Дебютный сезон в НБА для 24-летнего защитника "Миннесоты" завершился досрочно – его клуб ушел на каникулы еще в середине апреля. Почти сразу Швед вернулся в Россию, а последние пару недель провел в родном Белгороде, где его и разыскал корреспондент "СЭ".
– Мы с отцом организовали в Белгороде турнир для ребят 2003 года рождения, – рассказал Швед. – Параллельно с играми проводились мастер-классы и другие мероприятия. Не давали мальчишкам заскучать ни на минуту. Им очень понравилось, все требуют продолжения банкета (смеется). В общем, для первого раза получилось очень неплохо. Думаю, розыгрыш Кубка Алексея Шведа станет ежегодным.
– Обидно было оказаться в шаге от второй символической пятерки новичков НБА, до которой вам не хватило одного голоса?
– Да я и не знал про этот злополучный голос... Вообще не особо заморачивался по этому вопросу. Главное, что удалось закрепиться в сильнейшей лиге мира. То, что тренеры отдали предпочтение кому-то еще, – это их дело. А я и дальше буду верен своему стилю игры.
– Какую общую оценку вы бы дали своему дебютному сезону в НБА?
– Начало сезона могу занести себе в актив. Хотя это был мой первый опыт выступления за пределами России, практически сразу удалось завоевать доверие тренера и стать важной частью командных побед. Однако отыграть на таком уровне весь чемпионат не получилось – сказалась усталость. О подобных сложностях меня предупреждали, с ними сталкиваются многие новички. Но избежать спадов все равно не получилось. Все-таки 82 игры за пять с половиной месяцев – тот еще подарок. На этой дистанции встречаются, например, отрезки с 5 матчами за 7 дней. И если тренер дает тебе по 25-30 минут, показывать хороший баскетбол до конца отрезка очень тяжело. В итоге у меня были и очень удачные игры, и очень неудачные. Зато теперь есть опыт. И я понимаю, чего ждать от следующей регулярки. Соответственно буду работать над тем, чтобы второй год в НБА провести стабильнее.
– Почему не получилось побороться за выход в плей-офф? Ведь в начале сезона "Миннесота" уверенно шла в заветной восьмерке…
– На это повлияло множество факторов. Во-первых, беспрецедентная череда травм в "Миннесоте". Лазарет пополнялся каждую неделю. "Эпидемий" такого масштаба не бывало уже давно. Во-вторых, ситуация с нашим главным тренером Риком Адельманом, который периодически отлучался из клуба из-за состояния здоровья своей жены. Все ребята вместе с руководством, безусловно, поддерживали его, да и он постоянно звонил и общался с нами. Но отсутствие Адельмана на скамейке, конечно, выбило команду из колеи.
– Но во многом именно из-за травм партнеров вам уже в самом начале сезона выпал шанс на существенное игровое время. И вы тут же им воспользовались, начав штамповать матчи с двузначной результативностью, не забывая при этом ассистировать партнерам. Одной из самых ярких стала встреча против прошлогодних финалистов из "Оклахомы", победить которых помог ваш дабл-дабл: 12 очков и 12 передач.
– Да уж, поначалу я нередко попадал под пресс журналистов. Оно и понятно: для американцев мое имя возникло из ниоткуда. Но в самом клубе мои успехи никого не удивили – они знали, с кем подписывали контракт прошлым летом. Ну а я просто верил в себя и делал свое дело. Что касается отдельно взятых матчей, выделить какой-то конкретный мне тяжело. Да, был удачный поединок с "Оклахомой". Но не менее запоминающимися были и встречи против "Майами", "Лейкерс", "Клипперс"...
– Какие впечатления остались от участия в звездном уик-энде, где вы сыграли в матче новичков?
– Было классно! Очень яркое мероприятие с неподражаемой атмосферой. Тон задает присутствие огромного числа легенд баскетбола и других знаменитостей самого крупного калибра. Например, на матчах в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке тоже можно увидеть немало популярных актеров или певцов, но со звездным уик-эндом это не сравнить.
– На ближайшие пару лет вашим вторым домом стал Миннеаполис. Успели обжиться?
– Очень милый и приятный город. Конечно, по размерам он существенно уступает Москве, но меня это полностью устраивает. А вот погода – почти как в российской столице. Морозы бывают даже покрепче, чем у нас. Вообще адаптировался быстро. Во многом благодаря Кириленко. Плюс общая командная атмосфера сыграла важную роль. Мы с ребятами нередко проводили время вместе, например, выбирались куда-нибудь поужинать. А вот в кино не был очень давно. Пожалуй, попытаюсь наверстать упущенное в Белгороде, с друзьями.
