6 марта 2009, 10:00
6 марта свое 37-летие празднует один из самых знаменитых баскетболистов современности - центровой "Финикс Санз" Шакил О'Нил.
Появление О'Нила в НБА сопровождалось шумом и треском - в самом прямом смысле этих слов. Первый номер драфта-1992 сокрушал кольца соперников "Орландо" с такой яростью, что стойки складывались вдвое, щиты рассыпались на мелкие кусочки, а отсчитывающие время атаки электронные часы безвольно повисали на чудом уцелевших проводках. И хотя "Мэджик" так и не вышли в плей-офф, стало ясно, что в лиге появилась новая сила. Ростом 216 сантиметров и весом 136 килограммов.
Признаться честно, поначалу я Шакила недолюбливал. Не отличаясь особой оригинальностью, я болел за "Чикаго" Джордана и Пиппена, а в 1995-м, когда великий Майкл только-только вернулся из бейсбола, "Орландо" обыграл "Быков" в полуфинале конференции. Как и все в России, я отчаянно желал успеха Арвидасу Сабонису, а его "Портленд" в 2000-м в семиматчевой серии, ведя "+15" в последней четверти решающей встречи, проиграл в финале "Запада" "Лейкерс" О'Нила. Да кто же, в самом деле, остановит этого громилу?!
Остановить удавалось совсем немногим. Во времена "Орландо" - только Хакиму Оладжьювону из "Хьюстона", полностью переигравшему Шакила в финале 1995 года, да, пожалуй, хитрецу-провокатору Дэннису Родману, выпившему из гиганта всю кровь в 1996-м. Во времена "Лейкерс" - разве что Башням-близнецам из Сан-Антонио - Тиму Данкану и Дэвиду Робинсону. Остальные же в попытках справиться с громадным центровым применяли незамысловатую схему Hack-A-Shaq - фоли на Шакиле, а уж со штрафных он промахнется. Иногда это действительно срабатывало: в одном матче Шак как-то смазал все 11 бросков, в другом не попал с линии 10 раз, а его команда проиграла с разницей в 9 очков. Но даже эту свою - ставшую притчей во языцех - слабость любимый собеседник журналистов О'Нил умел преподнести как достоинство: "Знаете, когда на мне начинают фолить без разбора, я это понимаю как откровенное признание того, что иначе меня не остановить. Ну что ж, отлично! А что я промахиваюсь - так ведь никто не совершенен. Должны же быть у меня хоть какие-нибудь недостатки!"
Время от времени Шак все-таки попадал, иногда даже реализовывал по две попытки подряд, но к декабрю 2008-го он совершил уже 5 тысяч (!) неточных штрафных бросков. Ранее это "достижение" покорилось только одному игроку, с которым у О'Нила и без того много общего, - Уилту Чемберлену. Что Шакил метит в преемники именно великого центрового "Филадельфии" и "Лейкерс", стало ясно уже в первые его годы в НБА: со времен Чемберлена в лиге не появлялось пятого номера, настолько "заточенного" под всесокрушающее нападение. Не случайно в 1993 году на телеэкраны вышел рекламный ролик Reebok, по сюжету которого О'Нил попадает в заброшенный спортзал, населенный его легендарными предшественниками - от Билла Расселла до Карима Абдул-Джабара. В качестве доказательства своих способностей Шакил по привычке забивает сверху, с мясом вырвав кольцо, а в награду получает от Чемберлена... щетку и совок
5 тысяч незабитых штрафных и рекламные скетчи - курьез, а вот 9 сезонов с лучшим процентом попадания с игры - это уже не шутки. Столько было у Чемберлена, столько же - и у О'Нила, который при своих гигантских размерах в лучшие годы обладал еще и фантастической подвижностью. А вот чемпионских перстней у Шакила вдвое больше, чем у Чемберлена. Не сумев добиться успеха с "Орландо", летом 1996 года, как раз во время триумфального олимпийского турнира, он подписал 121-миллионый контракт с "Лейкерс" - клубом, в который с Востока почти тремя десятилетиями ранее перебрался и Уилт. В Золотом штате Шакил не сразу, но попал в чудо-команду и к чудо-тренеру. О'Нил стал главным элементом любимого Филом Джексоном "треугольного нападения" - и с 2000 по 2002 год обыграть "Лейкерс" в плей-офф не мог никто. Да, немало мячей забрасывал и Коби Брайант, но роль Шака была определяющей: именно ему три года подряд доставалось звание MVP финала и именно после его ухода, вызванного ссорой с Брайантом и недовольством политикой клуба, "Лейкерс" угодили в затяжной кризис.
Четвертый титул О'Нил завоевывал уже с "Майами", в 2006-м. "Хит" играли совсем не так, как "Лейкерс", но с классными партнерами-защитниками Шакилу везло всегда - Пенни Хардуэй в "Орландо", Брайант в "Лейкерс", Дуэйн Уэйд - в "Майами". Побив на "Востоке", казалось бы, непобедимый "Детройт", в финале Шак со товарищи расправились с "Далласом", который двумя годами ранее отказался приобрести О'Нила в обмен на своего лидера Дирка Новицки.
После этого на Шакила, которого и прежде травмы не обходили стороной, навалились проблемы с коленом, он потерял былую подвижность и прыгучесть - и в НБА стали потихоньку поговаривать о том, что ему пора на покой. Когда же незадолго до своего 36-летия О'Нил решил вернуться в мясорубку Западной конференции, да еще оказался едва ли не в самой быстрой команде лиги - "Финиксе", многие сочли это печальной прихотью стареющей звезды. Поначалу Шак действительно смотрелся в "Санз" инородным телом: успевать за летающими по паркету партнерами теперь уже 147-килограммовому центровому было тяжело, и в плей-офф-2008 "Финикс" в первом же раунде безропотно уступил "Сан-Антонио". Но в новом сезоне О'Нил к игре аризонцев приспособился, стал MVP Матча всех звезд (15-го в своей карьере!), а в чемпионате на днях привел "Санз" к победе над "Лейкерс".
В общем, я давно уже оставил былые глупости. Не любить Шака нельзя, им можно только восхищаться. Дуайт Ховард и Яо Мин - это, конечно, замечательно, но с уходом Шакила амплуа центрового в НБА потеряет своего самого яркого представителя. Так что пожелаем весельчаку и балагуру О'Нилу, пару лет назад в интервью "СЭ" серьезнейшим голосом заявившему, что играть он намерен до 60 лет, баскетбол пока не бросать. А полиция Флориды, в которую он хочет записаться по завершении карьеры, пусть пока подождет.