НБА

16 октября 2010, 00:10

История баскетбольных маек. Часть 3

В третьем выпуске нашего обзора имиджево-текстильной истории клубов НБА мы переключаемся на Центральный дивизион. Дивизион "Плохих парней" и Джордана. Абдул-Джаббара и Джордана. Леброна и Джордана. Реджи Миллера и Джордана. И давайте не будем забывать о Джордане!

Детройт Пистонз

"Детройт" - историческая реликвия мирового баскетбола. Во-первых, это самый старый из ныне существующих клубов НБА, а во-вторых, его основатель Фред Золлнер также является законным родителем самой лиги. Самым что ни на есть! Ведь НБА, как и многие другие отпрыски бурных времен и взрывоопасных межчеловеческих отношений, была в прямом смысле слова зачата на кухне. Кухне в доме г-на Золлнера.

Фред был магнатом – его металлургическая компания в городе Форт-Уэйн (штат Индиана) выпускала поршни для американских автомобилей, тракторов и локомотивов. Поэтому, создав в 1941 году профессиональный баскетбольный клуб (в лиге НБЛ), он назвал его "Форт-Уэйн Золлнер Пистонз" - "Золлнеровские поршни". На эмблеме клуба красовался собранный из поршней железный баскетболист, а на сине-бело-красной форме – надпись Zollner Pistons (похоже, что светлый вариант формы включал в себя белую майку и синие трусы). Такого рода реклама была в тогдашнем баскетболе совсем не редкостью. В той же НБЛ, например, играли такие команды, как "Акрон Файрстоун Нон-Скидс" ("Нескользящие шины Файрстоуна") и "Толедо Джим Уайт Шевроле".

В 1948 году Золлнер перевел свой клуб в недавно созданную БАА (Баскетбольную ассоциацию Америки), после чего убрал свою фамилию из названия. Форма "Форт-Уэйн Пистонз" теперь рекламировала только место жительства клуба. А еще через год Золлнер стал инициатором слияния НБЛ и БАА в новую лигу – НБА. И да, решающие переговоры между руководством обеих лиг действительно прошли в доме Золлнера, за его кухонным столом.

"Поршни" неплохо играли (две победы в чемпионате НБЛ, два выхода в финал НБА), и в Форт-Уэйне на них ходили, но новая лига росла и развивалась, и выжить в ней команды из маленьких городов уже не могли. В 1957 году Золлнер перевез свой клуб в Детройт – столицу американского автопрома, где название "Поршни" было очень даже к месту. Эмблему команде сделали в стиле тех времен предельно функциональной и без намека на какие-либо красивости. В последующие четыре десятилетия она если и менялась, то чуть-чуть – в сторону уменьшения несомой информации и большего присутствия клубных цветов.

К простоте тяготела и форма клуба, не шибко изменившаяся с форт-уэйнских времен. В 1960-е годы "Поршни" начали писать название команды (на домашней форме; на выездной было название города) прописью и поместили на трусы букву D. В начале 1970-х поэкспериментировали с заменой синего цвета выездной формы на голубой – эта идея была настолько непопулярной, что синий цвет вернулся два года спустя. Но зуд новаторства не прошел, и уже в 1974-м был опробован еще более радикальный вариант – с красным цветом в качестве основного.

В 1978-м в команду пришел новый тренер – Дик Вайтэл, маленький итальянец с внешностью циркового клоуна и темпераментом пулемета "Максим". Эпоха Вайтэла продлилась всего один год, но успела нанести тяжелую травму глазам и душам фанатов "Детройта". Какое отношение имеет молния к поршням (это все-таки не свечи), объяснено так и не было. К счастью, в 1981-м детройтский клуб снова опростился и выдал самую известную форму в своей истории. Эти простые сине-красно-белые майки навели страху на НБА 80-х – не столько сами по себе, сколько своим содержанием. А содержали они Айзейю Томаса, Билла Лэмбира, Винни Джонсона, Денниса Родмана и остальных "Плохих парней" тренера Чака Дейли – двукратных чемпионов НБА и одного из самых неприятных соперников в истории лиги.

