30 сентября 2013, 16:30
Бывший главный тренер сборной России, побывавший с тель-авивским "Маккаби" в Москве на Кубке Гомельского, рассказал журналистам о контактах с РФБ и своем возможном возвращении в национальную команду.
За всю семилетнюю историю нашего знакомства с Дэвидом Блаттом это интервью – пожалуй, самое странное. Начнем с того, что корреспондент "СЭ" о нем не просил. Но то ли наставник "Маккаби" понимал, что мне есть о чем его спросить, то ли ему самому было что рассказать… В общем, после поражения от "Панатинаикоса" в матче за 3-е место на Кубке Гомельского Блатт сказал буквально следующее: "Сейчас я уеду, но ко второй половине финала вернусь. Тогда и поговорим. О'кей?" Что оставалось делать? Только кивнуть головой.
Однако ни в большом перерыве решающей встречи между ЦСКА и "Локомотивом", ни после него Блатта было не найти. Лишь перед церемонией награждения, на которой Заслуженный тренер России получил специальный приз оргкомитета, он появился словно из-под земли. А представ наконец перед журналистами, спустя семь минут столь же внезапно и исчез, сказав с улыбкой: "Ребят, оставьте меня в покое!"
– Первый вопрос озвучивать излишне – вам его за последние дни задали, наверное, раз сто…
– Да, все спрашивают, вернусь ли я в сборную России. Но на данный момент всё подвешено в воздухе. Пока не могу дать никакого комментария по поводу сборной. Сейчас даже говорить о чем-то конкретном слишком рано.
– Но выходил ли с вами на связь кто-либо из РФБ?
– У меня был контакт с госпожой Аникеевой. Мы достигли соглашения о том, что в будущем у нас состоится беседа. Я не утверждаю, что это переговоры о какой-то работе. Но я уважаю федерацию и согласился на разговор. Не более того.
– Согласились – после всех смутных событий, которые произошли в сборной минувшим летом?
– Мне нечего сказать по данному поводу, потому что я не был вовлечен в эти события. Я действительно говорил, что ситуация сложилась нехорошая и что она, на мой взгляд, была одной из причин неудачного выступления команды на чемпионате Европы. Такие запутанность и неопределенность, наступающие в сборной в ключевой момент перед турниром, разумеется, не могут пойти на пользу. Но об этом уже много говорилось, и я уверен, что все сделали выводы.
– Позвольте прояснить: в субботу вы говорили, что не общались с Аникеевой. Выходит, встретились сегодня?
– Мы не встречались. Просто обменялись сообщениями.
– Ваш несостоявшийся преемник Фотис Кацикарис, работавший на Евробаскете в качестве телекомментатора, после каждого матча российской команды – а они были преимущественно проигранными – выходил из зала с улыбкой…
– (Перебивая.) Что мне на это ответить? Могу лишь сказать, что я после игр сборной России не улыбался совершенно.
– Какое впечатление оставила у вас наша команда на Евробаскете-2013?
– Эта тема тоже уже неоднократно обсуждалась. К такому результату привело множество факторов. И общая нестабильность, и неприезд многих ведущих игроков… И то, что штаб сборной был сформирован настолько поздно (примерно за полтора месяца до старта чемпионата и спустя несколько дней после начала сборов. – Прим. "СЭ"). У тренеров было очень мало времени, чтобы изучить игроков, построить из них команду. Все это повлияло в своей степени. Так что невыход из первого группового турнира стал логичным результатом.
– Как относитесь к фолу Алексея Шведа при "+2" за считанные секунды до конца основного времени матча с финнами, по сути лишившему Россию победы и последних шансов на попадание во второй этап и на ЧМ-2014?
– Несправедливо валить всю вину на него. Один игрок никогда не может нести ответственность за весь матч. А тем более – за весь турнир. Ни один баскетболист не в состоянии в одиночку повлиять на исход чемпионата.
– А что думаете о ситуации, когда президент федерации сначала публично заявляет, что независимо от результата на ЧЕ новый главный тренер останется в сборной, потому что нужно дать шанс молодому российскому специалисту, а после турнира в Словении хочет провести переговоры с Дэвидом Блаттом?
– Почему вы хотите услышать мой комментарий на эту тему?
– Потому что это странно.
– Мне не хочется это обсуждать. Я не в том положении. Для меня важно, чтобы российский баскетбол двигался вперед – независимо от того, кто им руководит. И чтобы у этих руководителей было правильное видение развития. А уж какими способами двигаться по этому пути – решать им.
– Вы видите, что выбранный РФБ путь правильный?
– Пока не знаю. Я потому и заинтересован в разговоре с новым руководством, чтобы узнать его взгляды. Когда узнаю – отвечу на ваш вопрос.
– Разве Евробаскет не продемонстрировал эти взгляды: делать ставку на молодых игроков и молодого тренера?
– Когда вы хотите добиться успеха на уровне первой сборной, нужен сплав из опытных и молодых баскетболистов. Именно это мы делали в сборной России все прошлые годы. Нельзя просто обновить команду и ждать, что она всех обыграет. Так не получится. Нужно рассчитывать, что лидеры сборной помогут молодежи совершенствоваться и в то же время обеспечивать результат. Тогда в команде будут и преемственность, и успехи.
С другой стороны, и про сборную-2013 нельзя сказать, что она абсолютно новая. Все-таки из олимпийской команды, выигравшей бронзовые медали Лондона год назад, в Словению поехали шестеро игроков. Может быть, не те шестеро (улыбается), но тем не менее.
– Один из наших коллег сказал, что не увидел в Словении ничего нового. А как считаете вы? Что вам больше всего понравилось на этом чемпионате Европы, а что разочаровало?
– Думаю, что уровень нынешнего Евробаскета был заметно ниже среднего. Это разочаровало. Также неприятно удивила посещаемость игр, за исключением матчей сборной Словении. К примеру, два года назад в Литве трибуны заполнялись на всех матчах во всех городах. То есть люди приходили не только поддержать своих, но и просто посмотреть баскетбол. Плюс очень расстроило отсутствие большого количества звезд. А порадовало то, что сборная Франции стала чемпионом. Я большой поклонник Тони Паркера и французской команды.