Чемпионат России. 1/2 финала (серии до двух побед)
Енисей (Красноярск) — Динамо (Москва) — 1:9, 2:6. Счет в серии: 0-2.
СКА-Нефтяник (Хабаровск) — Водник (Архангельск) —5:3, 5:7, 5:2. Счет в серии: 2-1.
Болельщики русского хоккея за последние пару дней пережили настоящие американские горки: вечером 11 марта Международная федерация бенди (FIB) опубликовала на своем сайте решение об отмене XL чемпионата мира, который 29 марта должен был стартовать в Иркутске. Точнее, о переносе — на октябрь нынешнего года. Разочарование было понятным: купленные еще зимой авиабилеты, спланированные отпуска, предвкушение хоккейного праздника в виде эффектного финального аккорда сезона... Но объявленная ВОЗ пандемия поставила на паузу практически весь мировой спорт — от НХЛ до чемпионата мира по фигурному катанию. И хоккей с мячом в этой истории исключением не стал.
«Чемпионат мира перенесен, в первую очередь, для того, чтобы турнир прошел в полноценном формате как для самих команд, так и для болельщиков. 9 марта от приезда в Иркутск отказалась сборная Казахстана, и под угрозой находилось участие ряда других команд, что, безусловно, нанесло бы удар по престижу чемпионата и интересам зрителей, для которых мы играем. В сложившейся на сегодня ситуации это решение — наиболее оптимальное. По всем прогнозам специалистов к октябрю мировая ситуация должна стабилизироваться, и тогда ничто не помешает всем национальным сборным приехать в Иркутск и провести полноформатный турнир на самом высоком уровне», — резюмировал президент FIB и ФХМР Борис Скрынник.
В такой ситуации болельщицкие акценты неминуемо смещались на национальную арену, где уже подавали десерт — 13 марта в ответных поединках полуфинальной серии до двух побед должен был определиться тандем соискателей чемпионского титула. За день до этого право принять финал удостоилось Кемерово — один из самых удобных с точки зрения логистики и компромиссных вариантов как для сибирских поклонников, так и для гостей из европейской части страны. Именно за путевку в столицу Кузбасса и сражался в минувший уик-энд объективно сильнейший квартет по итогам регулярного сезона, выдав невероятно огненный полуфинальный марафон!
После пожара в Москве, завершившегося для «Енисея» 10 марта унизительным поражением (1:9), серию против «Динамо» в Красноярске ждали, как минимум, в двух действиях. А победу в ней — по-прежнему как нечто само собой разумеющееся. При этом версии фиаско в «Крылатском» полярностью мнений не отличались: львиная доля поклонников победителей регулярки сетовала исключительно на злой рок и происки фортуны. По-видимому, уверовал в этом и сам «Енисей», не сделавший никаких выводов из далеко не случайной оплеухи.
Ответная игра перед своими зрителями должна была стать для команды, не скрывающей чемпионских амбиций, не только часом икс, но и реабилитацией за провал в Москве. Но на деле арена, по неизвестным причинам не собравшая в кульминационный момент аншлага (3807 зрителей), стала свидетелем второго акта полуфинальной пьесы, увертюра которой оказалась страшным сном для всего Красноярска. Уже к 24-й минуте Дмитрий Барбаков оформил дубль в ворота хозяев: особенно шикарным получился его второй мяч — безукоризненный удар с 20 метров в правую девятку!
То, в каком ступоре пребывали хозяева уже третий тайм серии, наглядно продемонстрировал гол Никиты Иванова, выросшего, наконец, в настоящего вожака москвичей: динамовец на чужой половине поля обокрал Дмитрия Макарова и раскидал голкипера. Тайм-аут Михаила Пашкина — словно дежавю. Как и гол Виктора Чернышева следом — 0:4.
Справедливости ради, «Енисей», еще раз пропустив в начале второго тайма, попытался было спастись. Алмаз Миргазов, луч света в темном красноярском царстве, забил, наконец, сам, а спустя 4 минуты, обыграв семерых (!) динамовцев, выдал пас на пустой угол Кристофферу Эдлунду — 2:5. Но тень надежды не прожила и двух минут! Все тот же Иванов обхитрил и своих, и чужих с углового, и за полчаса до финального свистка вынес более чем заслуженный вердикт хозяевам: максимум на что оказался способен в нынешнем плей-офф победитель регулярки, рассыпавшийся в полуфинале буквально на глазах (3:15 по итогам серии) — борьба за бронзу.
