый.
05.05.2014
Oland
Спасибо Айртону, что он Был! Я тоже никогда не любил сотворять себе кумиров, но этот человек живет в моем сердце до сих пор! Значит в нём что-то было... Я тоже в 1994-м плакал тогда в подушку, когда узнал страшную новость. Слезы полились сами собой и сейчас, кода прочитал статью и посмотрел архивные видео... Спасибо!
04.05.2014
Шериф
Executor 03 Мая 2014 | 01:00 Ну вот. Тебе 40 , а мозгов осталось как у 20-ти летнего ))) Ты , малыш, всё ещё веришь документальным фильмам. Постажируйся в телекомпании НТВ или в северной Корее, увидишь какие правдободобные документальные фильмы делают эти ребята. Если вот дядя Миша так в себя и не придёт, то и про него снимут слизливый документальный фильм. Мы снова тут прочтём всю ересь про телевизоры с двумя каналами и про цветы , которые кто-то где-то когда -то возложит...
03.05.2014
iu68786878
просто АВАРИЯ Ники дала виток хоть чему-то а так...австриец в одну калитку должен был закрывать всех(без вариантов!) и для себя в плюс заносить тот сезон
03.05.2014
iu68786878
Radej 02 Мая 2014 | 00:12 Колобок Колобков Да формула и состоит из Сенн, Простов, Ники Лауд, Хантов и т.д. Почему выделил из 4 думаю тебе понятно - это самые яркие противостояния гонщиков за всю историю. не претендую на истину... НО НЕ БЫЛИ НИКАКОГО СВЕРХПРОТИВОСТОЯНИЯ ЛАУДЫ ПРОТИВ ХАНТА 1976 две гонки завершили первый-второй,второй-первый ...и всёёёёёёёёёёёё 1977_Formula_One_season 1.Лауда 2.Хант (ГП ВЕЛ/ 10ый этап)
03.05.2014
Executor
Светлая память! 1 мая ему, если не ошибаюсь, было 33, а мне почти 20... Инета у меня еще не было, поэтому о Его смерти тоже узнал по ящику... Где-то около 20 (по Москве)... В июне сбудется моя мечта - буду в Сан-Пауло, возложу Ему цветы... Сейчас мне почти сорок, а ему так и осталось 33, но Ayrton Senna FOREVER!!! ЗЫ: а Круглому Тролю советую посмотреть документальный фильм про Айртона - там всё по полочкам разложено: кто Царь и Бог, а кто оно...
03.05.2014
S-Ex__YOBA
да, в 94м был старый телевизор с двумя каналами. и Пасха тогда была. и погода была хорошая. и шок был неимоверным. насколько я не любил Сенну до этого, настолько стало пусто после его ухода. практически так же пусто, как после вести о том, что сезон 93 будет последним для Алена, но немного по другому. все таки Ален остался жив, хоть и покинул кокпит, а Волшебника не стало. зато осталось великое противостояние между Волшебником и Профессором. это и есть квинтэссенция Формулы 1. нынешняя Ф-1 и рядом не стоит с теми временами. так и заглохнет без настоящих эмоций, на одном голом расчете. с Простом и Сенной из Ф-1 ушла душа, а новую в нее вдохнуть пока некому. надеюсь, что только пока. но с каждым годом надежда все призрачнее и призрачнее.
02.05.2014
S-Ex__YOBA
gisean 02 Мая 2014 | 03:05 тогда, наверное, Лотус был самовозкой? или Маки в 92-93? никто ваши слова из контекста не выдергивал. просто вы конкретно детали путаете.
02.05.2014
100 грамм скобок
gisean 02 Мая 2014 | 02:17 Почему то никто не вспоминает Штефана Белоффа... ---------------------- вот они поклонники российские и почитатели))) вы бы хоть фамилию правильно бы запомнили))) он не Белофф (это вам не водка Смирнофф) а Беллоф)))
02.05.2014
Шериф
Как же некоторые любят красивые слова... Почему в 1994 году у всех фанатов Сенны были "старые телевизоры с двумя каналами" ? )))) Не путают они случайно с 1984 ????
