Когда смотришь на то, что проведением гонки в стране занимается сын министра, поневоле думаешь: “Ну наверняка отец сына подтащил, здесь все понятно”. Однако Ариф Рагимов при общении с российскими журналистами предстал не просто родственником чиновника, а человеком с прекрасным английским (на который он иногда чуть не переходил) и современным подходом к гонкам. Драйвовым, веселым – то есть думает так, как и должны делать большинство ответственных за главную гоночную серию мира.
Промоутер превратил встречу в настоящую феерию, честно ответил за все, выражаясь молодежным языком, "косяки" за время гоночного уик-энда, открыто признался, что любит аварии и успел рассказать трогательную историю. Побольше бы таких веселых гонок, как в Баку – и можно будет говорить: "Формула-1", ты снова жива".
– Наверняка будет много вопросов про люки, да? – рассмеявшись, начал сам Рагимов. – Давайте сразу скажу свою позицию. Городская трасса по определению создает такие проблемы. Мы все прикрепляли по несколько дней, но там была проблема не визуальная. Проржавели крючки, которые держат люк снизу. Его расшатала проехавшая "Феррари", и "Уильямсу" не повезло. Конечно, мы принесли извинения команде, слава богу, пилот не пострадал. Да, где-то мы упустили, просмотрели. У нас 350 люков, в одном система не сработала. После инцидента мы еще раз просмотрели все люки и все, что может взлететь, так скажем.
– Команда приняла ваши извинения или будет продолжение?
– Вероятно, после этих выходных они выставят некий счет. Мы посоветовались с юристами, расходы будут покрыты из страховки.
– Сумму примерную не назовете?
– Уф… Без понятия, это же вопрос к команде, что с машиной. Насколько я знаю, повреждено только шасси, не мотор. Что скажу точно – у нас достаточно средств, чтобы возместить ущерб за этот единичный случай.
– Нет опасений, что теперь это вызовет проблемы с возможностью проведения следующих "Гран-при"?
– Такие случаи происходят, но это не должно повлиять на проведение гонок в Баку. Мы не первая трасса, это происходит в Монако, где гонка проходит уже почти век. Было такое же в Китае и Малайзии, хотя это не городская трасса. Подлость в том, что люк был еще и на так называемой racing line. Не был бы он там – вообще никто бы о нем не узнал! На 99,9% мы гарантируем, что такого больше не произойдет. На 100, уж извините, не могу. Но это проблема городских трасс, здесь проверки происходят в последнюю секунду. Убрать теперь все гонки в городах – неправильно. Игра стоит свеч.
"Гран-при" окупилось за два – три года
– Таксисты бакинские говорят, что им не нравится "Формула-1", мол, город перекрыт.
– Понимаю. Мы делаем все возможное, чтобы минимизировать неудобства. Но создавая такие неудобства, мы продвигаем имидж нашей страны. Минусов меньше, чем плюсов. Строим мосты, делаем полевые госпитали в закрытых зонах. Вчера произошла такая история. Женщина рожала в Старом городе буквально во время заезда. И благодаря этим самым мостам и лифтам, которые были сооружены с расчетом, чтобы можно было пронести коляску, все прошло хорошо. Доехала до больницы, родила двойняшек. Так что у нас все предусмотрено.
– Экономически проведение гонки выгодно?
– Конечно. У нас огромное количество болельщиков, строим дополнительные трибуны, 100%-ная заполняемость гостиниц, 95% подрядчиков – местные компании. положительное экономическое воздействие 277 миллионов долларов, также мы посчитали, что для освещения Азербайджана в СМИ мы должны были бы заплатить где-то 120 миллионов, если бы не проводили гонку. "Гран-при" действительно окупилось за два–три года. У нас туристический бум в стране, конечно, не могу сказать, что это из-за "Формулы-1", но эффект точно положительный.
– Вчера был еще один инцидент с тем, как эвакуировали болид Джорджа Расселла – эвакуатор не очень удачно проехал под мостом. Почему это произошло?
– Так, давайте я тогда обо всех инцидентах сразу расскажу. У нас за вчера произошло три нестандартных случая. Первый – люк, второй – с эвакуатором, третий – с травмой маршалов. По поводу крана – было изменение в правилах. Обычная процедура – вывозим кран, ставим болид на платформу, увозим. В этом году поступила инструкция использовать манипулятор со своим краном. Мы не тестировали, проходит ли он под мостом с полуоткрытой стрелой. Он немного чиркнул мост, действительно. Ничего особенного не произошло, просто сначала мы подбили машину Расселла, а потом еще и вылили на него масло из-за этого столкновения с мостом… Это, конечно, так себе ситуация. Но ничего страшного в данном случае не произошло, разве что с краном, но это не так важно.
Теперь по поводу маршалов, на которых наехал пилот "Формулы-2". Оба маршала были отправлены в госпиталь за первым поворотом, они отделались легкими ушибами и царапинами. С ними все в порядке. Даже одежда вся в целости и сохранности. Причина такая. Стандартная процедура – когда машина глохнет, то мотор останавливается, и маршалы толкают болид в определенную зону безопасности. В данном случае по какой-то причине пилот решил завести его и нажать на газ. Насколько мне известно, ФИА отстранила пилота до конца выходных, это серьезное нарушение. Это не ошибка маршалов. Ошибка неопытного пилота "Формулы-1" привела к такому исходу.
– Шон Гелаэль не такой уж и неопытный ведь.
– Пожалуй, да, он третий год ездит, кажется.
– Успеваете вообще смотреть гонки?
– Я – болельщик других "Гран-при", только их смотрю. Во время нашей гонки только успеваю пробежать мимо экрана – а там то два "Ред Булла" влетают друг в друга, то Грожан в стенку приедет (смеется).
– Вчера министр спорта и завершил встречу вопросом "А вы хотите аварий?" Вы за них или против?
– На 100 процентов. Нашему рейс-контрою приходится работать очень много, но ребята это делают с огромным удовольствием, реально! Они выходят потом с гонки такие радостные: "Да, мы провели эту гонку!" Это точно позитив, ни о каком негативе даже не думаю, когда происходят столкновения. Так что мы хотим аварий, мы хотим экшена, чтобы пилоты рисковали.