Через несколько дней состоится заседание Исполкома РФБ по поводу подведения итогов выступления женской сборной России на Евробаскете-2013. Свое видение ситуации в интервью "СЭ" высказал авторитетный российский тренер, под руководством которого наша национальная команда выиграла золотые медали чемпионата Европы-2011.
– На ваш взгляд, кто является идеальным кандидатом на роль наставника нашей сборной? – первый вопрос Соколовскому.
– Я считаю, что в России есть специалисты, которые достойны занять этот пост и уже созрели для него. Это и работающий в Вологде Дмитрий Донсков, и Александр Васин, который перешел из Оренбурга в Видное, и Александр Ковалев… Да и себя бы тоже не сбрасывал со счетов – порох в пороховницах, как говорится, еще есть. Кроме того, у нас имеется много молодых тренеров, которых обязательно нужно подтягивать к обойме национальной сборной: Долопчи, Шульженко, Шунейкина… В общем, выбор есть.
– Вы ратуете исключительно за российского главного тренера?
– Да. Конечно, можно опять пригласить и сильного зарубежного наставника – на какое-то короткое время, чтобы решить локальную задачу. И все же мы должны заботиться о собственных кадрах. Благо, у нас есть талантливые, перспективные тренеры. Я знаю, о чем говорю. Видел их уровень, с ними работал. И сотрудничал с зарубежными специалистами тоже. Но именно российские наставники лучше всех знают, как готовить своих игроков. И эти тренеры уже готовы к работе на самом высоком уровне.
– После провала сборной на ЧЕ можно ли говорить о глубоком кризисе в российском женском баскетболе?
– Наш женский баскетбол действительно находится если не в серьезном кризисе – то как минимум в тяжелом состоянии, из которого надо поскорее выходить. Если изучить результаты соревнований на уровне сборных всех возрастов, то мы увидим, что у нас не все в порядке. Точнее, все не в порядке…
Возьмем первую сборную. Потеря всего одного игрока – Маши Степановой – сразу же больно ударила по результатам на крупных турнирах. Последовали четвертое место на Олимпиаде – за которое мне "сняли голову", и затем беспрецедентная неудача на последнем Евробаскете. Впрочем, наш невыход из группы не является объективным свидетельством силы или слабости сборной. Если бы не это лишнее проигранное очко в матче с Италией, то, полагаю, наша команда заскочила бы в последний вагон и вырулила бы ситуацию. Уж программу-минимум – попадание на чемпионат мира – точно бы выполнила. Увы, слишком много факторов помешали более успешному выступлению. Нехватка времени на подготовку, отъезд и возвращение натурализованной американки Принс, какие-то тренерские решения по ходу матчей…
Как бы там ни было, сегодня очевидно: в женском баскетболе нужно что-то менять. И делать это всем вместе. На уровне как сборных, так и клубов.
– На ваш взгляд, по своему потенциалу какое место в табели европейского баскетбола занимает сейчас наша сборная?
– Мы находимся сразу позади группы сильнейших. Я бы поставил Россию на четвертое место в европейском рейтинге – после Испании, Франции, Турции. Успехи этих сборных отнюдь не случайны. Взять тех же турчанок. Они долго шли к сегодняшним позициям. И как итог – медали на двух последних чемпионатах Европы, достойное выступление на Олимпиаде, где они проиграли нам в упорной борьбе в четвертьфинале.
И не стоит сегодня делать гордый вид: мол, какая еще Турция?! Я анализировал ситуацию и сравнивал состояние дел. В турецком баскетболе в двух ведущих клубах – "Фенербахче" и "Галатасарае" – местные баскетболистки не сидят на скамейке, а играют по 20, а то и по 30 минут. То же самое можно сказать о француженках и испанках, где результат и игру делают свои воспитанницы. У нас же сейчас такого не наблюдается. И здесь надо понимать, что, открывая ворота иностранкам, мы готовим у себя наших прямых и потенциальных конкурентов. Да, реалии таковы, что без сильных легионеров трудно решать турнирные задачи. Но надо искать какой-то выход, больше доверять, заигрывать российских баскетболисток. Благо, потенциал у них есть, и немалый. Необходимо только дать им игровое время и изменить подход к физической подготовке. Знаете, несколько дней назад на Универсиаде я общался с главным тренером студенческой сборной Швеции, который также работает ассистентом в первой национальной команде. Мы обменялись информацией о подходе к физподготовке у них и у нас. И я убедился, что шведская сборная в этом вопросе уже впереди. Их баскетболистки, приезжая в сборную, "физику" закладывают сразу, без раскачки. Лидер команды Фрида Эльдебринк подтягивается 8 раз. Не каждый мужчина сможет продемонстрировать ее показатели и в других нормативах.
