2 апреля 2010, 02:38
О том, что помогло и что могло помешать ЦСКА в восьмой раз подряд выйти в "Финал четырех" Евролиги, - в материале корреспондента "СЭ".
Антон СОЛОМИН
из Витории
ЦСКА - в Париже! Каких-то десять месяцев назад, когда клуб объявил о сокращении бюджета, уходе Этторе Мессины и ряда игроков, мысль о попадании в "Финал четырех" казалась утопической. Специалисты, журналисты, болельщики - эксперты и полуэксперты всех мастей наперебой спорили о том, какие цели омолодившаяся и обрусевшая команда будет преследовать на внутренней и международной арене. Предсказывали красно-синим тяжелую борьбу за первое место в национальном чемпионате, а насчет Евролиги мнения разделились. Кто-то считал, что ЦСКА с трудом займет второе место в группе "Топ-16", из-за этого попадет в четвертьфинале на сильного соперника - например, "Барселону" - и уступит. Кто-то и вовсе не верил в попадание москвичей даже в восьмерку сильнейших.
Но шло время, один за другим мелькали промежуточные финиши сезона, а команда молодого и амбициозного тренера Евгения Пашутина во всем оставалась лучшей. Сначала стала победителем группы на первом этапе Евролиги (между прочим, дважды победив "Басконию", с которой потом встретится и в плей-офф). Спустя пару недель завоевала в Каунасе титул первого чемпиона Единой лиги ВТБ. Затем досрочно, за тур до финиша "Топ-16", выиграла и эту стадию. Кстати, произошло это здесь же, в Испании, после победы над "Уникахой". А если вспомнить еще и золотой мадридский "Финал четырех"-2008, то получается, что Пиренейский полуостров - место для ЦСКА фартовое.
Март. Победа в Кубке России (из всех ныне разыгрываемых трофеев именно им красно-синие не владели дольше всего - два года). Конец марта - начало апреля. Блестящая (даже несмотря на третий матч) победа в плей-офф Евролиги над "Басконией".
И только сейчас все внезапно обнаружили, что эпитеты "омолодившаяся" и "обрусевшая", широко применявшиеся по отношению к ЦСКА, несколько притянуты за уши. Из лидеров-то ушел только Лорбек, да и того с блеском заменили Каун и Воронцевич, здорово прибавившие непосредственно по ходу сезона. А самой серьезной потерей прошлого лета следует признать главного тренера. Но разве многое изменилось, когда место Мессины занял Пашутин, не один год работавший в одном штабе с итальянцем? Если и изменилось, то в лучшую сторону. Спросите у тех же Кауна и Воронцевича, которые, едва получив солидную игровую практику, сразу раскрылись. За этих двух классных российских баскетболистов, которые, даст бог им обойтись без травм, блеснут и на чемпионате мира в Турции, мы должны сказать спасибо именно Пашутину.
В самом начале евросезона-2009/10 Мессина и его "Реал" приехали на матч первого тура в Химки. Тогда итальянский тренер дал интервью "СЭ Интернет", а в конце, когда диктофон был уже выключен, спросил: "Как ЦСКА? Как Женя?" И услышав в ответ, что новый главный тренер во многом унаследовал черты своего предшественника, с немного грустной улыбкой сказал: "Ему будет очень трудно - проиграет два или три важных матча. Но он очень мудрый и обязательно справится".
Трудное время действительно пришло - и очень скоро. После чудесного спасения в первом поединке с "Марусси" (благодаря трехочковому Хряпы) армейцы потерпели два чувствительных поражения - сенсационное дома от римского "Виртуса" и ожидаемое в Тель-Авиве от "Маккаби". И сразу пошли разговоры о кризисе, о несыгранности нового состава ЦСКА (как будто стержень Холден - Лэнгдон - Шишкаускас - Хряпа был впервые создан в этом сезоне), о просчетах руководства клуба и тренерского штаба. Президент красно-синих Андрей Ватутин даже экстренно вышел на беспрецедентный разговор с поклонниками команды. По его собственным словам - чтобы впитать все отрицательные эмоции, испытываемые болельщиками, и чтобы этот поток негатива ни в коем случае не проник в раздевалку к игрокам.
Чего только не наслушался Ватутин за время этой встречи! И что команда разрушена до основания, и что сами фанаты могли бы тренировать ЦСКА ничуть не хуже, чем Пашутин. Сейчас, когда мы знаем, что с командой все в порядке, особенно интересно было перечитать стенограмму той беседы, опубликованной на портале "СЭ". Тогда болельщики просили президента вывести к ним "на ковер" главного тренера. Ватутин ответил, что такая встреча может состояться, но чуть позже.
Прошло меньше трех недель - и ЦСКА обыграл в гостях "Басконию". Это была первая из пяти побед армейцев над клубом из Витории в нынешнем сезоне. И по сей день, на мой взгляд, остается одной из самых знаковых для тренера Пашутина. С того матча и началось "возвращение" такого ЦСКА, к которому все привыкли. А о встрече с тренером, которой требовали фанаты, постепенно забылось. Не вспоминают сейчас поклонники красно-синих и о том самом негативе, которым был наполнен конференц-зал УСК ЦСКА 10 ноября. Интересно, хоть кто-нибудь из фанатов с тех пор нашел способ, чтобы передать Ватутину извинения за сказанные в порыве эмоций слова? Сомневаюсь. Что ж, у них еще будет отличный шанс попросить прощения. Полностью выкупить клубную квоту билетов на "Финал четырех" и прикрыть армейцев в Париже такой стеной поддержки, какая была, скажем, два года назад на решающем матче 1/4 финала с "Олимпиакосом". Видит бог, команда это заслужила.
За несколько часов до четвертого матча в серии с "Басконией" вспомнился один эпизод, произошедший в понедельник в аэропорту Домодедово, когда команда вылетала в Испанию. Так получилось, что мы с тезкой Понкрашовым покинули зал ожидания в числе последних - уже когда прозвучало объявление "Заканчивается посадка на рейс в Виторию". Разыгрывающий ЦСКА поинтересовался: "Какой номер выхода на посадку?" "Выход 1", - ответил я. И тут же подумал - а ведь у армейцев в четвертьфинальной серии действительно один выход. Выход в "Финал четырех".