9 апреля 2013, 12:30
В ночь с понедельника на вторник по московскому времени в Атланте определился чемпион NCAA. Им в третий раз в истории стал "Луисвилль", победивший в финале "Мичиган" – 82:76.
Слава МАЛАМУД
Для неамериканца безумная популярность чемпионата США по баскетболу среди студентов всегда была и остается загадкой. Наш разум диктует нам, что парни бьются за право быть 31-й лучшей командой Северной Америки, но самим янки это и в голову не приходит. Университетский баскетбол – это традиции (куда побогаче, чем в НБА), страшная вражда между командами-земляками ("Дьюк" против "Северной Каролины" – это практически "Рейнджерс" против "Селтика", только с меньшей дозой религиозного безумия), а самое главное – ежегодный турнир Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) за право считаться чемпионом страны.
В Америке его называют "мартовским безумием", хоть финальные стадии турнира и заползают на апрель. Выше в американском пантеоне спортивных событий стоит разве только Супербоул… Турнир длится полмесяца – с 1/32 финала, и все это время Америку лихорадит. На рабочих местах составляются прогнозы – это называется "заполнить сетку", и делает это все взрослое население страны. Барак Обама, очень уважающий баскетбол, свою "сетку" составляет в прямом эфире на канале ESPN.
В этом году президент выступил так себе: из участников "Финала четырех" правильно предсказал только одного – "Луисвилль Кардиналс". Другому финалисту – "Мичигану" – предрек поражение в четвертьфинале. Во всех четырех региональных плей-офф предсказал, что в последнюю региональную стадию (четвертьфинал чемпионата) выйдут команды, "посеянные" не ниже, чем под пятым номером в своем регионе. Иными словами, Обама пошел путем наименьшего сопротивления – повыбирал фаворитов.
А в этом конкретном турнире фавориты-то как раз и повылетали. Триумфа команды "Флорида-Галф-Коуст Иглз" (15-й номер "посева" на Юге!), прошедшей два раунда турнира, не смог предположить никто – не только обладатель ядерного чемодана. А уж явление в "Финал четырех" абсолютно неименитого "Вичита-Стэйт Шокерс"… Из первых номеров "посева" в Атланту на последние два раунда приехал только "Луисвилль", и тот едва не пал в полуфинале от рук деревенских парней из "Вичиты". В общем, Обама в своем попадании пальцем в небо был далеко не одинок.
Но уж финал-то вышел совсем роскошным – "луисвилльские кардиналы" из абсолютно чокнутого на студенческом баскетболе штата Кентукки против "мичиганских росомах". Мичиганцы примечательны тем, что у них играют два сына известных в прошлом баскетболистов НБА – Тим Хардауэй-младший и Гленн Робинсон-третий. На их майках так и написано – "Хардауэй-младший" и "Робинсон III". "Луисвилль" тренирует бывший наставник "Селтикс" Рик Питино, уже становившийся чемпионом США с командой университета Кентукки – заядлого врага "Кардиналов". Ни один тренер до этого не смог привести две разные команды к победам в турнире NCAA. В прошлом году "Луисвилль" дошел до полуфинала и проиграл "Кентукки". Это была трагедия, воспоминание о которой требовалось немедленно уничтожить.
А еще у "Луисвилля" есть благородная цель – победить ради Кевина Уэйра. Защитник "Кардиналов" в четвертьфинале получил до редкости кошмарную травму – открытый перелом большеберцовой кости. Очень и очень открытый: обломок кости торчал из зияющей раны на ноге Уэйра сантиметров на 10 и был отлично виден всем присутствующим. Зрелище было не для слабонервных, да и тем, кто считает свои нервы сильными, ходить в YouTube и искать это дело совершенно не рекомендуется. Пожалеете. Это, пожалуй, даже хуже, чем травма вратаря "Баффало Сэйбрз" Клинта Маларчука, которому перерезали коньком горло. А ведь тогда, помнится, двух человек унесли с арены с инфарктом.
Но Уэйр – парень стойкий. Пока вокруг него вся арена изо всех сил пыталась не лишиться чувств, он попросил партнеров выиграть матч. Очень по-американски так. Почему-то именно в студенческом спорте полно таких историй. И на финал в Атланту он приехал – сидел с костылями на скамье запасных, старался забыть о железном штыре, вставленном врачами в берцовую кость.
Благо матч получился таким, что забыть можно было все на свете. Что творилось в эту ночь в Атланте – и словами-то не передать. Как будто кто-то взял две дворовые команды из враждующих кварталов американского даунтауна, нарядил их в фирменное и сказал, что проигравшему будут прилюдно отвешивать щелобаны. Это был баскетбол не на жизнь, а на смерть.
Разыгрывающий "Росомах" Трей Бурк, единогласно признанный лучшим игроком сезона во всей-превсей NCAA, получил два фола к середине первого тайма и вынужден был присесть. На замену выскочил Майкл Альбрехт по прозвищу Спайк ("Шиповка") – щуплый, низенький парень с кожей белее снега, которого называют так с совсем не босоногого детства, когда он, получив новенькую пару бейсбольных шиповок, носил их везде, включая школу. И пошел Альбрехт лупить бросками со средней и дальней дистанций так, что просто волосы дыбом.
Тут надо понять, что Альбрехт – никто и зовут его никак, потому что парень весь сезон был дублером лучшего игрока страны и на площадку выходил только изредка – погреться. А тут… 17 очков набрал Шиповка в первой половине матча, и "Мичиган" в результате вел с разрывом в 12 очков за три минуты до перерыва. Запахло вторым титулом в истории команды в кукурузно-желтой форме.
Но нашелся у "Луисвилля" и свой белый мститель – снайпер по имени Люк Хэнкок. В одном игровом отрезке под конец первой половины Хэнкок в одиночку переиграл "Мичиган" со счетом 12:0 – четыре раза подряд попал трехочковыми с одной и той же точки справа. Это даже фантастикой не назовешь – это какой-то пошлый фэнтези. Бешеный рывок "Луисвилля" завершился неприличной красоты "алей-упом" Монтрези Харелла, и на перерыв команды ушли при счете 38:37 в пользу "Мичигана". Не будь этого потустороннего рывка Хэнкока, и судьба матча была бы решена, но юный бородач оставил "Кардиналам" шанс.
Выход Бурка во второй половине матча должен был отправить "Росомах" в отрыв. И MVP сезона не подкачал – и трехочковые клал, и под кольцо рвался, как бешеный, и попадал какими-то совершенно дурацкими бросками, несмотря на фолы. Но "Луисвилль" стоял намертво – на все, что вытворяли Бурк с товарищами, отвечал симметрично. А под конец и судьи помогли – засчитали Бурку фол на абсолютно чистом и красивейшем блок-шоте. Но испортить действо "зебры" не смогли, и "Луисвилль" взял третий в своей истории титул вполне заслуженно. Рик Питино, вошедший в историю, через секунду после финальной сирены был едва ли не до смерти напуган победным салютом…
А потом организаторы опустили чуть ли не до пола щит – чтобы Уэйр, подойдя к нему на костылях, смог срезать с кольца сетку. Студенческий спорт в Америке – дело важное, нужное и прочувствованное.
Вашингтон