02.05.2014
PEP
За 20 лет никто из пилотов Ф1 так и не полюбился мне даже близко как Айртон. Не видел момент аварии со времени гонки ни разу и думал что давно всё это забыл, а сейчас прочитав статью и посмотрев видео сижу в слезах, как и тот 11летний пацан у старого телевизора с двумя каналами.
02.05.2014
верните дозаправки
Не нужно вырывать из контекста: все чемпионы начинают с минарди или с тоулмена...
02.05.2014
Sanja
МИ насчет черновой работы....Сенна был в этом отношении кочегаром, т.к. он очень педантично относился к мелочам, разбирал свои ошибки....
02.05.2014
Sanja
gisean02 Мая 2014 | 02:17 решил тут написать Колобок абсолютно прав. Сенна великий спору нет. Но он талант. Он выстрел. Не более. Есть пилоты менее талантливее (возможно) но более пилоты, уж простите за тавталогию. Мало быстро гонять. нужно быть МОТИВАТОРОМ. Нужно уметь довести до команды ЗДЕСЬ ПОДКРУТИТЬ ТАМ ЗАВЕРНУТЬ, ТУТ ОСЛАБИТЬ, ЖЕСЧЕ ПОДВЕСКУ. РЕБЯТА, ЕЩЕ ПАРУ КРУГОВ ПРОВЕРИМ. ОСТАЕМСЯ ДОПОЗДНА. тесты...тесты...это не Сенна. Сенна всю жизнь гонялся на самовозках,и не особо утруждал себя черновой работой, давайте уж до конца быть честными. Так вот такими МОТИВАТОРАМИ были только три пилота: Лауда, Прост и Шумахер. Почему то никто не вспоминает Штефана Белоффа... или того же Ратценбергера, получается они менее таланливее? ------------------------------------------------- "Сенна вю жизнь гонялся на самовозках...." Ну-ну....Болид "Тоулман" был самовозкой?
02.05.2014
верните дозаправки
решил тут написать Колобок абсолютно прав. Сенна великий спору нет. Но он талант. Он выстрел. Не более. Есть пилоты менее талантливее (возможно) но более пилоты, уж простите за тавталогию. Мало быстро гонять. нужно быть МОТИВАТОРОМ. Нужно уметь довести до команды ЗДЕСЬ ПОДКРУТИТЬ ТАМ ЗАВЕРНУТЬ, ТУТ ОСЛАБИТЬ, ЖЕСЧЕ ПОДВЕСКУ. РЕБЯТА, ЕЩЕ ПАРУ КРУГОВ ПРОВЕРИМ. ОСТАЕМСЯ ДОПОЗДНА. тесты...тесты...это не Сенна. Сенна всю жизнь гонялся на самовозках,и не особо утруждал себя черновой работой, давайте уж до конца быть честными. Так вот такими МОТИВАТОРАМИ были только три пилота: Лауда, Прост и Шумахер. Почему то никто не вспоминает Штефана Белоффа... или того же Ратценбергера, получается они менее таланливее ?
02.05.2014
superperez7
Самый великий гонщик в истории Ф-1 - Михаэль Шумахер! Возвращайся к нам, МИША!!!
02.05.2014
Шериф
Radej02 Мая 2014 | 00:15 Слушай,парень,ты можешь не оправдываться больше. Ты изначально написал, что всегда смотрел ф-1 только ради Сенны и из-за него. Так что,теперь совсем необязательно блистать умом и вспоминать Лауду или Ханта. Для тебя ф-1 закончилась 1 мая 1994 года, для меня она закончится в день моей смерти, вот и вся разница. А формула-1 и есть машинки. Твоему умишке это сложно понять, это заметно...Но уходили Фанхио,Лауды, Сенны,Просты,Шумахеры, уйдут Алонсо и Феттели, а "машинки" останутся. Вот хоть ты тресни. Ф-1 - это и есть машинки. А Сенна- лишь исполнитель.