А потом, пусть и по законам арифметики, но все равно к сожалению, наступили 1990-етяжелое, жуткое время в истории спортивной формы. Время, которое лучше всего было провести слепым. По "Детройту" это время ударило с предельной жестокостью: в 1995-м, всего через пять лет после второго чемпионского сезона, с "Поршней" прилюдно содрали их простую и величественную форму, выдав взамен пижамы, главенствующим цветом в которых был не то бутылочный оттенок голубого, не то токсический отлив зеленого. Еще больше пострадала эмблема – на ней появилась лошадь, которой какой-то живодер подпалил гриву и оторвал ноги, заменив их стальными трубами. Называлась эта пропаганда вивисекции "Лошадиные силы" и символизировала те усилия, которые требовались болельщикам "Пистонз", чтобы не вырвать себе глаза. Но клуб, видимо, счел эффект недостаточным и в 1997 году добавил альтернативную форму цвета автомобильной ржавчины.

Продлился кошмар до 2001-го года, когда "Детройту" наконец-то вернули лишь слегка модернизированный вариант старой формы. С несчастным конем-киборгом расставались чуть дольше – сперва его только перекрасили, но к 2005-му поняли, что синим пламенем он горит не лучше, чем горел оранжевым, и бедное животное наконец усыпили. Сейчас команда использует скучный, стандартный, но (все познается в сравнении) такой замечательный классический логотип.

Индиана Пэйсерс

Штат Индиана сходит с ума по баскетболу и автогонкам. Но автогонки предпочитает профессиональные, а баскетбол – любительский, то есть школьный и студенческий. С ним в штате связаны давние традиции и важные культурно-исторические вехи. Поэтому профессиональный баскетбол в Индиане прижился не сразу – лишь с третьей попытки, после переезда "Форт-Уэйн Пистонз" и смерти "Индианаполис Олимпианс". И случилось это благодаря новой лиге – АБА, основанной в конце 1960-х.

Название новой команды из Индианы представляло собой игру слов. Pacer означает одновременно "машина, задающая темп во время гонок" (вот вам и связь с другим популярным видом спорта) и "лошадь-иноходец" (а в Индиане скачки рысаков тоже пользуются успехом). Кроме того, название намекало на амбицию клуба задавать темп в мировом баскетболе. Что, в целом, "Индиане" и удалось – она стала сильнейшей командой АБА и в 1976-м, после роспуска лиги, была принята в НБА.

"Пэйсерс" уникален тем, что за все годы своего существования ни разу не менял цветов, всегда играя в желто-синем. Даже первоначальная эмблема клуба мало отличается от современной, хоть и привлекает внимание размерами (и, собственно, присутствием) теннисного мяча. Что касается формы, то она пережила несколько интересных эпох – от элементарной к псевдо-атлантской и до прописной. В НБА были опробованы вариант с желтыми буквами на белом фоне и простейшая выездная форма, явно копирующая "Лейкерс". Этого последнего факта в Индиане не скрывали и даже кратковременно перешли в 1983 году на желтую домашнюю форму. В 1980-е "Иноходцы" играли в оригинальных майках с поперечной полосой.

В 1990-м новую форму для "Индианы" создала известная бегунья Флоренс Гриффит-Джойнер, и она натуральным образом стала похожа на трико легкоатлетов. Недаром Реджи Миллер в ней выглядит так, будто сейчас же прыгнет через барьер. Этот несимметричный, но очень консервативный по меркам 1990-х фасон продержался до 1997 года, когда в команду пришел главным тренером Ларри Берд, и никакой быстрой беготни форма "Пэйсерс" уже не могла символизировать просто по определению.

Эпоха Берда прошла для "Индианы" в майках в тонкую полосочку и в возрожденной желтой форме. Но больше всего эти полоски запомнились тем, что их носил Рон Артест во время безобразного побоища в Детройте в 2004-м, которое серьезно подорвало репутацию НБА и уничтожило шансы "Индианы" на чемпионство. На следующий сезон "Пейсерс" вышел уже в новой форме, в которой играет и по сей день.

