Еврокубок

13 мая 2013, 00:20

ЦСКА в Лондоне: простить легко, понять сложно

ЕВРОЛИГА. "Финал четырех"

Сразу после разгромного полуфинального поражения от "Олимпиакоса" главный тренер ЦСКА попытался объяснить, а специальный корреспондент "СЭ" – понять, что же, собственно, произошло

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Лондона

Итальянец, несомненно, умеет не только побеждать, но и проигрывать. "Умеет" в смысле поведения, поскольку сама наука терпеть поражения не больно-то и хитрая. А вот сделать это так, чтобы, как написал один мой коллега, "язык не повернулся бросить камень", – умение штучное. И Этторе Мессина им замечательно владеет.

Чуть скорбный, но спокойный взгляд, обстоятельные ответы, максимум терпимости, минимум вспыльчивости. Чем он заглушил свой персональный внутренний Везувий? Как сумел задраить люки страстей?

***

– Поздравляю "Олимпиакос", – стандартно и политически грамотно начал Мессина. – Соперник был сильнее как психологически, так и физически. К тому же греки прекрасно защищались. Они заставили нас сбиться на индивидуальный баскетбол, не позволив тем самым атаковать в полную мощь. Не мы, а "Олимпиакос" контролировал темп игры. Ожидания были велики, особенно с учетом драматического прошлогоднего финала с участием тех же команд. К сожалению, мы не выполнили задачу. Надеюсь, греческий клуб удачно выступит и в финальном матче. "Олимпиакос" завоевывает право на участие в решающей игре два года подряд. Это большой успех, заслуживающий уважения. Нам тоже в свое время удавалось подобное, но сегодня удача отвернулась от ЦСКА. Пусть она не отвернется от "Олимпиакоса".

Слова Мессина использовал вроде бы общие, но при желании в них несложно уловить ряд подтекстов. Фразы "сбились на индивидуальный баскетбол" и "не атаковали в полную мощь" не случайно сведены в одно предложение. Трактовать их следует так: действовали бы командно, выполнили бы заветы тренера – дело было бы в шляпе. А занялись самодеятельностью – сыграли в меру отпущенного природой потенциала, уступив слаженной стае греков.

При этом право делать выводы итальянец оставил за слушателями. В его речи много констатирующих, но мало объясняющих моментов. Хотя журналистам прежде всего хотелось знать не что произошло (это они и так видели), а почему.

И мы стали узнавать.

***

– Почему ваша команда так слабо сыграла в нападении?

– Вы задаете вопрос, на который я не могу ответить прямо сейчас, по горячим следам. Нужно посмотреть и проанализировать видео. Скажу лишь, что мы планировали забивать много двухочковых. И если вы изучите статистику первой половины матча, то будете вынуждены признать: у нас хватало бросков по цели. Жаль, что при этом многие из них были неточными.

В словах тренера снова послышались столь знакомые, характерные для футбола нотки. "Я им все разжевал, а они не выполнили". Если бросают (бьют), но не попадают – кто виноват? Точно не тот, кто все придумал и организовал. Однако ответа на вопрос, почему так случилось, от Мессины не прозвучало. Кто-то ведь готовил к "Финалу четырех" не попадавших и не контролировавших темп игроков, верно? И почему, кстати, мы оказались слабее греков физически? Это от конституции организмов или от неготовности?

Зато еще в первом ответе итальянец сделал намек: греки не позволили. Жила, видимо, надежда, что они окажутся посговорчивей, но...

***

После "физики" разговор свернул на психологию.

– Может, на ваших подопечных давило прошлогоднее поражение ЦСКА в финале?

– Мне сложно что-то утверждать. Я постарался сделать так, чтобы игроки забыли о том матче. Но нынешний результат говорит сам за себя. Греки в полуфинале были очень напористы и агрессивны. Наши же передачи в большинстве своем были либо медленными, либо не очень точными.