– На Олимпиаде в Лондоне сборная России под вашим руководством заняла четвертое место, что стало поводом для последующей отставки. Обидно, что вам не позволили продолжить свою работу? Ведь тогда, вероятно не было бы столь позорного выступления во Франции?
– У меня обиды нет. И я не рассматриваю четвертое место на Олимпиаде как удачное выступление – даже не фоне нашего провала в этом году. Результат в Лондоне отражал объективную картину. При этом я согласился с выставленной мне Исполкомом РФБ оценкой "неудовлетворительно". Сам был очень расстроен, что не удалось взять медаль на Олимпийских играх.
– Скоро у РФБ будет новый президент и этим президентом, судя по всему, станет женщина. На пост руководителя федерации претендуют опытный спортивный и баскетбольный функционер Юлия Аникеева и известная баскетболистка Светлана Абросимова. Последняя играла под вашим руководством...
– Конечно же, Света – спортсменка высокого класса. Но одно дело выходить на паркет, и совсем другое – управлять, руководить. Это совершенно разные вещи. Согласитесь, не каждый водитель автомобиля может стать классным механиком. Ведь машина – это очень сложный механизм. Все наверняка наблюдали такую картину: при какой-то неполадке женщина открывает капот, смотрит – и ничего не может понять. Я, конечно, далек от мысли, что Светлана совсем ничего не понимает. Она играла в баскетбол на высоком уровне. Но, очевидно, сразу к тому, чтобы стать президентом РФБ – не готова. Это ответственная должность, которая требует определенного опыта, знаний и дипломатических навыков. Считаю, что на эту должность должен претендовать человек, уже зарекомендовавший себя как руководитель, поработавший в баскетбольных структурах.
Надо понимать, что хороший игрок не всегда станет хорошим тренером. И уж тем более, хорошим руководителем...
Света с ее именем и титулами, безусловно, нужна отечественному баскетболу. Но, мне кажется, для начала ей стоит попробовать свои силы на административном поприще в каком-нибудь клубе или структуре. Само по себе красивое имя в баскетболе – еще не повод доверять человеку руководство всем баскетбольным хозяйством.
Нужно быть реалистами и объективно смотреть на вещи. Навыки для соответствия подобной должности приходят с годами, и они формируются вне баскетбольной площадки. Повторюсь: нашей баскетбольной федерации – особенно учитывая ее сегодняшние проблемы – нужен сильный управленец. Да, Света рассуждает о правильных вещах и понимает в баскетболе. Но вряд ли она представляет, что и как делать, и едва ли сама составляет свою программу развития баскетбола в стране.
– Два года назад вы, являясь главным тренером сборной России, не взяли Абросимову на Олимпиаду в Лондон. После этого она не раз критически о вас отзывалась. Чем было мотивировано то ваше решение – ведь за год до этого Абросимова была капитаном команды на победном Евробаскете?
– В свое время я достаточно корректно пытался объяснить решение не вызывать Свету в сборную. Видимо, эта корректность и стала причиной последовавшей позже критики в мой адрес…
Что ж, попытаюсь объяснить свою позицию и позицию тренерского штаба той сборной. Еще в сезоне 2010/11 я, как главный тренер национальной команды, постоянно ругался с руководством УГМК – клуба, за который играла Абросимова. Я обращал внимание на ее статистику, количество игрового времени. И тогда, чтобы поддержать Светлану, принял решение сделать ее капитаном сборной на Евробаскете-2011. У нас были не менее достойные претенденты на этот почетный статус – та же Маша Степанова, Илона Корстин… Но я принял решение поддержать кандидатуру Светы. В первую очередь – для того, чтобы вывести ее из того подавленного морального состояния. Чемпионат Европы в Польше, как вы знаете, завершился победой России. И Светлана внесла свой вклад в этот успех, хотя по ходу турнира мы решили вместо нее на позицию первого "номера" поставить Алену Данилочкину. Очень надеялся, что в следующем сезоне роль Абросимовой в клубе изменится, она обретет уверенность, ей будут больше доверять… Но так получилось, что в УГМК сменился тренер и этот, предолимпийский сезон получился для нее еще хуже предыдущего. Чтобы убедиться в этом – достаточно просто открыть статистику. Будучи освобожденным тренером, я наблюдал за Светой, видел не менее 15 матчей с ее участием. Я рассчитывал на нее как на игрока сборной, но, к сожалению, качество ее игры становилось все менее убедительным. Плюс давали о себе знать травмы. В своей оценке игровых кондиций этой баскетболистки я не был одинок. В результате тренерский штаб сборной принял решение не вызывать ее на сборы и дать возможность проявить себя другим, более молодым игрокам. Вот и вся ситуация.
