26 октября 2020, 10:20
Пилот «Ред Булла» Макс Ферстаппен занял на «Гран-при Португалии» третье место. Однако после завершения гонки многие болельщики вспоминают не основной старт, а инцидент во время пятничной тренировки. Тогда голландец столкнулся на трассе с гонщиком «Рейсинг Поинт» Лэнсом Строллом, крайне неполиткорректно обругав канадца по радио. Теперь Макса жестко критикуют в соцсетях, заявляя, что топ-пилот «Формулы-1» даже в эмоциональном запале не может позволять себе публично оскорблять целые социальные группы и народы.
Tempers flare as Stroll and Verstappen collide at Turn 1 ?#PortugueseGP ?? #F1 pic.twitter.com/9xhTKe43dp
— Formula 1 (@F1) October 23, 2020
В Португалии Стролл чудил и во время гонки, а в пятницу Лэнс вывел из себя Ферстаппена, захлопнув перед ним калитку в одном из поворотов. Это столкновение привело к остановке тренировочной сессии — эвакуировать болиды под желтым флагом было небезопасно. Есть мнение, что Макс сам виноват в инциденте, поскольку машина канадца была немного впереди, и предотвратить контакт должен был именно голландец. С другой стороны, это была всего лишь тренировка, и инцидент только добавил работы механикам, не повлияв на главную гонку уик-энда. Тем не менее, Ферстаппен был в гневе, выдав по радио такую фразу:
— Этот гребаный парень слепой? Что с ним не так? Боже, что за дебил! Да, у меня есть повреждения. Реально, что за монгол?
Конечно, на эмоциях гонщики иногда говорят по радио и не такое, но потом извиняются, и инцидент обычно считается исчерпанным. Однако в этой ситуации Макс почему-то продолжал упорствовать, заявив, что трактовка гневной тирады — «не его проблема». Позже голландец все же признал, что не хотел никого обидеть, но хейтеры уже начали раскручивать этот скандал в соцсетях. Дошло до того, что поведение гонщика в Twitter прокомментировала министр культуры Монголии и фанатка автогонок Унро Янчив.
— Интересно, команда в курсе инициативы #WeRaceAsOne (программы ФИА за социальное и расовое равноправие. — Прим. «СЭ»)? Макс явно о ней не знает", — написала Янчив, добавив, что рассматривает возможность подачи официальной жалобы на Ферстаппена в ФИА и правительство Нидерландов. — Использование слова монгол в уничижительном контексте в XXI веке неуместно. Это должны понять все руководители «Формулы-1», ведь Ферстаппен — пример подражания для многих болельщиков.
«Not my problem»?! @F1 Was the whole team briefed on your #WeRaceAsOne initiative? @Max33Verstappen must have clearly missed. Listen2 #TheMeaningOfMongol on @BBCWorld w/@Guuye #PortugueseGP #mindyourlanguage #driveresponsibly Fronting @redbullracing?! @F1RacingCo @SinSinner44 https://t.co/nX0yckpOuN
— Unro Janchiv (@CulturalEnvoyMN) October 24, 2020
Здесь необходимо объяснить, что в устах Ферстаппена слово «монгол» на самом деле не имеет этнического окраса и скорее сопоставимо с термином «даун». Словосочетание «mongolian idiocy» до 1970-х использовалось как медицинский диагноз для людей с синдромом Дауна — имя английского врача было решено ввести в оборот из политкорректных соображений менее, чем полвека назад. Но в Голландии сохранилось ругательство mongool, характеризующее человека с низкими умственными способностями. Макс три года назад уже использовал его в публичном пространстве, характеризуя стюарта Гарри Коннелли, который несколько раз принимал жесткие решения в отношении молодого пилота и в конце концов лишил его подиума на «Гран-при США».
Но все эти лингвистические нюансы не спасли Ферстаппена от нападок хейтеров. Даже если Максу удастся оправдаться перед монголами, оскобленными оказываются люди с синдромом Дауна. Кроме того, недовольство высказывают незрячие, которых также коробят подобные высказывания. В бытовых междусобойчиках резкие слова, возможно, выглядят приемлемыми. Но вынесенные на весь мир при помощи больших международных стартов, они приобретают крайне обидный контекст. Особенно в свете провозглашенной ФИА борьбы против всех видов дискриминации. И здесь под ударом оказывается «прослушка» радиопереговоров пилотов с боксами, которая в свое время позиционировалась как особая фишка автоспорта.
Well, @KyleLarsonRacin apparently dropping an n-bomb could be the biggest story in sports this weekend. pic.twitter.com/5gmkbcK6yM
— A.J. Perez (@byajperez) April 13, 2020
В апреле этого года пилот NASCAR Кайл Ларсон был уволен из команды Chip Gannasi Racing за то, что во время виртуальной гонки в запале бросил расистскую фразу. Ларсон думал, что находится в закрытом голосовом чате с напарником, однако оскорбительное для афроамериканцев слово услышали все участники гонки и болельщики. Онлайн гонку смотрели около 200 тысяч человек, также что от Ларсона немедленно отказались почти все спонсоры. И лишь в октябре, после прослушивания Кайлом антирасистских курсов, Chip Gannasi Racing объявило, что гонщик сможет вернуться на трек в 2021 году.
При этом спорная политическая активность удивительным образом сходит с рук Льюису Хэмилтону. Шестикратный чемпион мира избежал штрафа за появление перед камерами в футболке с призывом арестовать американских полицейских, которые случайно убили подругу наркодиллера во время перестрелки. Затем он выступил против строительства близ Рио-де-Жанейро автогоночной трассы, которая якобы окажет негативное влияние на природу. А накануне «Гран-при Португалии» Хэмилтон неожиданно включился в кампанию против злоупотреблений отрядов полиции по борьбе с бандитизмом в Нигерии. Эти структуры обвиняются в ограблениях, пытках, изнасилованиях и убийствах мирных граждан, но эта ситуация слишком сложна, чтобы о ней мог судить человек со стороны.