Итальянец снова прав. Ну ведь имело же место такое! Описывать что-либо вообще легче, чем истолковывать, поэтому правду-матку сразу после игры режут очень немногие тренеры. Мессина к их числу если и принадлежит, то редко. Куда чаще он выбирает взвешенный подход: причины произошедшего всем знать не обязательно. Тем более перемешанные с эмоциями. Лучше еще раз пунктирно пробежаться по событиям матча.

– Почему вы ничего не поменяли в игре после двух первых четвертей?

– У ЦСКА весь сезон были определенные проблемы в атаке. Мы решали их с помощью командной тактики и защиты. С другой стороны, я уже говорил когда-то: ЦСКА так устроен, что хорошо защищается лишь при хорошем нападении. Обычно бывает наоборот, а у нас вот так. И потому когда возникли проблемы с завершением атак, игроки занервничали. Как следствие – возникли трудности с концентрацией в обороне. Мы пытались что-то изменить, вернуть свою игру. Однако мешало то самое отсутствие контроля за ее темпом. Броски получались или слишком поздними, или слишком ранними, хотя цели обычно достигают сделанные вовремя. Греки наседали, мы защищались почти все отведенное на атаку время и из-за этого теряли терпение в ответных атаках. Поначалу думали: не попадем сейчас – попадем потом. А когда спохватились, разрыв в счете стал слишком суровым.

Вот тут не поспоришь. Проблемы в атаке у ЦСКА действительно были весь сезон. Что объяснимо: нельзя потерять Кириленко со Шведом и не иметь таких проблем. Одного Уимза, переформатированного Мессиной под командную тактику, для компенсации подобного ущерба явно недостаточно.

***

– На какое место вы поставили бы эту игру в рейтинге собственных неудач?

– Вы хотите, чтобы я выстроил собственные поражения в некую последовательность? Спасибо. Но заниматься этим лучше после окончания карьеры, а я пока не собираюсь на пенсию.

– Вам не кажется, что у ЦСКА сейчас не такой сильный состав, как в предыдущие годы вашего руководства командой? В частности – задняя линия.

– Проще всего объяснить поражение недостаточно сильным составом. Однако мы хорошо работали весь сезон и удачно выступали в последние три месяца. Сам по себе выход в "Финал четырех" – серьезное достижение, так что я не считаю этот сезон неудачным. А время подумать над его итогами у нас еще будет.

Очень техничный и корректный ответ. Мессина мог бы сказать куда короче, но рискованнее: у меня сильный состав. Чем наверняка породил бы подвопросы. Поэтому итальянец снова поплыл дипломатическим фарватером.

***

– У вас не было ощущения, что в матче с "Олимпиакосом" вы не узнаёте свою команду?

– Как же я ее не узнаю, если мои ребята играли в красных майках? А вообще рыба, как известно, гниет с головы. И прежде чем обвинять в чем-то игроков, неплохо бы обратить внимание на самого себя.

Сильно сказано, Этторе. Прикрыл своих, отвлек внимание, дал понять, что не чужд самокритике. Хотя речь скорее об ответственности за результат, чем о конкретных ошибках. Тренеры крайне неохотно признаются в подобном, даже если знают свои проколы. Да и греки, не забудем, заставили сбиться, прижали к ногтю. А это уже не столько наша ошибка, сколько греческое достижение.

– Вы поменяли бы что-нибудь перед матчем, зная его результат?

– Все поменял бы. Себя, игроков... Об этом сейчас легко спрашивать. Но говорить нелегко. Сначала нужно спокойно посмотреть запись, а я эмоциями и мыслями все еще на площадке, в игре.

– Прежде вы никогда не встречались с тренером "Олимпиакоса" Гиоргиосом Бардзокасом в официальных матчах. Что скажете о его профессиональном потенциале?

