21 мая 2025, 19:30

В самом русском виде спорта разваливаются клубы. В чем причины?

«Водник» может прекратить существование из-за финансовых проблем
Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
В «Воднике» — обыски, в «Зорком» — клопы.

Многие кадры из начала 2000-х сейчас смотрятся как жизнь на другой планете. Футбол на огородах, кнопочные мобильники с антеннами, метро и вокзалы без рамок и металлоискателей. И совсем другие спортивные пристрастия российской публики. Например, в Архангельске на стадионе «Труд» на финалах Кубка европейских чемпионов и чемпионата России в свое время собиралось по 10-12 тысяч зрителей, люди залезали на деревья и крыши домов, догонялись разными напитками, которые спокойно разносили в канистрах по стадиону.

«Водник» из Архангельска — такой же символ Поморья, как деревянное зодчество, рыба и подводные лодки Северодвинска. Причем последние годы истории прошли под знаком сказки-камбэка — команда после долгих лет кризиса вернулась в элиту, дважды вышла в финал чемпионата России, один из которых вызвал много споров из-за определения офсайдов и удалений. До титула, за исключением Суперкубка, не добрался, зато стала самой посещаемой командой страны — 5306 зрителей с учетом комфорта арены и архангельских температур вполне сопоставимо с цифрами КХЛ.

Однако ситуация в российском хоккее с мячом такова, что даже вице-чемпион России и обладатель суперкубка не может гарантировать себе безоблачного развития. И в межсезонье по региону снова поползли слухи о развале клуба.

Обыски и кризис

Все началось в апреле, когда издание Mash сообщило об обысках в офисе клуба из-за «двойных зарплат» игрокам и персоналу. О задержаниях должностных лиц пока не сообщается. Силовиками изъята компьютерная информация и внутренняя документация.

Далее последовали новости о сокращении финансирования, нехватке денег на зарплаты и уходе основных игроков, включая легенду клуба Евгения Дергаева. Это, конечно, слухи, и все бы ничего — но, во-первых, за последние 20 лет архангелогородцы прошли через несколько подобных кризисов. И их падение началось с 2005 года, когда по такому же лекалу практически всю команду перевезли в Москву и сколотили из этого новый флагман хоккея с мячом — столичное «Динамо». Во-вторых, буквально на днях о роспуске объявила мини-футбольная команда «Поморье». В-третьих, на прошлой неделе об уходе заявил главный тренер Иван Максимов, с именем которого связан новый подъем клуба. Так же точно покидают клуб три игрока — Михаил Сергеев, Павел Пожилов и Никита Яговцев.

— Ситуация вокруг архангельского хоккейного клуба «Водник» накаляется. По информации из достоверных источников, правительство Архангельской области задерживает финансирование, необходимое для выплаты заработных плат ведущим игрокам команды. Это ставит под угрозу не только будущий сезон, но и само существование клуба в его нынешнем виде, — считает фанатская группировка «Поморские ультрас».

Одновременно ситуация, конечно, обрастает большим количеством мемов.

Перспективы

Разумеется, со стороны региональных властей звучат успокаивающие заявления о том, что игроки останутся, а деньги найдутся. Власти Архангельской области и руководство клуба демонстрируют сдержанный оптимизм. Заместитель губернатора Сергей Пивков отметил, что «Водник» за последние годы сумел вернуться в элиту русского хоккея, и выразил уверенность в сохранении боеспособного состава на сезон-2025/26. Однако конкретных решений по увеличению финансирования или привлечению новых спонсоров пока не озвучено.

Министр спорта области Андрей Щелоков заявил, что сохранить костяк команды «принципиально важно», а «команда сталкивается с различными трудностями — какие-то партнеры уходят, появляются новые».

В год «Водник» обходится региональному бюджету примерно в 100 миллионов рублей. Как и многие другие клубы русского хоккея, архангелогородцы сильно зависят от бюджетных средств. Не хватает и крытого манежа — он, конечно, убивает олдскульный дух, но в XXI веке считается правилом хорошего тона. Да и вся российская Суперлига не сказать, что на подъеме: на фоне маркетологизации других видов спорта (футбол, хоккей, ММА, фигурное катание) традиционному русскому национальному виду спорта сложно.