02.05.2014
Glebuchev
Колобок Колобков 02 Мая 2014 | 00:03 Ибо он сам всегда гонялся ради ф-1, а не ради своего имени в ф-1.-------------Хорошие слова.Благодарю за ответ.Только ведь люди высказывают свою точку зрения...Что здесь плохого?Всего доброго!
02.05.2014
Radej
Колобок Колобков Сам он гонялся ради желания быть первым, в королеве автогонок то есть в формуле 1. Было б это ДТМ гонялся бы в ДТМ. Если не знаешь о чем говоришь не говори или почитай литературку, могу даже ссыль дать.
02.05.2014
Radej
Колобок Колобков Да формула и состоит из Сенн, Простов, Ники Лауд, Хантов и т.д. Почему выделил из 4 думаю тебе понятно - это самые яркие противостояния гонщиков за всю историю. Они красят формулу, о них помнят, они и есть формула, а вот кто ты такой и что ты любишь? Что формула без этих людей? Машинки? Так попроси мамку она тебе купит и иди играйся в песочницу.Ну или сам купи, если можешь себе позволить это(Но потом обязательно в песочницу). Ты кругом сам себе противоречишь. Даже факт твоей любви или уважению к Шумми говорит только о том что для тебя формула это формула его времени. А по поводу идите отсюда вообще маразм. Это статья о Сенне в частности, вали на другую ветку и лей желчью там. Прям не дать не взять старина Берни под твоим ником олицетворяющий всю формулу. Кем ты себя возомнил?
02.05.2014
Шериф
Glebuchev 01 Мая 2014 | 23:32 С такой. Можно уважать Сенну в день его памяти, а можно писать "смотрел гонки только благодаря Сенне". Лди, которые пишут такое, даже не подозревают, что сам Сенна крутится в гробу. Ибо он сам всегда гонялся ради ф-1, а не ради своего имени в ф-1. Не всем дано понять, к сожалению...
02.05.2014
Glebuchev
Колобок Колобков 01 Мая 2014 | 23:04Так вот- валите тогда на фиг отсюда.------------------А зачем так грубо?Сегодня день памяти Сенны.Поэтому люди и вспоминают Айртона.Статья именно о нём.С какой стати им валить отсюда?Сам подумай.
01.05.2014
Шериф
Иван5701 Мая 2014 | 23:19 Всё стало "более искусственным". Даже "возврат" Крыма... Но-жизнь продолжается. И Мы любим и смотрим ф-1 не ради Сенны или Шумахера. Это Сенна и Шумахер кладут свою жизнь ради ф-1. Это им важна каждая сотая секунды на круге , это они готовы выбить к чертовой бабушке Проста,Хилла или Вильнёва. Это они готовы жертвовать ногами,руками и жизнью ради победы...А формуле-1 всегда было начхать на них. Формула-1 была , есть и будет. Вот правильный заголовок. А Сенны и Шумахеры- приходят и уходят.
01.05.2014
Иван57
Колобок Колобков01 Мая 2014 | 23:04 Переживет-это факт. Только после его смерти формула1 стала какой-то более академичной что ли. Стали многое запрещать, штрафовать за все. Борьбы на трассе стало меньше и какая то она искусственная не захватывает.
01.05.2014
Шериф
Все фанаты Сенны всплакнули, а жизнь-то продолжаются... Некоторые "умники" могут писать после каждой гонки, что "ф-1. умерла для болельщиков"... Так вот- валите тогда на фиг отсюда. Ф-1 пережила Сенну, переживёт дядю Мишу и переживёт всех вас, тупых троллей.
