34-летний француз Ромен Грожан едва не сгорел заживо в аварии, которая случилась на первом же круге «Гран-при Бахрейна». Через несколько секунд после старта в третьем повороте пилот «Хааса» предпринял опасный маневр, зацепил переднее колесо машины россиянина Данила Квята и на полной скорости улетел в отбойник. Болид Грожана протаранил металлическое ограждение, развалился пополам и вспыхнул ярким факелом — пламя поднялось на несколько метров. На счастье Ромена, к месту катастрофы моментально прибыли маршалы и медицинская бригада, которые сумели вытащить гонщика из объятых пламенем обломков и спасти ему жизнь.
Эту ночь Ромен провел в больнице с ожогами кистей рук, но это сущая ерунда, учитывая масштаб аварии, в которой жизнь пилота сначала спасла защита Halo, потом — термостойкий шлем, а потом — четкие действия спасателей. «Хочу сказать, что я в порядке — ну, в относительном, — сказал Ромен в видеообращении из госпиталя. — Большое спасибо за ваши сообщения. Несколько лет назад я не поддерживал появление Halo, но сейчас я думаю, что это лучшая вещь, которую когда-либо внедрили в «Формуле-1». Если бы не она, я бы сейчас с вами не разговаривал. Также хочу сказать спасибо всем медработникам, как на трассе, так и в больнице. Надеюсь, что скоро смогу писать сообщения и рассказывать, как у меня дела».
An update from Romain himself. Pleased to see you're in good spirits! We hope you make a speedy recovery ? pic.twitter.com/njnjjH4GBi
— Haas F1 Team (@HaasF1Team) November 29, 2020
Первыми к месту аварии прибыли местные маршалы, медицинский делегат «Формулы-1» Ян Робертс и водитель медицинского автомобиля ФИА Алан ван дер Мерве. Робертс рассказал, что маршал на мгновение отсек пламя от гонщика, а медики быстро перетащили Грожана через покореженный отбойник. «Когда мы отошли от горящей машины, я попросил Ромена сесть, — вспоминает врач в интервью Sky F1. — Пилота шатало, а забрало было совершенно непрозрачным и фактически расплавилось. Мне удалось снять шлем и проверить, все ли в порядке с головой пострадавшего. У него были проблемы с дыханием, но в остальном он был в норме. Не считая шокового состояния».
And his escape to safety#BahrainGP ?? #F1 pic.twitter.com/4NJ22yVAPK
— Formula 1 (@F1) November 29, 2020
Грожан протаранил отбойник на скорости около 225 километров в час. Столкновение с силой 53G разорвало барьер и развалило машину на две части. Пожар не показывали в прямом эфире по этическим соображениям, но все равно Даниэль Риккьярдо впоследствии отметил, что массмедиа вели себя в этой ситуации «недостаточно уважительно» по отношению к Ромену и его родным. Эвакуация из пылающего болида заняла 27 секунд. По словам Дэймона Хилла, бывшего напарника Айртона Сенны, погибшего на «Гран-при Сан-Марино» в 1994 году, то что, что Грожан остался жив, — «настоящее чудо».
Haas F1 Team Statement: Romain Grosjean — Medical Update. pic.twitter.com/v0rJzaWtRa
— Haas F1 Team (@HaasF1Team) November 29, 2020
— Я не видел такого мощного пламени за 12 лет в «Формуле-1», — признался водитель медицинского автомобиля Алан ван дер Мерве. — Просто удивительно, что Ромен сам вышел из машины после такого столкновения и такого пожара. Для нас было большим облегчением увидеть, что с ним все в порядке. После эвакуации у Грожана болели руки и ноги, но мы понимали, что можем безопасно посадить его в машину, нанести немного геля на ожоги и затем передать его бригаде скорой помощи.