Клопы и тараканы

20 мая стало известно, что возможно закрытие легендарного клуба «Зоркий» из Красногорска. Мол, со стадиона вывезли тренажеры и форму, а последний сезон игроки клуба Высшей лиги жили в общежитии, где их кусали клопы и тараканы.

В марте о переориентации на детский спорт объявила не менее легендарная иркутская «Байкал-Энергия» — на нее под именем «Сибскана» ходило по 30 тысяч человек, а весь минувший сезон проходили акции протеста болельщиков с требованием сохранить «Байкал», в том числе — на футболе.

На грани выживания и заполярный клуб «Мурман», долгое время балансировавший на грани Суперлиги и «вышки». В Высшей лиге между тем ходят слухи о прекращении существования казахстанского клуба «Акжайык» из Уральска.

Что больно больше всего — кажется, глобального выхода из кризисной ситуации нет. Найти свою нишу хоккею с мячом на современной спортивной карте России непросто — для этого нужны энергичные реформы и пиар. Все это для традиционного и консервативного вида спорта слишком радикально.

56
  • ... и это пройдет

    "...на фоне маркетологизации других видов спорта (футбол, хоккей, ММА, фигурное катание) традиционному русскому национальному виду спорта сложно". А чему "традиционному русскому национальному" легко? Разве что дагестано-чеченскому ММА. Да еще Зениту с немцем-хозяином, ключевыми игроками-бразильцами и тренерами-украинцами (Семак+Тимощук)!

    23.05.2025

  • dinela

    Кузя,пиши про фигуристов!

    22.05.2025

  • Патриот Великой России

    Эй в раше клопов быть не может ибо z путриоты орали про клопов в Париже ! хахахх

    22.05.2025

  • Bache Gabrielsen

    Как ты прав, брателла, как ты прав.... Но...

    22.05.2025

  • Bache Gabrielsen

    В стране нищета, а те деньги, что есть, уходят на военные расходы или просто неизвестно куда. Так что на "русский хоккей", извините, денежек нет.

    22.05.2025

  • Пан Юзеф

    Мы играли. В 80-е. Постоянно. Ворота из ящиков из-под бутылок делали.

    22.05.2025

  • Пан Юзеф

    Отличная игра. Мы были счастливы. А когда собиралось народу побольше, мы были безумно счастливы.

    22.05.2025

  • Berkut-7

    Я вообще никогда в жизни не видел и не слышал, чтобы где-то дети играли в хоккей с мячом за всю мою жизнь , я сам хоккей с мячом только по телеку в 90е видел несколкьо матчей по тв центру показывали , смотреть его очень тяжело было , вообще вид спорта не для трансляции , он не сможет выиграть конкуренцию никогда ни у баскетбола. ни у хоккея с шайбой, про футболя вообще молчу.

    22.05.2025

  • Berkut-7

    Да прекрати, ну что это за игра 1в2 ? это не хоккей с мячом, ну чтобы ощутить хоть немного игру ну это надо хотя бы 4 на 4 и плюс вратарь и то это просто дурачество будет, а не игра , мини хоккей с мячом , а чтобы реально вот где-то собрались подростки и 10 на 10 рубились я даже представить и в СИбирском городе не могу уже , чтобы найти 20 ть подростков увлекающихся хоккем с мячом , это нереально.

    22.05.2025

  • Пан Юзеф

    С чего-то надо начинать. Мы и 2 против одного играли. Вообще во дворе дома. И были счастливы. Еще раз: было бы желание.

    22.05.2025

  • Berkut-7

    Да какой это хоккей с мячом 2 на 2 или 3 на 3 непонятно где и как? Это так максимум клюшкой попинать мяч друг другу , но это не полноценная игра будет .

    22.05.2025

  • Berkut-7

    Я просто реально не понимаю, что должно заставить и привлечь подростка сегодня пойти играть в хоккей с мячом , почему ему должно именно это интересно?

    22.05.2025

  • Пан Юзеф

    Не обязательно большие. Играть можно где угодно, было бы желание. Можно и 2 н 2 играть. Детям все равно.

    22.05.2025

  • Berkut-7

    Ну для него нужны большие площадки ледовые, нужно много народу собрать , там же не 5 на 5 играют , нужна хорошая выносливость ,а не только умение кататься на коньках , ибо гонять длинные дистанции просто тяжело ,это не в хоккейной коробочке 10 метров вперед и 10 метров назад кататься......я вообще не представляю например в Москве , где подростки смогли бы поигратьв хоккей с мячом ,это надо настолько целеноправленно готовится и куда выезжать , а кто этим будет заниматься? кому это надо? подростку легче либо на коробке мяч попинать даже зимой , либо дома в комп поиграть , ему и даром никакой хоккей с мячом не нужен будет .