01.05.2014
Шериф
Radej 01 Мая 2014 | 22:38 Ну как-бы не очень красит тебя,когда ты отказываешься от собственных слов... Ты же написал, что всегда смотрел гонки ф-1 только ради Сенны. Поэтому тебе здесь не место после 1 мая 1994... Ты конечно можешь продолжать писать,это всё ещё свободная страна...Ну, почти свободная. Только я не понимаю твоих усилий.
01.05.2014
Radej
Колобок Колобков Ограниченность, отрицание другой точки зрения, думаю нам не о чем говорить. Потому как моя цель донести свою точку зрения а не убедить тебя в ней, у каждого свои интересы и истины. Так что тролль на ветке дальше любитель формулы 1 )
01.05.2014
Ралпачан Фляйшманъ
с уходом Проста и гибелью Айртона формула медленно, но верно стала превращаться в цирк с клоунами разной степени смешности :(
01.05.2014
Алый Дракон
poligraf poligrafovich - ты не прав. Есть герои, остающиеся вне времени. В Ф-1 это - Сенна. Он уже при жизни стал легендой... Главная причина этому - его качества, как гонщика, качества, как человека, и его удивительная харизма...
01.05.2014
freak
Колобок моральный уродец:) формула рассвета Миши была самой неинтересной формулой в истории. Ты просто болеешь за тех кто больше всех побеждает:)
01.05.2014
Дандрей
"Он был? Он есть! И всегда будет"(с) Абсолютно!Тот случай, когда полностью согласен с заголовком! По крайней мере - для меня.
01.05.2014
poligraf poligrafovich
Алый Дракон У каждого времени свои герои. Вот видел бы ты как гонял Джек Стьюарт, глядишь и ....... просто кому то везёт, а кому то не очень.
01.05.2014
Шериф
Radej01 Мая 2014 | 21:16 **Что было такого в Монако в 1997?** Посмотри,благо 21 век на носу... Ну а то, что ты "смотрел ф-1 только ради Сенны , Петрова и Квята" говорит о твоей ограниченности... Я смотрю ф-1 ради ф-1 , поэтому мне тебя не понять.
01.05.2014
Алый Дракон
Донингтон-93 - совершенно волшебная гонка. Лично для меня - лучшая за все то время, что я смотрю Ф-1, с Испании-92. И одна из лучших в истории вообще. Эта гонка - ответ всем критикам Айртона. Всем людям, сомневающимся в величии его таланта. Еще они могут вспомнить квалификацию Монако-88, когда Айртон опередил Проста почти на полторы секунды. В Монако. А по харизме ему и вовсе не было равных. Хельмут Марко сказал о нем: "Если бы мне пришлось выбрать три характерных черты, свойственных Сенне, то я бы назвал скорость, харизму и беспощадное отношение к соперникам"...
01.05.2014
Serafimos
Автор статьи известная как ненавистница Шумахера,наверняка и Проста не любила,и Лауду....Не люблю её предвзятые статьи,хоть она и о А.Сенне
01.05.2014
Serafimos
Ален Прост был лучшим,но Сенна не давал ему заскучать.
01.05.2014
DDG
Вечная память!!!! Великий из великих!!!! Жаль наследников не оставил....
01.05.2014
Алый Дракон
Айртон - единственный спортсмен, которого я могу назвать моим кумиром. Я никогда не признавал, и не создавал себе кумиров, но Айртон стал для меня таковым... Сегодня очень грустный день для меня... Мне нечего добавить, кроме - Ayrton Forever...
01.05.2014
poligraf poligrafovich
Одержимый. Прост ему ведь говорил: Если такой ценой, то бери, мне не надо. Так он разве слушать стал ? Тепрь вот уже 20 лет, как на том свете, все призы берёт. Если там конечно есть Большой приз, то он наверняка там всю дорогу первый. Безвылазно.
01.05.2014
martys
Я тоже смотрел и хорошо помню последнюю гонку. Запомнилось еще, что это была православная Пасха.
