1947 год… Сборная СССР по баскетболу готовится впервые принять участие в европейском чемпионате в Праге. Тренеры команды еще и еще раз тщательно отбирают игроков, достойных защищать спортивную честь страны. Они хорошо понимают, какая серьезная ответственность возложена на них. То было время, когда Советский Союз после довоенной изоляции выходил, наконец, на международную спортивную арену и каждое выступление наших спортсменов находилось под пристальным вниманием высшего руководства страны, обсуждалось на Политбюро ЦК КПСС, и наказания, причем самого серьезного, за неудачи было не избежать. От советских спортсменов при выезде за рубеж требовали только победы. Тренеры обязаны были перед отъездом дать гарантию успеха или отказаться от участия в предстоящем турнире.
Думаю, что и от наставников сборной СССР по баскетболу Павла Мироновича Цейтлина и Степана Суреновича Спандаряна тоже потребовали гарантий победы и, по всей вероятности, они были даны. Основания для оптимизма, и весьма веские, были. Ведь все предвоенные чемпионаты Европы выигрывали прибалтийские баскетболисты, а теперь лучшие из них входили в сборную СССР вместе с сильнейшими российскими и грузинскими игроками. Словом, наша команда была очень сильна, и нужно было только создать по-настоящему спаянный коллектив. И здесь многое зависело не только от тренеров, но и от капитана команды. Кто им должен стать? Выбор тренеров пал на 28-летнего москвича Евгения Алексеева, пользовавшегося безусловным авторитетом в команде. И он оправдал надежды наставников, много сделав для того, чтобы команда, в которую входили русские, грузины, литовцы и эстонцы (некоторые плохо владели русским языком), говорила на одном баскетбольном языке, хорошо понимала друг друга. Алексеев и сам хорошо провел чемпионат в Праге, и помог сыграть на "отлично" всем остальным. Победа сборной СССР была яркой и убедительной (в финале по всем статьям были переиграны хозяева первенства - сильная сборная Чехословакии), и большой вклад внес в нее первый капитан сборной Евгений Алексеев.
…Ему было 20 лет, когда он, выпускник Высшей школы тренеров, стал в составе московского "Локомотива" в 1939 году чемпионом СССР. Это была его первая золотая медаль, но далеко не последняя. Медалей в его спортивной коллекции было бы гораздо больше, если бы не война, на время которой пришлись лучшие годы Алексеева. Когда она закончилась, ему было уже 26. Пройдя фронт, испытав все тяготы страшной войны, он тем не менее не растерял мастерства, что показал первый послевоенный чемпионат СССР. В нем фронтовик Алексеев выступал за армейский клуб - ЦДКА, с которым теперь на целых три десятилетия будет связана его спортивная жизнь. Армейская команда уверенно провела чемпионат страны 1945 года, впервые став его победителем. В активе Евгения Алексеева появилась вторая золотая медаль. А в 1950 году баскетбольный ЦДКА в полном составе переходит в созданную после войны генералом Василием Сталиным команду ВВС (сын вождя, командовавший авиацией Московского военного округа и увлекавшийся спортом, организовал также сильные хоккейную и футбольную команды, в которых солировал знаменитый Всеволод Бобров). Так Евгений Алексеев становится игроком ВВС. Коллектив летчиков, усиленный игроками и других клубов (в команде играют такие известные баскетболисты, как Конев, Моисеев, Гупалов, Силиньш), занимает в 1951 году второе место в чемпионате страны, а на следующий год выигрывает его. Так Алексеев в третий раз становится чемпионом СССР. Эта золотая медаль достойно венчает его игровую карьеру. Ему уже 33, и он решает перейти на тренерскую работу. В 1953 году Евгений Николаевич возглавляет восстановленный армейский клуб и 15 (!) лет бессменно руководит командой ЦСКА, сделав ее с годами флагманом советского баскетбола, командой, добившейся выдающихся успехов на всесоюзной и европейской арене.