We are so thankful that Romain Grosjean was able to walk away from this. We did not need a reminder of the bravery and brilliance of our drivers, marshals, and medical teams, nor of the advances in safety in our sport, but we truly got one today#BahrainGP ?? #F1 pic.twitter.com/z8OeTU5Nem
— Formula 1 (@F1) November 29, 2020
Руководство «Формулы-1» обещает провести тщательное расследование случившегося. «Нас тревожит пожар, а также то, что отбойник развалился после удара, — отметил спортивный директор королевской серии Росс Браун. — Но мы можем быть довольны уровнем безопасности автомобиля и костюма пилота, которые спасли жизнь Грожану в этом непредсказуемом инциденте. Мы очень давно не видели такой аварии. Вообще, когда машина так пробивает барьер, это почти всегда оборачивается смертельным исходом. Но система Halo спасла жизнь Ромену, спасла всех нас. Изначально идею Halo считали спорной, но теперь никаких сомнений быть не может — и нужно отдать должное людям, которые продавили это нововведение.
53G and the HALO is intact!! #F1 #Safety #FIArg pic.twitter.com/fT3iFhH4Q4
— Jean-Eric Vergne (@JeanEricVergne) November 29, 2020
Защитный контур Halo был внедрен в «Формуле-1» после аварии Жюля Бьянки на «Гран-при Японии» в 2014 году. Этот пилот получил во время гонки тяжелейшие травмы головы, долго находился в коме и в итоге скончался. Мать Жюля после аварии Грожана заявила, что именно ее сын спас Ромена ценой своей жизни. «Я так рада, что сейчас все обошлось», — отметила мать Бьянки. Некоторые считали, что Halo портит внешний вид машины и ухудшает ее аэродинамику. Но теперь очевидно, что жизнь пилотов важнее.
— Lewis Hamilton (@LewisHamilton) November 29, 2020
— Это был шок. Я не знаю, какие перегрузки испытал Ромен, но я очень рад, что Halo сработало и барьер не снес ему голову или что-то в этом роде. Все могло закончиться куда хуже, — отметил семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон. — Это напоминание для всех нас, что «Формула-1» — очень опасный спорт. Серия и ФИА делают огромную работу, чтобы избегать подобных инцидентов. Авария будет расследована и будут приложены большие усилия для того, чтобы подобное не повторилось.
Grosjean's car literally ripped in half and burst into flames, the worst crash I've ever seen in 15+ years of watching F1, thank god he's okay #BahrainGP pic.twitter.com/VZOWRucyQk
— Lord Insecurity (@americaneedshim) November 29, 2020
Отдельная тема — роль в случившемся российского пилота Даниила Квята. Гонщик «Альфа Таури», работавший в хвосте пелетона, пытался уйти от столкновения с Грожаном, но не смог этого сделать. Именно колесо машины Квята отправило Ромена в смертельно опасный полет. Судьи не увидели в действиях Даниила ничего предосудительного, но обилие подобных историй с участием нашего гонщика вызывает у болельщиков вопросы. Очевидно, что случившееся не улучшило репутации россиянина.
We are so thankful that Romain Grosjean was able to walk away from this. We did not need a reminder of the bravery and brilliance of our drivers, marshals, and medical teams, nor of the advances in safety in our sport, but we truly got one today#BahrainGP ?? #F1 pic.twitter.com/z8OeTU5Nem
— Formula 1 (@F1) November 29, 2020
— Это был жуткий момент, — сказал Квят в интервью телевизионным бригадам. — Сначала я был очень зол, что Грожан так подрезал меня. Я подумал: «Какого черта он делает?». Но потом мысли в голове у меня сразу переменились — как только я увидел взрыв в зеркалах. Я просто надеялся, что все в порядке. Мне очень не понравилось то, что я увидел, и я просто рад, что он в порядке, если честно. Такие эпизоды напоминают нам, что мы занимаемся опасным делом.
Second restart. Another incident
— 011G (@a2r1ng) November 29, 2020
Kvyat ? Lance Stroll pic.twitter.com/Z82tHOIQHh
Инциденты с участием Квята на «Гран-при Бахрейна» на этом не закончились. Сразу после возобновления гонки его машина вошла в контакт с болидом Лэнса Стролла, в результате которого автомобиль канадца оказался лежащим на трассе вверх колесами. Лэнса тоже извлекали из кабины маршалы, на всякий случай проливая болид из огнетушителя. За эту аварию Даниил получил от судей 10 секунд штрафа, что лишило его возможности бороться за попадание в очки.