01.05.2014
Radej
Колобок Колобков Это отнюдь не делает из меня идиота, когда пишешь от души возможны ошибки, тем более когда не видно в окошке уже, что написал выше, это скорее делает из тебя крючкотвора, который ищет к чему придраться. Смотрят футбол ради футбола, согласен, но восхищаются не игрой пахаря опорника, его игру уважают, как и вообще людей преданных фанатично своему делу, а восхищаются как раз Роналдо к примеру, я имел ввиду зубастика ))Кому дано от бога. Да это не только спорт. Бетховен например или Боттиччели, писать музыку и рисовать умею и я и отдав этому лет 10 буду писать нормальные картины или музыку, но шедевры никогда. А кто сказал что я следил все это время формулу стал время от времени смотреть только с приходом Петрова и впоследствии Квята. Из патриотизма так сказать. А за успехами Шумахера и Феттеля и иже с ними следил из новостей. Что было такого в Монако в 1997?
01.05.2014
dejai
outz да, так и было
01.05.2014
tiho
Мы тебя помним, человек дождя!
01.05.2014
andersen78
до сих помню эту аварию, смотрел по ТВ... 20 лет прошло, а все равно слезы на глазах... Вечная память!!!
01.05.2014
Уго Чавес-С
Весёлый© 01 Мая 2014 | 19:45 В детстве, когда телевизор был ЛИШЬ в семье двоюродного брата, я наблюдал за этой аварией онлайн. ..так вот откуда ноги растут)
01.05.2014
Шериф
Radej01 Мая 2014 | 17:15 Написал очень вдохновенно, но зачем несколько раз повторил, что смотрел ф-1 ради Сенны? Это делает из тебя идиота...Никто не смотрит футбол ради Месси, Пирло , Буффона или Рональдо... Я всегда уважал дядю Мишу, но никогда не напишу, что смотрел ф-1 ради Шумахера. Это бред. Если уж тебе важны **круг в квалификации в Монако или гонка по дождю с 4 обгонами на 1 круге. Или как финты Роналдо и Рональдиньо. Смотрел формулу ради Сенны. То время когда он на дребежжащем макларене при любой возможности давал бой более сильным уильямсам да и бенетонам в последнем сезоне** , то пересмотри гран-при Монако- 1997, особенно первый круг... p/s Кстати,если ты смотрел гонки только ради Сенны, то почему ты ещё здесь???
01.05.2014
Весёлый cancels War-Sheep
В детстве, когда телевизор был лишь в семье двоюродного брата, я наблюдал за этой аварией онлайн.
01.05.2014
Уго Чавес-С
outz 01 Мая 2014 | 18:41..если я помню вернно,то ,уже вечером(ранним)по тв прошла информация,что не выжил..Был взросленький и тот день помню,достаточно хорошо,хоть отмечание пасхи и удалось
01.05.2014
биток11
Radej,да что ты объясняешь этому диванному эксперту.Сенна единственный кто при жизни стал великим.А Шумахер(да бог чтобы поправился),как и Феттель,герой самовозки.
01.05.2014
PvsZ /запасной аккаунт/
Уго Чавес-С01 Мая 2014 | 17:02 dejai 01 Мая 2014 | 14:28..он погиб в пасхальное воскресение..какая школа? --- Всё правильно, Сенна погиб в воскресенье. Но ведь в 1994 году у нас не было интернета, чтобы узнавать всё онлайн. Вечером были сообщения об аварии, но говорилось, что Сенна в больнице, гонку не остановили, и сообщение о смерти поступило позже. Вполне логично, что многие узнали всё только в понедельник.
