Россия

30 декабря 2009, 21:10

Евгений Пашутин: "Я научился держать удар"

Мария В. КРАВЧЕНКО
Литературный редактор

Накануне Нового года ЦСКА вышел из короткого рождественского отпуска, а главный тренер команды Евгений Пашутин посетил редакцию "СЭ Интернет".

- Чем ЦСКА планирует заниматься 1 января?

- Вчера игроки и тренеры вернулись из короткого отпуска, а сегодня провели первую тренировку. Команда занималась с тренером по физподготовке Гошей Артемьевым, разминались, готовились к серьезной работе. После такого большого пятидневного отпуска необходимо плавное возвращение организма в рабочий режим: подготовка связок, восстановление кондиций. На это мы потратим две тренировки сегодня и одно занятие завтра. Плюс на 31 декабря запланирована традиционная товарищеская игра команды с работниками офиса ЦСКА, которая будет способствовать общему поднятию настроения. А вот первого января мы решили дать команде выходной. Ведь даже если игроки будут отмечать этот праздник дома, с семьей, то спать отправятся поздно. А нам хотелось бы, чтобы они получили максимальный эмоциональный заряд и вернулись к работе выспавшимися и отдохнувшими.

- То есть в ЦСКА пришел русский главный тренер и отменил тренировки первого января?

- Нет. Дело не в национальности, а в том, что ближайший матч у нас намечен только на 7 января, когда мы сыграем в Любляне с "Олимпией". То есть, у нас есть полноценных семь дней на то, чтобы подготовиться. Естественно, когда мы принимали решение о выходном, мы исходили и из графика встреч. Если бы игра была 3-го, 4-го или пятого января, то не было бы речи о пропуске занятий. Насколько я помню, и у Мессины, и у Ивковича всегда был напряженный график на праздники, а вечерняя тренировка 1 января дисциплинирует, что ни говори.

- Как вы сами будете отмечать Новый год?

- Новый год – семейный праздник, соберемся всей семьей, положим подарки под елку, посмотрим новогоднюю телепрограмму. В 12 часов выйдем на улицу, на салют. То есть, будем справлять традиционно. Я считаю, Новый год – это один из самых эмоциональных праздников. Его отмечают все люди на планете вне зависимости от национальности, вероисповедания. Это романтический праздник, в это время все мечтают о том, чтобы будущее было как минимум не хуже, чем в прошлом году. Думаю, что это просто необходимо. Нельзя все время находиться в каком-либо экстремальном режиме, в работе. Психика такой нагрузки не выдерживает, и праздники – это хороший шанс расслабиться, перезарядиться. Это так же, как в спорте: есть нагрузки, есть восстановление, без которого невозможны серьезные результаты.

- Что лучше всего желать главному тренеру ЦСКА на Новый год?

- Со стороны, наверное, виднее. Прежде всего, чтобы ЦСКА, наш любимый клуб, побеждал во всех турнирах, чтобы зрители приходили на матчи, следили за нами.

- Новый год – это повод подвести итоги. Эмоционально - какое событие 2009-го стало для вас наиболее важным?

- Если брать вещи, которые происходили на площадке, то, наверное, победы в Витории и над "Химками" и "Маккаби" в Москве. Важно, что мы поверили в себя, даже при той нестабильности, что была в начале сезона. У нас была скомканная предсезонная подготовка, возникали проблемы с травмами, да и вообще мы строили новую команду. Наших новичков все знали по их выступлениям в других клубах. Но здесь, в ЦСКА, им были предложены другие роли, к которым нужно было привыкнуть. Нужно было работать с нашими суперзвездами Холденом, Лэнгдоном, Хряпой, Шишкаускасом, Зораном Планиничем. При этом в нашем составе было достаточно молодежи, которой тоже был нужен шанс выходить на площадку.

В первые два месяца было непросто, мы искали баланс, распределяли роли. Все наши игроки - яркие личности с характерами, но все равно в любой, даже самой звездной команде есть разделение на лидеров, среднее звено и молодежь. Но в конце года нам удалось достичь определенного равновесия, благодаря которому команда заиграла достаточно успешно. Этого не произошло бы без самоотверженности и отдачи игроков, они на сто процентов эмоционально отдаются игре, поддерживают друг друга. У нас нет эйфории, потому что нынешний этап - промежуточный. Мы создали фундамент, теперь пора строить здание: команду, которая будет прибавлять от матча к матчу.

Думаю, что вторая часть сезона будет еще сложнее. Но хотелось бы поблагодарить ребят за то, что они восприняли перемены, хотелось бы сказать спасибо руководству в лице Андрея Ватутина за то, что он продолжает верить в меня. После двух первых поражений было много критики в мой адрес, которую я приемлю. Без поражений не бывает побед, без падений – взлетов.