– Скажу, что с моей стороны было бы слишком большим высокомерием оценивать специалиста, который только что дал мне пинка под зад. Я еще перед "Финалом четырех" говорил, что уважаю своего греческого коллегу. Готов повторить это и сейчас.

***

Послушав такого Мессину, захотелось поступить в соответствии с известной просьбой А.Р. Бородача: понять и простить. Проблем с "простить" в российском спорте вообще никогда не было. Но вот понять в данном случае не так-то просто. Поскольку ряд моментов говорит не столько о проблемах в защите, нападении или отсутствии удачи, сколько о неготовности ЦСКА к такого рода проблемам в решающем матче сезона. И о неготовности что-либо изменить по ходу этого матча.

"Олимпиакос" хитер и силен, но не настолько, чтобы считаться фаворитом в сравнении с армейцами. Это не Спанулиса с Папаниколау и Принтезисом, а Теодосича, Уимза, Хряпу и Крстича Джон Роберт Холден назвал в свежем интервью "СЭ" лучшими игроками Евролиги в своих амплуа. (А Холден, надо признать, неплохо соображает в баскетболе вообще и европейском в частности). Это Мессину он отрекомендовал как абсолютно лучшего тренера в своей карьере – и явно не потому, что не имел возможности работать с Бардзокасом. Кого же считать фаворитом при таком количестве лучших на погонный метр паркетной площади? Мы, как и Холден, знали кого.

И вот что дальше с этим фаворитом происходит. Он уступает с ужасающей разницей в счете и диким процентом попаданий с игры – 31. Однако еще более жутким выглядит не количество попаданий, а количество попыток. Греки совершили со средней дистанции или из-под кольца 41 бросок. Армейцы – 21! Как же "Олимпиакосу" не навалить нам полное лукошко, если он почти в два раза чаще бросал! ЦСКА был стеснен в самой возможности, не говоря уж про реализацию. Мало того, при этаком нашем бросательном ступоре у пирейцев попадал в цель каждый второй двухочковый, а у москвичей – лишь каждый третий!

Может, "Олимпиакос" гипнотически выключил ЦСКА, нащупав у него в подмышке кнопку или тумблер? "Эй, гражданина, ты сюда не ходи, туда ходи. А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь". И ЦСКА ходил, куда греки скажут. Пока действительно не стал совсем мертвый. Зачем слушался? Почему верил? Откуда взяться снегу в майском Лондоне?

По трехочковым броскам небольшое преимущество в попытках у ЦСКА (24 против 18), по штрафным – тоже ЦСКА и большое (30 против 17). Но забили-то в итоге почти одинаково! Наши – 17 штрафных, греки – 14. Потому что процент у нас меньше 60 – у них больше 80. А при штрафных, как мы знаем, никакая агрессивность в защите "не канает". Их ведь не мешают бить чужие защитники!

Передач "командно играющий ЦСКА" сделал 8 на всех. Греки – 10. Ну и подборы: 41 у "Олимпиакоса" – 29 у армейцев. Вопросы есть? Как выигрывать, если не бросать, не пасовать, не попадать и не подбирать? Да еще предоставлять почти полчаса игрового времени Теодосичу, который, по его словам, провел худший матч в карьере? Неужели минуте на 27-й сербских мучений у Мессины не возникло желания выпустить хоть на мгновение Понкрашова? Пусть не для разрыва греков в клочья, а просто чтобы чуть-чуть "передернуть колоду"?

Как это можно понять, кто-нибудь объяснит? Мессине объяснить не удалось. Все его резоны неизменно натыкаются на вопрос: "Почему?" Лондонские кольца в пятницу действительно плевались и отбрыкивались от очень многих армейских бросков, но не бывает в баскетболе ни заговора колец, ни коллективного артрита бросающих. Если у всей команды ни черта не выходит, а раньше выходило будь здоров, значит, она не готова к конкретному матчу в конкретный день, только и всего. В данном случае – к очень важному матчу. К матчу года.

Простить это легко. Понять сложно.

1