16 сентября 2014, 22:12

В "Королевских гонках" закончилась свобода слова

Алексей ШИШКИН
Корреспондент

Начиная с "Гран-при Сингапура", который пройдет 21 сентября, в "Формуле-1" запрещены все радиопереговоры, которые могут помочь пилотам в управлении болидами.

На ближайшем этапе "Королевских гонок" судьи будут вынуждены не только внимательно смотреть на трассу, но и вслушиваться в переговоры пилотов с боксами. Накануне Международная федерация автоспорта опубликовала список из 17 тем, которые отныне запрещено обсуждать в радиоэфире. Запрет обоснован пунктом 20.1 спортивного регламента, в котором сказано, что гонщик должен пилотировать машину без посторонней помощи. Впрочем, команды наверняка найдут способ обойти новые меры.

Решение ФИА вызвало бурные споры. На одной стороне оказались те, кто считает, что поток инструкций из боксов превращает пилотов в марионеток, которые не могут самостоятельно принимать решения. Хотя подсказками тренеров в той или иной степени пользуются во многих видах спорта – ради таких советов иногда предусмотрены даже специальные тайм-ауты. Некоторые считают, что "технические" переговоры не только делают гонки интереснее, но и являются одной из тех изюминок, ради которых болельщики смотрят "Формулу-1". Фраза "Отвали, я знаю, что делаю" в исполнении Кими Райкконена в адрес своего гоночного инженера стала настоящими мемом в "Королевских гонках".

– Мало ли в "Формуле-1" было запретов? Все это просто часть большой игры, придуманной Берни Экклстоуном, – считает российский автогонщик Борис Шульмейстер. – Раз Экклстоун думает, что так будет интереснее, то спорить бесполезно. Но можно приспособиться. Вспомните, когда ФИА запретила слики и ввела вместо них псевдослики ради ограничения скорости, команды очень быстро нашли варианты, при которых покрышки с рисунком позволяли болидам ехать столь же быстро.

Нововведение ФИА призвано усилить роль пилотов и подчеркнуть уровень их мастерства. Запрет на "техническое" общение будет действовать по ходу всего гоночного уик-энда – и во время тренировок, и во время квалификации. Но главное, что запрет распространяется на гонки, когда пилоты заезжают в боксы максимум три раза, если не считать случаев экстренной замены поврежденных деталей.

Под запрет попали переговоры, в которых пилоты могут явно получить из боксов команды по настройке болида в той или иной гоночной ситуации, информацию о поведении машины, о сравнительных характеристиках по сравнению с соперниками ("ты проигрываешь десятую на втором секторе"), расходе топлива. На "Гран-при Сингапура" командам еще разрешено передавать пилотам данные о работе тормозов и состоянии покрышек, но, начиная с этапа в Японии, будут запрещены и они.

– Абсолютно уверен в том, что будет разработана кодированная система передачи сообщений, – подчеркнул Шульмейстер. – Да и питборды (таблички, которые показываются гонщикам) никто не отменял, хотя ФИА также намерена контролировать информацию на них. В конце концов можно придумать цветовое решение. Обозначить, допустим, синей полоской информацию о том, что сильно изношена задняя резина или что-то подобное. Я думаю, для пилотов ничего не изменится, а вот болельщикам и комментаторам придется сложнее, чем раньше. За пять лет все уже привыкли к тому, что переговоры пилотов с боксами абсолютно открытые и понятные, а теперь придется гадать.

Кодированные сообщения тоже попали под запрет, и в ФИА уверены, что смогут распознать эзопов язык, поскольку все переговоры будут записываться и анализироваться после гонки. Но руководители конюшен считают, что сделать это невозможно. По мнению гоночного директора "Макларена" Эрика Булье, любую инструкцию из боксов можно облечь в такие слова, что подкопаться будет невозможно. К тому же запрещено далеко не все. Например, по-прежнему можно сообщать пилоту информацию о трафике на трассе, о желтых флагах, о необходимости заехать на пит-стоп, о числе кругов, пройденных соперником на одном комплекте резины, и даже командные приказы из боксов о том, что необходимо пропустить напарника. И еще – любые сведения гонщику можно будет передать во время пит-стопа.

Гоночный директор ФИА Чарли Уайтинг объяснил, что нарушение командами запрета на подобные переговоры будет вести к спортивным штрафам – остановкам на пит-лейн, потерям мест на старте, добавленному времени к результатам и так далее. Каждый случай будут разбирать стюарды, и в их же юрисдикции будет вынесение наказания.

– Если уж введения этих запретов никак не избежать, то все спорные ситуации необходимо разбирать после гонки, – убежден Борис Шульмейстер. – Представляете, если во время острейшей борьбы одному из пилотов следует команда остановиться на пит-лейн и отбыть штраф, он уже не сможет вернуться на прежние позиции. С другой стороны, если его накажут после гонки, шансов отыграться не останется уже никаких, но ведь существует возможность подачи апелляции. В общем, самое главное, чтобы не было немедленных наказаний, иначе данный пункт правил даст маршалам возможность вмешиваться в ход гонки.

Уайтинг объяснил, что пилоты должны научиться в полной мере пользоваться теми данными, которые поступают им через экран дисплея, установленного на руле. Но не все команды разработали руль с большими экранами. Например, в машинах "Ред Булл", "Лотус" и "Уильямс" гонщики пользуются рулями с минимально возможной по размеру версией дисплея. По словам гоночного директора организации, цель ФИА – не учить пилотов читать сообщения с экрана и правильно их интерпретировать, а нести большую ответственность за свое поведение на трассе и больше думать.

2