Штурман экипажа G-Energy Team Константин Жильцов, выступающий вместе с пилотом Владимиром Васильевым, подвел итоги марафонских этапов ралли-рейда "Дакар"-2015.
Дмитрий АФОНИН
из Икике
– Расскажите, как прошли для вас этапы марафона из Икике в Уюни и обратно?
– На первой части голова трещала капитально, ночью вообще не спали. На самом деле, мы в Боливии не были ни разу. Это мне напомнило первый аргентинский "Дакар": люди настолько голодные до гонок, что в стране феерия – на каждом углу люди кричат и аплодируют. Мы жили на военной базе. Наше пребывание там было организовано превосходно: великолепные бараки, великолепные кровати. Нам предоставили все: набор для душа, полотенца, теплую одежду – ведь там было достаточно холодно. Нас приняли очень дружелюбно. Более того: каждый солдат на этой базе готов отвести тебя в любое нужное место, они регулярно спрашивают, не требуется ли нам чего. В казарме, в которой мы спали, было человек 30. Ночью я открыл окно – снаружи к нему тут же подошел местный солдат и спросил: "Не холодно? Может, закрыть?" Когда я сказал ему, что закрывать окно не нужно, он ушел. В этом отношении боливийцы молодцы.
Что касается самой гонки, то на первой части мы попали под ураган. Сначала пошел дождь, потом град, а потом снег – и все это в сопровождении грома и молний. Натерпелись страху. Я сразу вспомнил 2013 год: на спецучастке было место, где нужно 500 метров преодолеть по руслу речки. Когда мы подъехали, я увидел, что на нас идет вода.
День был сложен навигационно: очень много развилок, вокруг много всяких деревень, огородов, полей. Из-за этого дождя вокруг скользко. Впечатления от спортивной части непонятные. Что же касается высокогорья, то там было непросто – бивуак разбили был на высоте 3700 метров. В голове как будто гудел вентилятор. Когда ходишь, что-то делаешь – все нормально, но стоит отвлечься, и голова раскалывается. А главное – делаешь резкое движение, и начинаешь задыхаться. Даже не могу представить, как бы мы это перенесли, если бы перед поездкой не потренировались. Нассер Аль-Аттийя был вообще словно мертвый, Холовщиц тоже терялся. Люди болели сильно.
На второй части масс-старт по соляному озеру получился интересным: нас пускали группами по 5 машин через каждые 5 минут. Правда, в итоге все равно все зависело от моторов, так что после шоу на старте начался обычный рабочий день. В конце – песочница. Типичный дакаровский день. Чем ближе к бивуаку, тем больше хочется просто доехать и забыть обо всем.
– Какие еще впечатления остались от гонок в Боливии?
– В Боливии мы носились по красной земле – это смесь глины непонятно с чем. Почва достаточно жесткая. После того, как прошел дождь, земля превратилась в сало: под машиной была жижа. Нас водили по всяким долинам через небольшие перевалы, в итоге дороги перемешивались с руслами рек. Езда на выдержку и на крепость автомобиля. А когда поехали обратно, началась песочница в Икике – дистанция нас подымала и опускала.
Соляное озеро – это типичное шоу. Приезжал президент Боливии, был в эйфории. ASO (организация, проводящая "Дакар". – Прим. "СЭ") тоже в восторге, ведь Боливия заплатила им 10 миллионов, чтобы "Дакар" заехал в их страну. Естественно, туда приехал директор ASO. Свои деньги все отработали.
– Как вела себя в эти два дня машина?
– К машине никаких замечаний: за два дня ни одного прокола, ни одного пробитого колеса. В воскресенье мы отдали одно колесо Аль-Аттийе (экипажи Васильева/Жильцова, Аль-Аттийи/Баумеля и ряд других входят в команду X-Raid. – Прим. "СЭ"). Мы ничего не ремонтировали – просто осмотр. Правда, отлетел обогрев стекла со стороны Владимира – но мы не останавливались, а я прямо на ходу его чинил. Без этого стекло невозможно запотевает – приходилось его протирать.
– Когда пробил колеса Аль-Аттийя?
– Нассер пробил колеса уже после солончака на обратном пути – мы объезжали его по берегу, между солончаком и горой. Там много камней и ловушек – где он и повредил второе колесо.
– Как проводите день отдыха?
– Мы отдыхаем только утром, а днем приезжаем на бивуак к команде, чтобы работать и заниматься машиной. Естественно, в обед начинаем трудиться над дорожной книгой. Есть определенные регламентные работы, которые нужно сделать: все проверить, заменить то, что за прошедшие дни было израсходовано.
– Нужно ли в дальнейшем на "Дакаре" проводить марафонские этапы?