Кливленд Кавальерс

Эта команда появилась в НБА в 1970 году, и название ей подобрали болельщики посредством специального конкурса. "Кавалеры" в данном случае – то же самое, что "шевалье", в более буквальном смысле – "кавалеристы". На самой первой эмблеме как раз шевалье (впрочем, спешившийся) и был изображен. Бросались в глаза и цвета формы – винно-золотые, и сама форма, украшенная пером с мушкетерской шляпы.

В 70-е и начале 80-х "Кавалеры" пережили еще две вариации винно-золотой формы – с отделкой в горизонтальную полосочку и с более тусклой расцветкой. Во всех случаях домашняя форма была не белой, а желтой (в последнем случае – металлическо-золотого оттенка). В 1983 году у команды сменились владельцы, и пришло время менять имидж. Цвета сделали оранжево-синими, эмблема вместо мушкетера стала символизировать уроки рисования в третьем классе, а форма перешла в стадию незамутненной простоты. Но, видимо, и такой облик сочли чересчур кричащим, и в 1987-м основным цветом формы стал синий (и даже эту форму смогли через пару лет упростить, заменив надпись на груди).

А потом, как нетрудно догадаться, стукнули 90-е. Тут, я думаю, комментарии излишни – достаточно фактов. Новая эмблема – "Разрушение унитаза". Новые цвета – черно-оранжево-голубые. Новая форма... Самое лучшее, что можно сказать о фасонах 90-х – долго они не жили. В 1999 году голубая обмотка вокруг торса "Кавалеров" исчезла, уступив место более строгому дизайну. А в 2003-м, с приходом Леброна Джеймса, клуб вдруг одумался и вернулся к истокам - винно-золотой форме и милитаристской эмблеме. Не был, впрочем, забыт и синий цвет – он остался на альтернативных майках.

Как встретили Леброна новой формой – так и проводили тем же. В этом сезоне "Кавалеры" сыграют в новых майках более простого дизайна и более яркого оттенка золотого цвета.

Милуоки Бакс

Название этого клуба, появившегося на свет в 1968 году, означает "Олени" и имеет глубокий культурно-краеведческий смысл. Дело в том, что в штате Висконсин охота на оленей – не только любимое хобби туземцев, но и жизненная необходимость. С тех пор как американские пионеры отстреляли в Висконсине всех волков, оленей в тамошних лесах расплодилось невероятное количество, и теперь уже приходится отстреливать их. Первый убитый олень символизирует для юного висконсинца переход от детства к отрочеству. Дикий народ, дети Среднего запада...

Цвета команды с самого начала были зелено-бело-красные (если задуматься над символикой, то охота на оленя в хвойном зимнем лесу представляется именно в этих тонах). Именно с этими цветами связаны в Милуоки воспоминания о великом Лу Алсиндоре (который позже приобретет еще большую славу в другом городе и под другим именем – Карим Абдул-Джаббар) и чемпионстве 1971 года. Позже у "Оленей" было несколько вариаций на ту же зелено-красную тему, пока в 1986-м клуб не избавился от красного цвета, заменив его на несколько оттенков зеленого.

В середине 90-х команда сменила эмблему (сравнительно удачно) и стала играть в потрясающе кошмарной фиолетово-зеленой форме. Просветление пришло в 2006-м, и "Олени" вернули себе старые цвета, перекрасив в них и эмблему.

Чикаго Буллз

Майкл Джордан. А что еще нужно об этой команде знать, кроме того, что в ней играл Майкл Джордан? Ну да, она существовала и до него (если быть конкретным, с 1966 года) и была названа в честь мясной промышленности Чикаго. Но факт остается фактом – эпох в истории у этого клуба было три: до Джордана, при Джордане и после Джордана. И во всех этих эпохах команда играла в красно-черном, почти не меняя форму. Было время, когда слово "Чикаго" было набрано прописью, а номера сдвинуты набок и прочие мелочи. Но в целом все, вплоть до пятиугольников на трусах, оставалось неизменным со времени основания клуба. И теперь уже вряд ли изменится. Разве можно поменять форму, в которой играл Джордан?