Но путь к этим блестящим победам был очень сложен. Когда Алексеев принял армейскую команду, тон в нашем баскетболе задавали тбилисское "Динамо", каунасский "Жальгирис" и УСК (Тарту). А в 1955 году лидером советского баскетбола на целых четыре года становятся рижские армейцы, имевшие в своем составе сверхвысокорослого Круминьша (218 см), с которым умело взаимодействовали Валдманис, Муйжниекс и другие классные игроки. ЦСКА, ослабленный уходом ветеранов, не мог составить им достойную конкуренцию. Алексеев понимал: для того чтобы стать лучшим клубом страны, надо создавать новую команду. Прежде всего ему нужен был хороший центровой. Он находит его в лице совсем еще юного, 20-летнего ростовчанина Виктора Зубкова, хорошо проявившего себя на Спартакиаде народов СССР 1956 года. Зубков (202 см) становится игроком ЦСКА и быстро прибавляет в мастерстве под руководством Алексеева. Проходит всего пару лет, и на чемпионате мира 1959 года Зубкова признают лучшим центровым турнира.
Но найти хорошего центрового – это только полдела. Команде нужен умелый организатор атак, "диспетчер", который снабжал бы мячами и Зубкова, и других партнеров по команде. Где найти такого умного, обладающего выверенными пасами игрока? Выбор Алексеева падает на Арменака Алачачяна, который по праву считался одной из интереснейших фигур отечественного баскетбола. Он успел уже стать в 1953 году чемпионом Европы в составе сборной СССР, потом был выведен из ее состава и играл за алма-атинский "Буревестник", составив с самым высоким баскетболистом страны Увайсом Ахтаевым (236 см) грозный дуэт, пугающий даже признанных фаворитов. В 1958 году Алексеев приглашает Алачачяна в ЦСКА. Его не смущает, что Арменаку уже 28 лет. "Зачем тебе этот ветеран, которого уже дважды отчисляли из сборной, - говорят Алексееву в руководстве армейского клуба, - он же скоро закончит играть". Но Евгений Николаевич стоит на своем. Тренер знает – этот выдающийся мастер, быстрый и высокотехничный, фанатично преданный баскетболу, способен играть еще очень долго. Его организаторский талант очень нужен армейской команде. И Алачачян, надев форму ЦСКА, на долгие 8 (!) лет становится лидером команды, ее душой и мозговым центром.
Так к 1959 году складывается та команда, к созданию которой и стремился долгое время Алексеев. Алачачян, Зубков, Вольнов, Семенов, Бочкарев и Травин составляют костяк коллектива, который должен покончить с гегемонией рижского СКА в советском баскетболе. Первый бой, казалось бы, непобедимым латышам, руководимым Александром Гомельским, был дан на Спартакиаде народов СССР 1959 года. Сборная Москвы, тренируемая Алексеевым, уверенно проводит весь турнир, обыгрывает команду Латвии и становится победителем Спартакиады. А на следующий год ЦСКА спустя 15 лет выигрывает чемпионат СССР, причем одерживает 11 побед в 11 матчах! Это - начало эры ЦСКА в нашем баскетболе. Под руководством Алексеева команда выигрывает подряд 8 (!) всесоюзных первенств. Именно Евгений Николаевич прививает команде психологию победителей, учит никого не бояться – ни грозных команд, ни грозных игроков. Виктор Зубков вспоминает, что поначалу ему было очень трудно играть против Яниса Круминьша, который превосходил его в росте на 16 сантиметров. Выходя на матч с рижанами, он порой выглядел просто растерянным. И тогда Алексеев понял, что Зубкова надо просто убедить в том, что он в силах справиться с Круминьшем. "Да, он гораздо выше тебя, - объяснил тренер Виктору, - зато ты подвижнее, техничнее, более прыгуч, ты можешь и должен опережать его в каждом движении, и тогда он не будет страшен тебе ни в защите, ни в нападении. К тому же тебе на помощь всегда готовы прийти товарищи по команде". Убеждал Алексеев Зубкова долго, акцентируя внимание на его достоинствах, и в конце концов добился своего. Зубков перестал бояться Круминьша, и это помогало москвичам уверенно переигрывать ранее казавшихся такими грозными латышей.
В 1960 году Алексеева привлекают к руководству сборной СССР. Он второй тренер нашей команды (первый – Спандарян) и на Олимпийских играх в Риме, где сборная СССР завоевывает серебро, и на чемпионате Европы в Белграде в 1961 году, принесшем советским баскетболистам очередную победу.