– Марафонские "допы" стоит оставить – только надо понимать, что заводские команды типа X-Raid и Overdrive получают здесь преимущество. Вчера была куча участников-любителей, которые до ночи ремонтировали машины, приехали поздно и не отдохнули. Может, марафонский день следовало бы сделать только для заводских команд – пусть они бодаются. У нас 10 машин и 3 запасных колеса на каждую. Колесами можно меняться внутри команды – такая тактика дает огромное преимущество. С одной стороны, это не совсем корректно, с другой – интересно, возвращает дух старого "Дакара" с его марафонскими дня. Думаю, если все успешно финишируют и не произойдет никаких коллизий, марафонские спецучастки приживутся. Если в следующем году "Дакар" будет, то в Боливию он заедет обязательно.
– С помощью каких медикаментов справлялись с высокогорьем?
– Нам выдали парацетамол, так как наверху нельзя анальгетики принимать с аспирином. Нужен именно парацетамол. Когда приехали, самочувствие было еще приемлемым: голова гудит, но не настолько сильно. А вот когда ложились спать, стало плохо – и ночью пришлось глотать таблетки. Обратно также, так как мы в боевом режиме пересекли отметку высоты 4400 метров. Дыхание периодически перехватывает. Чтобы не рисковать, мы приняли пару таблеток. Силы появились.
– Ранее вы говорили, что настоящий "Дакар" начинается после 12 января – то есть после дня отдыха.
– Самый сложный день "Дакара" – это первый спецучасток после дня отдыха. Как правило, именно на этом допе происходит наибольшее количество сходов и аварий. Во многих командах механики расслабляются – но это не относится к X-Raid, где машины будут готовы уже к середине понедельника. А так многие начинают не вовремя и в итоге не успевают и работают до ночи. В результате люди выезжают на трассу на неготовых машинах. Казалось бы, усталость будет снята – но на деле это мнимая история, так как накопленная усталость никуда не исчезает. Чем ближе к финишу, тем больше ошибок. Все еще впереди.
***
В понедельник завершилась и вторая часть марафона у мотоциклистов и квадроциклистов, проехавших из Уюни в Икике по тому же маршруту, что и внедорожники днем ранее. По его итогам в обоих зачетах произошла смена лидеров в генеральной классификации.
У мотоциклистов возникли технические проблемы у шедшего первым в общем зачете испанца Хуана Барреды Борта, который большую часть этапа проехал за буксиром, роль которого выполнил мотоцикл Исраэля Эскерре. Барреда, как и португалец Элдер Родригеш потеряли больше трех часов и выбыли из борьбы за итоговый успех. Кроме того, марафонский этап не пощадил и еще ряд сильных гонщиков – Хорди Виладомс, Даниэль Гуэ и Мишель Метже завершили свои выступления на "Дакаре"-2015. В то же время свой лучший результат на ралли-рейде показала испанская мотоциклистка Лайя Санц, ставшая пятой на этом этапе.
Победу же, которая стала для него первой в карьере, и вместе с ней место в тройке общего зачета завоевал чилиец Пабло Квинтанилья. В лидеры генеральной классификации вышел действующий победитель "Дакара" испанец Марк Кома, но португалец Паулу Гонсалвеш, как и Квинтанилья не обещают ему легкой жизни на оставшихся пяти этапах.
В зачете квадроциклов трудности на этапе возникла у поляка Рафала Соника, который потерял более 36 минут и утратил первую позицию в общем зачете, которая вернулась к чилийцу Игнасио Касале. Свою первую победу на этапе одержал 19-летний аргентинец Херемиас Гонсалес Фериоли и не исключено, что на следующих "Дакарах" он наверняка будет способен бороться за итоговую победу в этом классе.
Ралли-рейд "Дакар". 8-й этап. Мотоциклы. Уюни – Икике. 784 км. 1. Квинтанилья (Чили, KTM) – 2:56.19. 2. Педреро Гарсия (Испания, "Ямаха") – отставание 0.11. 3. Свитко (Словакия, KTM) – 0.12.
Общий зачет. 1. Кома (Испания, KTM) – 28:51.12. 2. Гонсалвеш (Португалия, "Хонда") – 9.11. 3. Квинтанилья – 11.11.
Квадроциклы. Уюни – Икике. 784 км. 1. Гонсалес Фериоли (Аргентина, "Ямаха") – 3:43.35. 2. Касале (Чили, "Ямаха") – 7.54. 3. Лафуэнте (Уругвай, "Ямаха") – 11.04.
Общий зачет. 1. Касале – 36:04.14. 2. Соник (Польша, "Ямаха") – 6.49. 3. Лафуэнте – 49.11.