On the race restart I had an incident with Stroll. I was fully on the inside of him and even if I think saw me he chose to turn in like I wasn't there. I put my whole car on the inside of the kerb and there wasn't much more I could have done. 2/2#F1 #BahrainGP ?? #DK26 pic.twitter.com/45QJyRI8j4
— Daniil Kvyat (@kvyatofficial) November 29, 2020
— Решение судей похоронило мою гонку, — отметил пилот «Альфа Таури». — У меня был хороший второй старт, я вернулся в борьбу, но этот штраф все испортил. Мне кажется, я не мог избежать столкновения. Вся моя машина уже находилась на поребрике. Лэнс видел, что я нахожусь внутри, но повернул так, будто меня там не было.
Millwall82
я с футболом и не сравнивал никогда, с футболом сравнивать любой вид спорта неуместно.
02.12.2020
Blind.Piew
Стролл "захлопнул калитку". Вроде такой манёвр всё ещё не запрещён в Ф1? Зато теперь в будущем все, кто попытается обогнать Стролла, будут помнить, что он может "захлопнуть калитку" и внутрь лучше не соваться. Вот если бы они ехали бок о бок и Стролл повернул, тогда была бы вина Стролла.
30.11.2020
Жорик Вартанов
конечно есть, если бы на месте Квята был Негр его бы так же наказали???
30.11.2020
Жорик Вартанов
в 2018 году было 420 млн., в 19 удалось немножко повысить, до 470 млн. телезрителей, в 2009-10 было 600 млн., посмотри статистику футбола, ее аудитория неуклонно растет
30.11.2020
Жорик Вартанов
и? причем тут то что ты смотришь формулу 30 лет? Снижение мировой телеаудитории гонок "Формула-1", начавшееся еще несколько лет назад, приобрело пугающие масштабы. Об этом пишет испанская газета Marca, собравшая массив статистики по крупнейшим странам Европы, Азии и Америки; эксперты считают, что падение интереса к самому престижному в мире автомобильному чемпионату имеет несколько причин. Конечно, телетрансляции F1 не могут сравниться по популярности с Олимпийскими играми или Чемпионатом мира по футболу, где счет идет на миллиарды зрителей. Тем не менее еще в 2011 году сезон посмотрели по ТВ 515 миллионов человек в более чем 200 странах мира. С тех пор, по данным Formula One Management, эта цифра неуклонно падает: до 500 млн человек в 2012 году, 450 млн в 2013-м... Текущий сезон не дошел еще и до середины, но дальнейшее сокращение аудитории FOM признает уже сейчас.
30.11.2020
komcomolets
Я так и написал, Даня в этом случае виноват.
30.11.2020
komcomolets
Стролл ехал по своей траектории и был впереди, по правилам Даня его обязан был пропустить.
30.11.2020
Vladmad
К этой конструкции отбойников в Бахрейне давно уже масса претензий. Но НИКТО так и не почесался. Это же не Россия, где конструкцию отбойников 3 раза переделывали по просьбе руководства Ф1.
30.11.2020
Александр Шубин
С Halo все ясно, решение правильное, можно только улучшать. Но вот по ограждениям стоит задуматься, не разойдись рельса в середине, возможно и последствия были бы меньше... В Китае, или Тайланде (не помню, но не важно) придумали амортизирующий барьер на разделение дороги. При ударе барьер прогибаться, тем самым гасит силу удара, а машина при этом получает минимум повреждений относительно рельс и тросов. Только вот к каждой трассе сложно будет подстроиться, но улучшить ситуацию можно.
30.11.2020
Александр Шубин
Все правильно Стролл делал, по лучшей траектории поехал, Даня опаздал с маневром, находясь сзади полез на чужую траекторию.
30.11.2020
Александр Шубин
Согласен, инциденты с Грожаном и Строллом не имеют ничего общего. То, что Квят борется, это хорошо, но соображать тоже надо, вся его борьба к сожалению регулярно боком выходит. У того же напарника на порядок больше обгонов, при этом насколько чище он пилотирует.
30.11.2020
zoolord
И со стролом Квят не виноват. На повторах видно, что Даня уже пытался пройти его, а стролл или снесло или специально он решил залезть под нашего пилота. Даня и уйти пытался от него, даже снес какой-то указатель. Вообщем, не понимаю, почему стюарды такое решение приняли.