– Неужели нельзя было дать Абросимовой шанс проявить себя, побороться за место в составе?
– Решение по Абросимовой и окончательному составу кандидатов было принято не мной одним, а всеми членами тренерского штаба. Мои помощники в той сборной – Саша Ковалев и Айнарс Звиргздиньш всегда имеют свое мнение и не стесняются его высказывать. В ситуации с Абросимовой их мнение совпало с моим. Но я не прячусь и никогда не прятался за чужими спинами. И при этом признаю свою вину: надо было позвонить Свете лично, самому объяснить мотивы этого решения.
– Она пыталась как-то с вами поговорить, убедить дать ей шанс?
– Свою обиду она высказала через прессу. Я ее понимаю – повторюсь, мне следовало ей позвонить… С другой стороны, Света тоже могла бы набрать мой номер и сказать: "тренер, давайте все-таки поговорим, я попытаюсь вас убедить, что смогу помочь команде". Наверное, в этом случае мы бы все обсудили... Но вместо этого, как мне сказали, Света начала звонить тогдашнему президенту РФБ Александру Красненкову. И этим, увы, не ограничилось…
– ???
– Дальнейшие события развивались так. Меня пригласили на одну встречу. На этой встрече оказался… Скажем так: человек, очень похожий на одного очень известного теле– и радиоведущего и одного серьезного бизнесмена. Он предложил мне включить Свету в сборную на Олимпиаду. Я ответил, что при всем к нему уважении состав национальной команды уже определен. Меня спросили – кто может приказать мне поменять это решение. Я сказал, что только президент РФБ. Если он прикажет, то вынужден буду подумать. Насколько я знаю, эти люди затем приехали к Красненкову и пытались через него заставить меня взять в сборную Абросимову. Президент РФБ, к чести для него, ответил, что не будет вмешиваться в тренировочный процесс – это позиция тренера, ему и принимать решение. Позже последовала еще одна встреча, хотя, признаться, я не очень горел желанием общаться снова... Итогом стали примерно такие слова этого, очень похожего на известного телеведущего, человека: "Насколько я понимаю, результата на Олимпиаде у сборной не будет. Если Света будет в составе, то при любом результате у тебя будет позитивная пресса. Если не возьмешь ее в команду – все ровно наоборот, устроим тебе черный пиар".
Надо сказать, его слова не разошлись с делом. Во время и после Олимпиады я получил солидную порцию критики в ряде телепрограмм, на радио и в печатных СМИ. И получаю эту критику до сих пор – мол, я продолжаю разваливать женский баскетбол.
Не знаю, насколько все это инициировала сама Света Абросимова. У меня не было к ней никакого негатива, я уважаю ее как спортсменку, личность. Но слишком много за ее спиной каких-то непонятных поступков. В той ситуации она могла бы просто поговорить со мной. Но вместо этого последовали такие действия, которые до сих пор наносят вред в том числе и моему имиджу.
– Как игроки сборной реагировали на эту ситуацию?
– Единственной, кто подошла ко мне и спросила про Абросимовой, была ее подруга Оля Артешина. Она попросила взять Свету в сборную. Я объяснил ей свое решение и сказал: если ко мне придет вся команда и скажет, что Абросимова необходима коллективу, то я, конечно, последую этому совету. Но никто больше за нее не просил…
Отлично понимаю, что каждое кадровое решение тренера – это всегда переживание, обиды, слезы. Помню, как плакали все те девушки, в том числе моя дочь, которые не попали в состав на ту Олимпиаду. Это всегда сложно – но надо пережить. И при этом вести себя как профессиональный спортсмен…
– Признайтесь, не опасаетесь, что если вдруг Абросимова добьется желаемого и станет президентом РФБ, то она не забудет вам той истории?
– Я все понимаю. И не знаю, как дальше сложится моя судьба как тренера сборных команд… Последние восемь летних периодов – с 2006 года по нынешний – постоянно в разных качествах работаю с национальными сборными, от молодежной до главной. У меня есть опыт, силы и я готов дальше работать, если мне будет доверено. Но, честно говоря, прекрасно отдаю себе отчет: если Света придет в РФБ, едва ли мне предложат работу на уровне сборных. В этой ситуации вряд ли возможно какое-то продуктивное взаимодействие. Со стороны Светы, не с моей. Я готов и дальше работать на благо российского баскетбола.
Отдел спортигр