Пожалуй, самым трудным в тренерской карьере Евгения Алексеева был 1963 год. Команда ЦСКА вышла в финал розыгрыша Кубка европейских чемпионов, где ее ждал очень сильный соперник – мадридский "Реал". В составе этого клуба, уже владевшего кубком, наряду с сильнейшими испанскими игроками были и два высокорослых американца – Лайк и Берджес. Встреча имела не только большое спортивное, но и политическое значение. Ведь играть предстояло с командой из франкистской Испании, а значит, надо было обязательно победить. Победа над "Реалом" была бы победой над старым врагом нашей страны – генералом Франко.
Алексеева вызвали в ЦК КПСС и объяснили, что наша команда, тем более представляющая Советскую Армию, проигрывать не имеет права. Кубок европейских чемпионов должна завоевать команда ЦСКА. Об этом же говорил Алексееву и министр обороны СССР маршал Гречко, кстати, большой любитель баскетбола. Алексеев прекрасно понимал, что неудачи ему не простят. Он помнил судьбу расформированной после поражения от югославов на Олимпиаде 1952 года футбольной команды ЦДКА, помнил печальную судьбу ее тренера Бориса Аркадьева ( а в 1964 году за поражение от сборной Испании в Мадриде в финале чемпионата Европы по футболу будет отправлен в отставку тренер сборной СССР Константин Бесков). Конечно, и Евгений Николаевич, и все игроки ЦСКА очень нервничали, понимая, какая ответственность ложится на них. И это волнение сказалось в первом матче, состоявшемся в Мадриде, куда до них не приезжала ни одна советская команда. Волнение плюс крайне необъективное судейство привели ЦСКА к поражению с разницей в 17 (!) очков. Казалось, отыграть их в ответном матче в Москве будет невозможно.
Однако Алексеев был уверен, что отыграться можно, и у "Реала" есть слабости, их надо умело использовать. Свою уверенность Евгений Николаевич сумел передать и игрокам. Ответный матч армейцы провели великолепно и выиграли его с той самой разницей в 17 очков, которая и была нужна. Теперь все решал третий матч. Он состоялся в Москве и прошел, как и второй, с подавляющим преимуществом ЦСКА. В итоге именно армейский клуб стал обладателем Кубка европейских чемпионов. Алексеев был счастлив, как никогда. Безмерно рада была его успеху и жена Евгения Николаевича – прославленная советская баскетболистка, многолетний капитан, а впоследствии тренер женской сборной СССР Лидия Алексеева. Она была одной из немногих, кто после фиаско в Мадриде верили в конечную победу советской команды, и всячески поддерживала мужа.
Работа в ЦСКА – лучший период в тренерской жизни Алексеева. С армейским клубом он расстался в 1968 году, передав тренерскую эстафету Арменаку Алачачяну. А сам Евгений Николаевич стал тренировать московское "Динамо", которое под его руководством трижды в начале 70-х годов становилось серебряным призером всесоюзного первенства. А в конце 70-х Алексеев стал у руля женской команды московского "Спартака" и дважды привел ее к победам в чемпионате СССР, а также к выигрышу Кубка Ронкетти.
…История советского баскетбола знает немало прекрасных тренеров – Павел Цейтлин, Степан Спандарян, Константин Травин, Александр Гомельский, Владимир Кондрашин… В одном ряду с ними и имя Алексеева, воспитавшего целую плеяду великолепных игроков, блиставших и в ЦСКА, и в сборной СССР. Евгений Николаевич прожил большую жизнь – он умер в 2005 году в возрасте 86 лет. И когда размышляешь о его жизненном пути, о спортивной карьере, начавшейся еще в далекие тридцатые годы и завершенной в восьмидесятых, приходишь к очевидному выводу – он не мыслил жизни без баскетбола, которому отдал всего себя. Первый капитан сборной СССР, чемпион СССР и Европы, тренер "звездного" ЦСКА, он всю жизнь был на капитанском мостике, искал и находил путь к большим победам, учил этому своих воспитанников.
Валерий АСРИЯН