Еще хотелось отметить, что при помощи наших звезд, наших лидеров мы нашли центрового и для ЦСКА, и для сборной. Каун – главное открытие этого сезона для многих болельщиков и специалистов. Но еще очень много впереди. Мы хотим, чтобы на одном уровне с нашими лидерами играл не только он, но и Воронцевич, Курбанов, Понкрашов, Кейру. И каждый раз, когда предоставляется такая возможность, мы будем использовать нашу молодежь, давать им шанс. Иногда это получается хорошо, иногда – нет. Но в любом случае уже можно сказать, что курс, взятый Андреем Ватутиным на то, чтобы менять состав, но сохранять лицо клуба, себя оправдывает.

- С кем вам сейчас легче общаться: с лидерами, средним звеном или молодежью?

- В этом вопросе разделения нет. Опытные игроки, когда видят ошибки молодежи, и сами что-то подсказывают. Иногда это происходит даже на интуитивном уровне. Если молодой ошибается один раз – это нормально, если больше, то это нарушает баланс команды. И лидеры объясняют это собственным примером.

- Но если после этого ошибается лидер, то молодому тренеру морально сложнее что-то исправлять?

- Нет. Мы обсуждаем нюансы со всеми игроками без исключения. Просто формы выражения не такие, как у предыдущих тренеров. Я молодой наставник, только начинаю свою карьеру. Естественно, что игроки воспринимают меня иначе, по сравнению с Этторе Мессиной или Душаном Ивковичем. Я понимаю, что должна быть строгость, но в то же время и рациональность.

- То есть игроки не поймут, если вы вдруг начнете с ними разговаривать на повышенных тонах?

- Не поймут.

- Чему научили вас полгода работы в ЦСКА на посту главного тренера?

- Держать удар.

- А разве раньше вы этого не умели?

- Между статусом ассистента наставника и собственно главным тренером большая разница. ЦСКА – великий клуб, эти регалии, эти победы дают чувство ответственности, гордости, но в то же время нет ни секунды расслабления. Не может ЦСКА опускаться ниже определенной планки, и этот уровень надо держать каждый день, каждую секунду, на каждой игре, занятии. Тренер поднимается на ступень выше, если он учится жить каждую минуту под таким грузом ответственности. После каждого матча нужно быть уверенным, что ты сделал все для победы. Конечно, бывают ошибки, но в любой момент времени ты работаешь, совершенствуешься. Находясь в ЦСКА, невозможно стоять на месте, нужно все время прибавлять, развиваться. Хочется не только выигрывать, но и делать это красиво. Что, естественно, не всегда получается. Потому что приезжают соперники один сильнее другого, и иногда это происходит в течение одной недели. Как, например, в случае "Маккаби" с "Химками". Показывать ярчайшие матчи через каждые три дня очень сложно: физическая усталость сказывается. Но вместе со мной работает тренерский штаб: Дима Шакулин, Иван Еремич, тренер по физподготовке Гоша Артемьев, медицинские работники, которые делают максимум, чтобы мы были готовы к любым последующим встречам. На самом деле наша команда – это не только игроки, но и весь наш коллектив. И, возвращаясь к тому, чему я научился за полгода, - я умею работать в команде, но теперь в роли главного тренера.

- Чем отличается восприятие сезона обычным тренером и главным? Ведь помощники, как правило, живут будущим: смотрят записи матчей соперников, которые предстоят и через три недели. Главный живет настоящим?

- Видео мы смотрим одинаково. Другое дело, что помощники потом занимаются еще технической работой: нарезают, компонуют. Но картинка и ее анализ присутствуют в моей жизни постоянно. Нет такого, что раньше смотрел одну запись по шесть-семь раз, а теперь достаточно одного. Мы работаем в таком формате, что смотрим по четыре-пять матчей каждого соперника всем штабом, потом обсуждаем. Да, я теперь меньше работаю технически, но при этом отвечаю за конечный результат этой работы. А это добавляет и строгости к самому себе, и нервов.

- Кстати, работая главным тренером ЦСКА, вы теперь наверняка представляете, как у вас проявляется нервозность?

- Эмоционально стараюсь давать заряд команде, только когда он необходим. Главное -  не распыляться, не пытаться воздействовать на ребят с самой первой минуты. Эмоционально ты все держишь в себе, что, если честно, тратит много нервной энергии. Вот сейчас в отпуске старался ее хоть немного компенсировать.

- Поэтому в качестве места отдыха выбрали небаскетбольную Австрию?

- Отчасти. Мне надо было отвлечься, оторваться от компьютера, побыть в спокойной обстановке, побыть в семье, восстановиться. Когда находишься в Москве, не получается отвлечься от новостей, сбросить нервное напряжение. Отойти от баскетбола невозможно, я им живу 24 часа в сутки. Но такая разрядка просто необходима, чтобы посмотреть на команду в целом. Понять, что было сделано за несколько месяцев, что было хорошо, что нужно исправить. Проанализировать не частную ситуацию, а общую.

Видеоверсия интервью