    22.05.2025

  • Пан Юзеф

    Почему хоккей с мячом недоступен? Мы в детстве играли постоянно.

    22.05.2025

  • 21031974

    СОГЛАСЕН 100 %. САМИ РАЗРУШАЛИ, А ТЕПЕРЬ ЗЛОРАДСТВУЮТ!!!

    22.05.2025

  • Berkut-7

    Всё течет , все меняется, и какие-то виды спорта исчезают , просто не выдерживают конкуренцию с другими ...хоккей с мячом имеет как по мне одну глобальную проблему, он недоступен для игры людям, слишком много условий надо , чтобы в него поиграть, даже больше чем в хоккее , соотвественно население не играет в него и не понимает и не чувствует эту игру, интереса к нему и нету , в добавок эта игра в целом для холодных регионов , но население страны проживает в западной и центральнйо части России , поэтому для кого хоккей с мячом развивать и вкладывать деньги? у него нету рынка потребления просто напросто,этот вид спорта просто совесткое наследие которое доживает свои дни , вот и всё.

    22.05.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    гениально: можно я буду использовать глагол рашить

    22.05.2025

  • sergsteed

    да уж самый русский.....всё рашено и расписано:wink:

    22.05.2025

  • Dmitry Tronin

    Очередной опус чудака, путающего Линчепинг и Лидчепинг. С каким пор бенди стал самым русским видом спорта? ))

    22.05.2025

  • Симон Вирсаладзе

    Сей вопрос лучше адресуйте Владимиру П., Михаилу М. и, пожалуй, Михаилу Д. прямиком в баньку тоже можно (хотя от последнего, будем честны, зависит чуть более, чем ничего).

    22.05.2025

  • fell62

    лучше засади ему в шоколадный глаз....

    22.05.2025

  • fell62

    Фирсыч ,распоряжайся )))

    22.05.2025

  • Liechtenstein Air Force

    Эти психи еще и яйца вареные жарят:see_no_evil:

    21.05.2025

  • Дмитрий-НН

    это тебе , дружище от Раневской . прям для тебя . Актеры обсуждают на собрании труппы товарища, который обвиняется в гомосексуализме: -"Это растление молодежи, это преступление" -Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой, вздохнула Раневская.

    21.05.2025

  • Patera

    Кузнецов, иркутский "Байкал-Энергия" мужского рода! Кто вас набирает таких!

    21.05.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    А под крышей? Я был на финале Россия-Швеция в Хбк - просто супер

    21.05.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Потому как нет условий

    21.05.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Мне

    21.05.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Шотландец?

    21.05.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Спасибо бкду туда заходить

    21.05.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    У меня нет приличных слов на это, ни одного

    21.05.2025

  • IQ-87%

    И как же это сильно волнует автора- большого любителя воды -фигурного катания и дерьма

    21.05.2025

  • Sandro-Nec

    Какие в Красногорске зверские тараканы, кусают не хуже клопов

    21.05.2025

  • Яна Калинина

    Кому нужен этот бэнди,самый русский вид,это городки ))

    21.05.2025

  • Sehrgut

    На Вендела Газовым денег не хватает.., какой ещё русский :field_hockey: хоккей???

    21.05.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    А шотландцы еще и бревно на дальность метают.

    21.05.2025

  • bond1951

    не смотящийся вид спорта........для основной массы.....не в обиду........НИКОЛАЯ ДУРАКОВА.........недавно ушедшего помню...........

    21.05.2025

  • Viktor Freond

    Это и традиции свои, не в каждом городе может быть хороший футбол или хоккей, это хорошо если ниши заполняются в других видах спорта другими городами, страна живёт значит, а не наоборот.

    21.05.2025

  • Viktor Freond

    Ангары испортили антураж, всё-таки открытые стадионы были лучше, людей привлекало, а ангар и есть ангар.

    21.05.2025

  • Евгеша Батиков за КПРФ

    100 миллионов рублей на команду - ничто))) один Соболев, Дзюба, Смолов и прочие футбольные днари в одну харю получают под 300 миллионов рублей в год))) почему российский футбол не уничтожают и не обрезают финансирование?))) денюжки отмываете?))) у букмекеров отсасываете?)))