30.11.2020
морпех
Да я уже давно также писал,но в этих авариях его вина очень "на тонкого",точней в аварии со Строллом,конечно...Кстати,и судьи всё же не назначили самого строгого наказания - например,проезда по питлейну да ещё с плюсом,да ещё дисквалификации,да ещё кучу штрафных очков!Значит - не всё так очевидно даже для них!
30.11.2020
Александр Шубин
Нет гарантии, что в стоящую на первый взгляд в более менее безопасном месте машину, на следующем круге не прилетит другая машина, и не снесёт эвакуирующий персонал, или гонщика. На кону жизни людей.
30.11.2020
морпех
Почему там было не протиснуться?Даня ехал не по прямой,он почти "до упора"взял вправо,почему Стролл срезал поворот и налетел правым колесом - вопрос!Абсолютное большинство по внутренней также обгоняло,но другие пилоты отворачивали ,чтобы избежать столкновения!
30.11.2020
морпех
Есть вопросы :по Вашей логике,по внутренней полосе вообще нельзя обгонять?Ибо вместо того,чтобы "резать"поворот,тот же Стролл мог же проехать,как большинство гонщиков в этой же гонке?Посмотрите ещё раз вчерашнюю гонку - в половине обгонов "по внутренней"гонщики,которых обгоняют также могли въехать в другую машину и перевернуться!(на самом деле,даже больше!)...
30.11.2020
Vladmad
Ваще яйца конечно у Грожана стальные. Но иных там и нет особо конечно.
30.11.2020
komcomolets
В аварии с Грожаном Даня не виноват, это ясно. А вот со Стролом касанул, пытался пролезть там, где не протиснуться. Это от желания себя проявить, такое мы видели уже в Сочи, когда он торпедой стал. А вот поповоду хало... Здорово, что она спасла жизнь пилоту. Но на мой взгляд всем оооочень сильно повезло, что Роман сознание не потерял, если б он сам не мог из машины выбраться, хало как раз не дала бы оперативно его извлечь, пока не сгорел. Дай бог, чтоб я ошибался и конструкторы это предусмотрели, или после этой авирии стали и на пожароопасность еще больше тестировать.
30.11.2020
Andrew Ankudinov
Квят ни в чем не виноват
30.11.2020
TORO
Я согласен, что "не только". Голову Роману "спас" Жюль, а тело - "спасли" Айртон с Роландом (Ратценбергером).
30.11.2020
TORO
С его кармой ему нужно ехать или первым, или последним - чтобы рядом никого не было )
30.11.2020
Millwall82
там не только Гало/Голо, а сама конструкция машины. Машину по сути разорвало пополам, а капсула с пилотом осталась целая. Как раз по линии кресла.
30.11.2020
Kimi_
Пару гонок и Данька отмучается в Ф1.
30.11.2020
Millwall82
Жор, я смотрю F1 30 лет, где формула потеряла популярность? У этого вида спорта шикарное коммьюнити, не самое маленькое, и уж точно самое верное.
30.11.2020
TORO
Мать Бьянки имела ввиду, что именно после гибели Жюля пришли к такому решению - Halo - чтобы голова пилота была максимально защищена. Так что да, Жюль помог спасти жизнь Грожану ценой своей жизни...
30.11.2020
Millwall82
не люблю Тапка, но он чертовски прав "Нужно выгонять тех гонщиков которые после такой аварии бояться выйти на трассу"(с) и таких в Формуле практически никогда не было, пилоты бестрашные люди по сути. Засцали организаторы. Нервишки подвели.
30.11.2020
Millwall82
не Бьянки спас Грожана, а конструктора Формулы 1, в части безопасности болиды стали на высшем уровне. Многие смеялись над системой Голо, а она уже минимум 3 спасла.
30.11.2020
TORO
Если быть объективным, то быть объективным до конца, согласен? Про инцидент со Строллом. Я вчера в комментарии к гонке уже вспомнил об одном абсолютно зеркальном инциденте из не такого далекого прошлого. В Имоле-2006 некий японский "суперпилот" Юдзи Иде (команда "Супер Агури" - "дочка" заводской "Хонды" в тот момент) абсолютно таким же образом, в точно таком же повороте отправил в полет с переворотом Кристиана Алберса. После этого инцидента японского горе-пилота сразу же... лишили суперлицензии!)... Еще есть вопросы по инциденту с Квятом?)
