Еврокубок

10 ноября 2013, 20:15

ЦСКА после Барселоны: под грузом ожиданий

ЕВРОЛИГА. 1-й групповой турнир. 4-й тур. Группа A
"БАРСЕЛОНА" – ЦСКА – 79:70

Послесловие обозревателя "СЭ" к поражению ЦСКА в 4-м туре Евролиги

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

В молчащем автобусе, который вез армейцев от баскетбольного дворца "Барселоны" в аэропорт, было о чем подумать. Например, о бюджете ЦСКА. О той сумме, что давит на самих армейцев едва ли не больше, чем на прочих. И вынуждает выигрывать порой не только ради побед, но и в оправдание затрат.

"Мы должны". "Мы обязаны". Этот подспудный прессинг незримо влияет на всех. На руководство, тренера, команду. Не просто так, думаю, Этторе Мессина в эфире передачи "В конце тоннеля" на "СЭ-ТВ", отвечая на мой вопрос: "Выиграет ли ЦСКА Евролигу-2013/14?", не сказал ни "да", ни "нет", ни "постараемся". Он сказал: "Нужно". По-русски.

Неотвратимость этого "нужно" тяжела. Ситуация в известной степени им отравлена. Что ни делай, а судный день грядет. Попробуй только не выиграй, не говоря уж про непопадание в "Финал четырех". Ведь у команды по сравнению с остальными не бюджет – бюджетище! Причем не первый год.

Это мобилизует, подстегивает. Так считается, по крайней мере. Но это и глушит, парализует. Приковывает к конечной цели, отвлекая от пути следования.

А посмотреть с другой стороны – разговоры в пользу бедных. Жизненный расклад такой же, как у футбольных вратарей. Начни они кому жаловаться – мешает сосредоточиться, мол, масштаб задач и груз ожиданий, – почувствуют толчок в направлении дубля. Справляйся с ответственностью там, если тут не можешь. Команда – не психологический полигон, а место использования готовых продуктов.

В таком вот моральном загоне, кажется, ЦСКА сейчас и живет. "Нету времени присесть, поговорить, покалякать, покумекать, покурить". Потому что нужно. Очень нужно.

Но откладывать жизнь, как поется в другой песне, никак нельзя. Если строить, то без спешки, чтобы вышло надолго. У ЦСКА же процесс идет годичными циклами. Не выиграли Евролигу? Ломаем, строим заново. Получается всякий раз довольно крепко, если говорить о команде. Но нефундаментально.

Нынешняя картина дополняется тем, что зашатались камни именно в фундаменте. Как минимум два. Мерой отпущенного таланта им суждено быть или, не знаю уж, слыть элементами ключевыми, командообразующими. Сами подняли планку на такую высоту, было дело. А теперь сами до нее не дотягивают, что обрушивает порой общую систему координат. Если они ключевые, ведущие, несущие и т.д., – они не должны проваливаться.

Один из этих двоих – Уимз, вполне соответствующий сейчас своему имени Сонни. Дело не в том, что у него не получается: спады бывают у каждого, и чаще всего это не вина – беда игрока. Дело в том, что атакующие умения Уимса уже сосчитаны и вписаны в годовой план, на них сделана ставка. Которая пока не срабатывает. Тут как с ценой на нефть. Упала ниже расчетной цифры – и вянет бюджет. Превосходит ее – живем помаленьку. Базовая величина.

Рано или поздно Сонни должен заиграть. Но пока этого не происходит, а восполнить пробел некому. Мицов и так дает стране очкового угля, Парго – по большим праздникам, Джексону, которого величают в команде Джеки Чан, ведущие роли только снятся, у Хряпы и Кауна хватает задач в защите. Ну, кто там еще? Нет, тут нужен сам Уимс. Только прежний, а не теперешний.

Вторая персона, понятно, Теодосич. Про него уж говорено-переговорено, а телега с места не идет. Как и сам Теодосич. В межсезонье он превратился в чемодан. Но не тот, что без ручки и бросить жалко, а золотой и прикованный цепью к клубному запястью. Эта цепь – высокий контракт. Расстаться, возможно, были бы не прочь и серб, и ЦСКА. Но такие деньги ему вряд ли где-то предложат. И потому сидит в Москве, терпит.

Для себя Теодосич, кажется, решил: буду играть, пока дают. Однако деть им меня некуда, поэтому буду играть так, как мне нравится. Решение было принято, скорее всего, не мозгом, а мозжечком, поэтому проявляется с определенной задержкой. На площадку Милош выходит в твердой решимости следовать заветам Мессины, а потом у него во лбу, причем с внутренней стороны, загорается красная лампочка. И игровой зал для серба превращается в казино, где он постоянно идет ва-банк, ставит на "зеро" и блефует в жарком стремлении сначала не проиграть, а потом отыграться.

Мессина сажает игромана на лавку и мрачно думает у боковой линии: он снова выпал; опять играем без него; накуролесил, а остальным разгребай.

Может, и тренеру пора что-то решить в отношении Теодосича? Маневра у итальянца, однако, особого нет. Задвинуть игрока совсем? Но иные матчи он вытаскивает на себе чуть ли не в одиночку, а предвидеть график его геройств невозможно. Снять стружку и переформатировать? Но для этого Теодосич должен быть больше мотивирован. Сейчас наступать на горло вольной песне ему не резон: все равно ведь не выгонят, потому что некуда.

А ведь кроме этих двоих существует еще и Парго, прекрасный в своем умении растворяться в партнерах без остатка. И уже не юный Крстич. И резервисты-россияне, которым не дарят даже нескольких игровых минут ввиду огромной важности Главной Цели.

Таковы нынче армейские векторы. Пока их сумма не наводит страх на Евролигу. А рефрен "мы должны, мы обязаны" добавляет команде головной боли. Однако в действительности именно так все и обстоит: и бюджет самый большой, и побеждать в Милане объективно пора. С Теодосичем и Уимзом или без них, мало кого интересует. Есть бюджет? Дай титул. Остальное – рабочие моменты.

Барселона – Москва