01.05.2014
Italo2013
Как сейчас помню ту гонку. Уже после смертельной аварии Ратценберегера в квалификации в субботу было как то не по себе. А потом в воскресенье такое... Сенна всегда был моим любимым гонщиком. "Человеком дождя", "Королем Монако" и вечно выжимающим из своего Макларена даже больше, чем было возможно... И надо же было такому случиться, что пересев на сильнейший на тот момент "Уильямс", он так ничего и не выиграл... Хорошо помню как в том злосчастном повороте он почему-то поехал прямо, сразу подумалось: проблемы с рулевым управлением... И хотя авария на вид страшной не казалась(были гораздо страшнее), но после Ратценбергера, сразу появилось плохое предчувствие. Во время гонки комментаторы так ничего и не сказали про его состояние, поэтому оставалось ждать вечернего выпуска "Вестей" в 23-00, в котором и сообщили страшную новость... Не хочется сейчас говорить о расследовании тех.неисправностей, которое так и не дало результатов... Сенна всегда был великим гонщиком, великим и останется в наших сердцах!
01.05.2014
Radej
Колобок Колобков Если тебе без разницы кто и что тебе ответит вообще пишешь зачем? Формулу смотрел ради Сенны. Можно пыхтеть и пахать всю жизнь, но в любом виде спорта удовольствие доставляет не уверенное пыхтение, а то что человек делает с вдохновением, как тот круг в квалификации в Монако или гонка по дождю с 4 обгонами на 1 круге. Или как финты Роналдо и Рональдиньо. Смотрел формулу ради Сенны. То время когда он на дребежжащем макларене при любой возможности давал бой более сильным уильямсам да и бенетонам в последнем сезоне, но неизменно уступал было просто больно смотреть. Я понимаю почему он ушел,для человека рожденного побеждать и то время что он проторчал в неконкурентноспособном к тому моменту макларене уже подвиг. Хотя и было странное чувство когда он переходил скажем так в стан врага. А Михаель перешел из более сильного на тот момент бенетона, но бенетон команда одногодок, это все было ясно. А феррари это феррари. А говорить при этом можно все что угодно.
01.05.2014
Джудъ
....ПОКОЙСЯ С МИРОМ,ВОЛШЕБНИК!!!
01.05.2014
SWED
Солидарен Даль. Помню ту гонку. Думал будет возможность возложить цветы на его могилку. А уже 20 лет прошло...ужас
01.05.2014
1aceace
сенне везло всю карьеру, выиграл больше чем мог. никаких проблем с командами и судьями. но зато не повезло 1 раз и покрупному. те же прост и шумахер потеряли по неск титулов изза технических проблем и\или травм.
01.05.2014
Уго Чавес-С
dejai 01 Мая 2014 | 14:28..он погиб в пасхальное воскресение..какая школа?
01.05.2014
Даль..
Не знаю почему, но всегда недолюбливал Проста. Да и формулу один перестал смотреть после постоянных побед Шумахера. Не было никакой интриги
01.05.2014
Наталья П
Прост и Шумахер были фаны Формулы... они 24 часа в сутки жили автоспортом. А Сенна был пофигист... мог с тёлками зависать в кабах накануне гонки... совершенно не думая о ней. А потом выходил на трассу и рвал всех!)) В том числе и Проста с Шумахером!) Потому и считается Величайшим и сильнейшим в истории Формулы!)) Для Айртона - это было хобби, а по таланту он превосходил всех.)
01.05.2014
Glebuchev
"Твоя главная победа-это победа над нашими сердцами"-слова от души.
01.05.2014
Glebuchev
Колобок Колобков 01 Мая 2014 | 15:47----------------Лично я не собираюсь с тобой спорить.У каждого человека своё мнение.Тебя не переубедишь.Меня тоже.
01.05.2014
Шериф
"побеждал за счёт таланта, а не самовозок"-написал здесь кто-то... Очень правильно в день памяти кого-то писать хорошие слова, очень правильно смотреться "хорошим большинством". Но я помню слова Сенны , когда он уходил из Макларена в Вильямся- "Мне надоело тащить Макларен на себе, я хочу побед". И помню слова того же Михаэля , когда он переходил в Феррари из Беннетона -"Мне надоело побеждать на машине, не имеющей проблем". Мне без разницы кто и что здесь из вас напишет- для меня Миша гораздо талантливее Сенны. И тот же Прост- гораздо круче, чем пилот. Повторю то, что много раз писал- все эти "сопли" ассоциируются с именем Сенны, только "благодаря" его смерти на трассе.