30.11.2020
Erast Kunenkov
В отношении именно вчерашней гонки я не могу не согласиться с тем, что остановки были необходимы. Я скорее против общей тенденции. Против остановок и машин безопасности в значительно менее драматичных ситуациях.
30.11.2020
Sandberg
Ты очень хорошо написал про флаги, и не очень хорошо про вчерашнюю гонку. Разве авария Грожана - это не повод остановить гонку? Или переворот Стролла, остановку Переса - выпустить машину безопасности?
30.11.2020
Жорик Вартанов
Судьи не увидели в действиях Даниила ничего предосудительного, но обилие подобных историй с участием нашего гонщика вызывает у болельщиков вопросы.___________ какие вопросы? конкретно в аварии с Грожаном вообще не может быть вопросов. Остальные аварии это всего лишь следствие того что Даниил борется до конца, того же Леклера жестко выбивали с трасы Хемилтон и Ферстапен, с Квятом такое не прокатило бы. Формула сейчас и так потеряла популярность, а без безбашенных гонщиков вообще потухнет
30.11.2020
TORO
У Дани карма такая - оказываться в ненужном месте, в ненужное время. Очевидно, что о планах по возвращению в Ф-1 через год он может забыть - крашер не нужен никому. Даже символично, что участниками самой яркой (во всех смыслах) аварии в Ф-1 за последние десятилетия стали 2 самых главных крашера и неудачника Ф-1 за последние лет 10. После Мальдонадо таких "уникумов" больше не было. Грожан родился в рубашке, кольчуге, бронежилете - ему дико повезло! Но, сдаётся мне, для него это знак свыше - с гонками пора завязывать. Не просто с Ф-1, а с гонками вообще. Он не Лауда, чтобы вернуться после такой аварии, и стать чемпионом мира. Берегите себя. Жизнь - штука непредсказуемая.
30.11.2020
Erast Kunenkov
Очень хорошо, что стандарты безопасности поднялись до высочайшего уровня. Я счастлив, что Ромен выжил – если бы он погиб или получил серьёзные травмы, это была бы настоящая трагедия. Но очень нехорошо, что любой вылет превращается минимум в машину безопасности, максимум в остановку гонки, даже если вылетевшие машины стоят далеко от трактории. Очень нехорошо, что едва ли не любой дождик превращается в остановку гонки и многочасовое ожидание. Очень нехорошо, что организаторы вынуждены дуть на воду, чтобы потом годами не судиться с родственниками человека, не привыкшего выполнять правила и не осознающего смысл флагов, которые ему показывают. Очень нехорошо, что гонки всё дальше и дальше удаляются от того, чтобы быть спортом мужественных людей, понимающих, где находится грань, и не переходящих её. Теперь можете меня назвать диванным экспертом и негодяем.
30.11.2020
Candramelekh II
"о мёртвых или хорошее, или ничего" Малоизвестно, но это выражение на самом деле заканчивается на "или ничего кроме правды"
30.11.2020
Erast Kunenkov
Меня сейчас закидают вонючими тряпками, но принцип "о мёртвых или хорошее, или ничего" иногда воспринимается слишком буквально и заводит в тупик. Скажем так, годами в "Формуле 1" люди гонялись и ничего смертельно опасного не случалось под жёлтыми и двойными жёлтыми. Пока не запретили тесты и не пришло молодое поколение гонщиков, выросшее на симуляторах. Новое поколение, представители которого привыкли чувствовать свою неуязвимость. На полной скорости проигнорировать двойные жёлтые, потерять управление и влететь в трактор (в котором тоже сидит человек, не защищённый никакими Halo) - ещё 20 лет назад такое невозможно было представить. Но с тех пор в любой аварии в F1 виноват не тот, кто облажался, а организаторы. В крайнем случае соперник: "Судьи не увидели в действиях Даниила ничего предосудительного, но обилие подобных историй с участием нашего гонщика вызывает у болельщиков вопросы." - автор, ты в своём уме?
30.11.2020