    21.05.2025

  • Юрий Снопов

    Это системно надо делать. Если писать только о том, кто чемпионом России стал, а кто 3-е место занял, то комментарии не появятся. Читатели газеты не знают, какие команды в чемпионате России играют, не знают игроков, как они будут комментировать. И это, что не говори, но ведущая спортивная газета. Это национальный вид спорта, какая разница олимпийский это вид, или нет. Шведам это все равно. Я уж не говорю про такие виды, как американский футбол, австралийский футбол, кельтские виды спорта и т.д. Там всем по фиг на Олимпиады, на международные матчи. А нас уже удалили отовсюду, но для нас это мерило до сих пор. Олимпийский вид... Да ерунда это, что ж мы все время международного признания ищем. Достоинство свое надо иметь, как ирландцы или австралийцы

    21.05.2025

  • МачоМэн

    люди голосуют посещением. не ходят люди на хоккей с мячом - нафиг его

    21.05.2025

  • Liechtenstein Air Force

    Вверху есть ссылка "Хоккей с мячом". Так вот там материалы по теме набирают от 0 до 10 комментариев. Некоторые до 29. Есть монструозная статья того же Кузнецова про "Хоккей с мячом умирает без России. На ЧМ зрителей на трибунах меньше, чем голов в одни ворота" и там развели срач почти на сотню. Но это международная тема с примесью политики, так что не считается. По сравнению со Спартаком, переходящим (нет) Венделом, Заремой, папой римским и стрингами Ещенки, такое нерентабельно.

    21.05.2025

  • Любайкин Любайкин

    Очень больно и обидно за любимый вид спорта. Кто пишет про … извращение… ни разу не был на забитом под завязку стадионе на открытом воздухе. Все беды от руководства федерации. Нужно чтобы на Скрынника обратили внимание сверху, иначе ничего не изменится

    21.05.2025

  • Юрий Снопов

    Вопрос к "Спорт-Экспрессу". Вы на протяжении многих лет освещаете хоккей с мячом даже не по остаточному принципу, а вообще никак. О чемпионате России материалов практически нет. Почему? Нет интереса? Ине кажется, интерес-то у читателей есть, но его нет у журналистов. Почему? Сейчас самое время писать о хоккее с мячом. В футболе у России нет еврокубков, в хоккее - чемпионата мира. А в хоккее с мячом ничего особо не изменилось, там и раньше еврокубки и турниры сборных были, по факту, на 2 страны. А сейчас и того нет. Ну нет, и нет. Пишите о чемпионате России. А для экзотики можно и о чемпионатах Швеции и Финляндии написать. Это интересно

    21.05.2025

  • Liechtenstein Air Force

    В «Воднике» — обыски, в «Зорком» — клопы. Осталось еще синих бомжей за непотребством застукать и полностью повторили Олимпиаду в Париже:rofl::rofl::rofl:

    21.05.2025

  • Прыжок Тройной

    В смысле что происходит?!! Англичанка гадит!!! Россию развалить не получается, так хоть русский спорт...

    21.05.2025

  • Фирсыч

    Привет! Ну действительно, хоккей, да с мячом...

    21.05.2025

  • Армеец

    Привет дружище! Не в бровь,а в глаз!

    21.05.2025

  • Добрыня-lzlz

    Ну ты и Дебил!!!

    21.05.2025

  • Odincovo5

    А заодно и фигурное катание тоже надо добавить в этот список....

    21.05.2025

  • Максим Максимов

    Как человек неоднократно бывавший в командировках на иркутском Труде скажу, что игры с Читой, Братском, Усть-Илимском местной Сибсканы / Байкал - Энергии и прочими середняками собирали по 20+ тысяч болел в мороз ниже 25 градусов.

    21.05.2025

  • Фирсыч

    Как-то, актриса, которую у нас называют великой, Фаина Раневская ( лесбиянка ), сказала - "Гомосексуализм и лесбиянство не извращение. Извращение, хоккей на траве и балет на льду." Я бы сюда и хоккей с мячом добавил.

    21.05.2025

  • АльбертХ

    А жаль, прекрасный и национальный вид спорта.

    21.05.2025

  • Павел Леонидович

    не тебе, кузя-говноед, рассуждать

    21.05.2025