«Перед игрой в Красноярске я сказал ребятам: мы ничего не меняем и играем так, как играли. 90 минут в «Крылатском» закончились, а мы продолжили играть в ту игру. «Енисей» ничего не поменяет», — признался после победы главный тренер «Динамо» Евгений Иванушкин.
«Маниакально примитивную тактику» сибиряков, как охарактеризует после игру соперника спортивный директор динамовцев Владимир Янко, «Динамо» раскололо как орех: съело атакующий триумвират Миргазов — Эдлунд — Ломанов, тем самым оголив явные проблемы «Енисея» в центре поля. Ни Макаров, ни Чернов, ни подуставший Толстихин, через которого весь сезон «сшивались» энергозатратные комбинационные лоскуты красноярцев, не смогли компенсировать потерю ни уехавшего в Иркутск Андрея Прокопьева, ни давно ушедшего Алана Джусоева. А оборона, собранная в течение сезона Пашкиным с миру по нитке, рассыпалась как карточный домик, не успевая за подключениями динамовских флангов. Не смог заставить забыть о Романе Черных и молодой вратарь Янов. Кажется, нынешний «Енисей» оказался не готов к плей-офф в том числе и психологически, не сумев даже попытаться перестроиться по ходу пьесы и вырулить в критический момент.
А «Динамо» же, наоборот, испив по ходу чемпионата чашу вполне заслуженной критики, ожидаемо сумело мобилизоваться в плей-офф, но главное — качественно поправить реализацию и найти новые атакующие варианты в отсутствие травмированного Яниса Бефуса. Отсюда такая эффектная и абсолютно заслуженная виктория в культовом противостоянии.
В Хабаровске же, наоборот, никто не ждал, что ответные 90 полуфинальных минут в схватке с «Водником» выльются во все нервные 180. Но архангелогородцы, уступая после первого тайма ответного матча 1:3, сотворили настоящее желто-зеленое чудо, перевернув все с ног на голову и нанеся «СКА-Нефтянику» первое поражение в чемпионатах России с февраля 2016 года — почти за полторы тысячи дней!
Когда на 59-й минуте Александр Антонов уравнял шансы на табло, тренерский штаб армейцев поспешил среагировать тайм-аутом. Казалось, все к месту: неутомимый швед Петтерссон следом вновь вывел хозяев вперед. Но уже через 4 (!) минуты оборона действующего чемпиона превратилась в руины: Евгений Дергаев, Михаил Сергеев и Кирилл Попеляев наказали хозяев за отсутствие в собственной штрафной — 4:6. Привыкшая к триумфам арена «Ерофей» погрузилась в шок, а «Водник» и «СКА-Нефтяник» выдали, пожалуй, лучший тайм всего сезона — тайм, за который в нашей стране и любят русский хоккей! Хабаровчане попытались не испытывать судьбу в субботу, но не хватило сил на пятницу — «Водник», упустив еще с дюжину моментов, в пятницу сравнял счет в серии и влюбил в себя без малого полстраны — 7:5!
Не способна изменить этого факта и тяжелая итоговая победа хабаровчан в серии: сутки спустя никто не желал ошибаться, но на фоне усталости джокером стало индивидуальное мастерство армейцев. К тому же на порядок строже отыгравших в обороне. Хет-трик Петтерссона обрек симпатичную и дисциплинированную команду Николая Яровича на «бронзовый финал» — реальный шанс для «Водника» вернуться на пьедестал впервые за 15 лет.
Теперь же хоккейную Россию ждет повторение прошлогоднего противостояния за титул — хабаровского «СКА-Нефтяника» и московского «Динамо». Впрочем, уже при совсем других вводных: во-первых, в свой второй финал кряду бело-голубые вышли куда уже более уверенным и солидным шагом, а во-вторых, вместо затяжной серии до трех побед финалистов ждет единственная игра без права на ошибку.
Эта игра и должна была пройти 21 марта в Кемерово, но в субботу грянул новый гром: в Федерацию хоккея с мячом России поступило обращение за подписью Губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева о невозможности проведения финала на стадионе «Химик» из-за возникшей угрозы распространения коронавируса. А сутки спустя повисла в воздухе судьба бронзовой серии: «Енисей» обратился в ФХМР с просьбой об отмене медального раунда, а «Водник» уведомил о введении в команде 14-дневного карантина после возвращения из Хабаровска...
Каким теперь будет завершение сезона в российском хоккее с мячом? Позволит ли инфекция, фактически изолировавшая Европу и парализовавшая весь спортивный мир, узнать имя чемпиона страны? В Швеции, к слову, уже приняли решение провести финал 21 марта без зрителей, но доиграть-таки сезон. Что ждет Россию?