– Получили "домашнее задание" на лето от тренерского штаба "Волков"?
– В межсезонье работать над собой буду непосредственно в Миннеаполисе. Мы с тренерами обсудили мои планы на лето и оговорили, что 25 июня я прибуду в расположение команды для индивидуальных занятий.
– А как же подготовка к чемпионату Европы, который стартует уже в сентябре?
– Несмотря на то что часть июля я проведу в США, должен успеть прибыть в расположение национальной команды к началу основного этапа подготовки. Никогда не отказываюсь от вызова в сборную.
– Уже познакомились с новым тренером сборной России греком Фотисом Кацикарисом?
– Да, говорил с ним по телефону. Он настроен очень серьезно. За время работы в сборной Дэвида Блатта планка ожиданий поднялась очень высоко, и Кацикарис не собирается ее опускать. Надеюсь, он видит меня в стартовом составе (улыбается). Хотя я, конечно, приму любое решение тренера. Лишь бы помочь национальной команде.
– В Словению сборная точно поедет без Андрея Кириленко, до сих пор под вопросом и участие Виктора Хряпы, которого мучают проблемы со здоровьем. Сможет ли российская команда побороться за медали без них?
– Не сомневаюсь в этом. Киря с Витей отдали сборной очень много, большего от них просить уже нельзя. Зато у молодых ребят появится шанс проявить себя.
– Перед отъездом в НБА одним из своих слабых мест вы называли склонность к спорам с арбитрами. Мол, не всегда успеваете обуздать эмоции после свистка. За океаном рефери к попыткам завести дискуссию относятся очень строго. В новых реалиях быстро избавились от "вредной привычки"?
– Еще как! Быстро понял, что судьи в НБА не любят разговорчивых, так что к концу сезона старался вообще не открывать рот. Разве что в шутку что-то кому-то сказать, но ни в коем случае не относящееся к игре. Я же в течение первых двух недель схлопотал пару технических замечаний. А большое количество таких фолов может привести к денежным штрафам.
– Еще будучи в России, вы также упоминали, что подумываете о татуировке... В НБА они есть минимум у каждого второго. Может, это вдохновило вас на реализацию этой затеи?
– Действительно, подобную мысль вынашиваю до сих пор. Только вот никак не могу придумать, что это будет за рисунок! В НБА хватает достойных экземпляров, но я хочу найти свой индивидуальный образ. Пока не удается.
– В предыдущих интервью вы рассказывали, что в ЦСКА у вас было прозвище Руди, которое дал вам Виктор Хряпа. В "Миннесоте" придумали что-нибудь новенькое?
– Есть парочка новых... Но вы об этом лучше спросите Андрея Кириленко (смеется). Так история будет интереснее.
– Кстати о Хряпе и ЦСКА. За "Финалом четырех" Евролиги следили?
– Смотрел оба матча армейцев. Очень расстроился, что они оступились в полуфинале. Но надо отдать должное "Олимпиакосу", который сначала здорово действовал против ЦСКА, а затем отыграл 17 очков в золотом матче. Объяснить неудачу нашего клуба очень тяжело. Ведь, казалось бы, состав был что надо. Тут сложно подобрать слова... Почти так же сложно, как для нашего прошлогоднего поражения в финале от тех же греков, когда мы вели "+19". А ведь сезон назад ЦСКА был еще более явным фаворитом, чем сейчас...
– Теперь на носу у армейцев полуфинал Единой лиги ВТБ с "Химками", которые будут владеть преимуществом своей площадки. Вы защищали цвета обеих команд, и там, и там у вас много друзей. На чьей стороне будут ваши симпатии?
– А вы как думаете? Конечно, буду болеть за родной клуб – ЦСКА! Если получится, приду поддержать армейцев с трибун. А вот от прогнозов воздержусь – боюсь сглазить.
– Не так давно Джей. Ар. Холден упомянул, что хотел бы повидаться с вами – например, на одном из матчей НБА. Не получали звонка от него?
– Нет, от Холдена что-то ничего не слышно. Зато пару раз созванивался с Траджаном Лэнгдоном. Он уже вовсю шпарит по-русски. А я ему по-английски отвечаю – практикуемся.
– Как вы относитесь к решению Сергея Карасева выставить свою кандидатуру на драфт-2013, который состоится 27 июня?
– Очень рад, что в НБА может появиться еще один игрок из России. А оценивать решение Сергея не считаю нужным. Он сделал то, что, по его мнению, наилучшим образом повлияет на его карьеру. Вообще я думаю так: если уж уезжать за океан, то лучше делать это пораньше. В более молодом возрасте проще адаптироваться к новой обстановке, да и прогресс в окружении лучших баскетболистов мира вряд ли заставит себя ждать.