01.05.2014
gretzkyfan
Всегда был за Проста но эти двое великих не могли друг без друга и никто никто и никогда даже рядом не стоял Светлая память!
01.05.2014
Kings Bounty IV
20 лет уже прошло...а кажется было вчера...
01.05.2014
1aceace
линде нашла повод напомнить о себе. кстати монако 92 - компьютерная графика. а про юар93 она забыла сказать что на финише сенна просту почти круг проиграл. а шумахер следом за простом сенну почти сразу обогнал.
01.05.2014
Наталья П
Лучший! Талантище от Бога!)
01.05.2014
tonipi
ком в горле... спасибо за статью!
01.05.2014
prosto zashel
мне шел тогда 13й год. на следующее утро в школе узнал что он умер. долго не мог поверить. как и многие тут не мог сдержать слез.
01.05.2014
prosto zashel
1я гонка которую я увидел по телевизору был Гран При Монако 1992 года. Сенна был бесподобен. Со временем после того как уходят великие люди всплывают истории о том что он был не так велик. что он тоже был не безгрешен. После смерти Сенны я узнал что он был более велик чем я думал, что он более гениален чем я думал, что он более человечнее чем я думал.
01.05.2014
reyders
lokofanat01 Мая 2014 | 13:56 А мне 15 было...не мог сдержать слёз, когда позже объявили о его смерти. Он был моим кумиром и после него я лет 15 вообще Формулу смотреть не мог и не хотел... +100500 ....Один в один мои чувства
01.05.2014
prosto zashel
специально зарегистрировался чтобы написать. Помню тот день. В тот день еще Пасха была. Сенна навсегда останется номером 1! Для меня тогда Формула 1 это Сенна, Макларен и статьи Ольги Линде в Спорт-Экспрессе.
01.05.2014
aviapit
Скорбим...................
01.05.2014
gde-gde
смотрел ту гонку и вроде авария показалась сначала не страшной, эх..
01.05.2014
Glebuchev
Хорошая статья.Живая.Благодарю.
01.05.2014
Иван57
Вот это был Пилотище! Жаль что рано ушел, но память о нем будет жить вечно. Таких пилотов как он не было и вряд ли появятся. Побеждал за счет таланта, а не самовозок. Настоящий Чемпион!
01.05.2014
dejai
Воспоминания... узнав у друга по пути в школу что погиб Сенна, подумал что что-то не то, нереальное. Придя домой и узнав правду я долго беззвучно плакал в подушку... Вечная память. Спи спокойно ,Айртон. !НАВСЕГДА! PS На сл. день в программе "Скоростной участок" была показана нарезка из выступлений и жизни Айртона под песню Гварцетели "Прощай король, прощай!". Никак не могу найти , жаль....
01.05.2014
Dimasfen
А мне 16 было. Сенна мне при жизни не нравился, заносчивый, упрямый. Но жаль его искренне. Великий пилот. Как было бы интересно наблюдать за их битвами с Михаэлем. А теперь ни Сенны, ни Михаэля(практически) нет......
01.05.2014
LexSM
Великий гонщик. Противостояние Сенна - Прост - классика Формулы 1.
01.05.2014
idan-haimbarkley
спасибо за статью
01.05.2014
lokofanat
А мне 15 было...не мог сдержать слёз, когда позже объявили о его смерти. Он был моим кумиром и после него я лет 15 вообще Формулу смотреть не мог и не хотел...
01.05.2014
lokofanat
Ты навсегда в наших сердцах, Человек Дождя...
01.05.2014
Batat
Я смотрел ту гонку, мне было 13, до сих пор стоит перед глазами та авария...
01.05.2014
Глеб
Вечная память
01.05.2014