На вопросы "СЭ" ответил новый главный тренер "Нижнего Новгорода" – молодого российского клуба, которому осенью предстоит дебют в Евролиге.
Игроком Багатскис был уникальным. Одновременно и снайпером от Бога, и "читальщиком" игры на несколько ходов вперед. На таких собираются полные залы, от таких не спят ночами тренеры соперников. Кроме того, Багатскис даже в самые сложные моменты сохранял не только убийственное хладнокровие, но и отменное чувство юмора. До сих пор перед глазами картинка, когда после столкновения с Маркусом Брауном получивший фол латыш предлагал арбитру пощупать его не самый внушительный бицепс. Мол, если я такой слабенький, а он – такой здоровый, то как я его мог "уронить"?
ДАЖЕ НЕ СПРОСИЛ О ЗАРПЛАТЕ
– Долго раздумывали, получив предложение от "Нижнего"?
– Честно? Даже не спросил, какая у меня будет зарплата… На самом деле, я не думал менять клуб, поскольку имел действующий контракт с "Будивельником". Но после того, как киевлянам не дали места в Евролиге, получилось так, что я стал свободным агентом. И буквально через пару дней последовал звонок из Нижнего Новгорода. Контракт подписал сразу же. Я постоянно слежу за российским баскетболом, меня многое связывает с вашей страной – и как игрока, и как тренера. Естественно, тот фурор, который произвел в минувшем сезоне "Нижний" и в Лиге ВТБ, и в Кубке Европы, не мог никого оставить равнодушным. Говорил со многими коллегами из разных стран – все в полном восхищении от игры волжан.
– "Нижний" задрал планку достижений так высоко, что удержаться на прошлогодних позициях клубу будет очень нелегко. А скажут – виноват тренер. Не боитесь?
– Меня трудно чем-то испугать. В позапрошлом году "Будивельник" не обладал каким-то сумасшедшим составом. Номинально команда считалась четвертой-пятой по силе в украинском чемпионате. Но мы смогли выиграть золото! И одновременно – дойти до полуфинала Кубка Европы. Моя философия такова: упорный труд, самоотдача, позитивная атмосфера в раздевалке и жесткая борьба на паркете всегда принесут плоды. Ну и, конечно, очень важна госпожа Удача. В любом случае, я не собираюсь сейчас бить себя кулаком в грудь, как Тарзан, и кричать на все джунгли: "Мы всех порвем в Евролиге!" Когда у тебя в соперниках такие монстры, как ЦСКА, "Реал", "Барселона", "Фенербахче", это было бы по меньшей мере наивно.
– Ряд стержневых игроков "НН" уже покинули команду…
– Да, несколько россиян ушли. Кто-то скажет – на повышение. Но если игрок хочет сидеть в суперклубе на лавке и получать большие деньги, я не считаю это повышением. Это просто его право. Не собираюсь никого осуждать, но на площадке в любом случае побеждают не деньги, а живые люди. Те, кто больше хочет выиграть. Просто надо верить в свой шанс. А когда он появится – хвататься обеими руками. Могу обещать, что мы будем играть в жесткий, агрессивный и быстрый баскетбол. И самое главное – очень надеюсь, что он будет еще и умным. Тогда наша игра и самоотдача не оставят зрителей равнодушными. Каждый матч – как праздник! Для моих игроков баскетбол должен быть не тяжелой повинностью, а наслаждением. При таком подходе хороший результат обязательно будет.
…Я долго говорил с Сергеем Пановым (министр спорта Нижегородской области, в недавнем прошлом – генменеджер "НН". – Прим. "СЭ") о комплектовании команды. Стержень у "Нижнего" в любом случае остался – качественный и мощный. Но, само собой, многое будет зависеть и от того, насколько удачную селекцию мы проведем. Все-таки Евролига – это очень серьезный турнир, и нам непременно нужно усиливаться.
ЗАВИДУЮ ПАШУТИНУ
– За свою тренерскую карьеру вы поработали чуть ли не во всех республиках бывшего СССР – Латвии, Литве, Грузии, Украине, России. А будучи игроком выступали в Норвегии, Франции, Польше. Откуда такая тяга к перемене мест?
– (Смеется.) Вот только не надо меня спрашивать про чемпионат Норвегии! Это было очень, очень давно. Все забыл. Вообще, я уже не помню, каким был игроком. Помню только, что в каждой новой стране было интересно. Когда стал тренером, мне казалось очень важным передать свой опыт молодому поколению. Да, где-то приходилось идти на какие-то компромиссы. Тем не менее во всех клубах, где я работал, удавалось выполнять задачи, которые ставило руководство. Опять же: для меня самое важное – не контракт, а сама работа. Мой труд доставляет мне искреннее наслаждение. Для кого-то тренерство – это бизнес. А для меня – почти как хобби, наверное. Во всяком случае, я не воспринимаю свою профессию как средство заработать все деньги мира.
– Для вас переход из игроков в наставники получился сложным? Вы ведь работали в "Жальгирисе" играющим тренером.
– Я допустил тогда ошибку. Каунасцы мне предлагали хороший контракт как игроку. И я еще несколько лет мог побегать на высоком уровне. Пока есть силы, надо играть, сейчас я это отлично понимаю. Но в тот момент настолько соскучился по дому, что решил вернуться в Латвию. Где и возглавил рижский "Баронс". Но, с другой стороны, совершенно не жалею, что стал тренером. Еще когда играл во Франции и Литве, очень серьезно учился: окончил бакалавриат и магистратуру. Сейчас являюсь кандидатом педагогических наук, работаю над докторской… Конечно, совмещать это с баскетболом непросто, но я стараюсь.
В баскетбол прежде всего играют не руками и ногами, а головой. К сожалению, у меня не было возможности учиться у великих тренеров. Никогда никому не завидовал, но своему хорошему товарищу Жене Пашутину в этом смысле завидую очень! Он работал помощником и у Дэвида Блатта, и у Душана Ивковича, и у Этторе Мессины. А сейчас, набравшись опыта у этих мэтров, ушел в самостоятельное плавание и добился отличных результатов. Искренне желаю ему удачи в сборной России. Вашей национальной команде здорово повезло с новым тренером. Латвия же – гордая, но очень маленькая страна. Приглашать тренеров калибра Ивковича у нас никому не по карману.
УМЕРЕННЫЙ ДИКТАТОР
– Как охарактеризуете свой тренерский стиль? Например, наставник "Химок" Римас Куртинайтис на тренировках регулярно обыгрывает подопечных в разных состязаниях дальнобойщиков. Уверен, и ваши фирменные трехочковые никуда не делись…
– (Смеется.) Нет, игрока в себе я давно убил. А что до тренерской манеры… В Латвии меня называли "умеренный диктатор". Но если честно, считаю, что время диктаторов в баскетболе прошло. К каждому игроку надо находить индивидуальный подход. На кого-то порой стоит накричать, а другого, наоборот, лучше не трогать – он сам лучше всех себя может мотивировать. Когда я работал в "Енисее", был забавный случай. Один игрок – не буду называть его фамилию – как-то сказал: "Тренер! Вы так все здорово объясняете. Но было бы еще понятнее, если бы объясняли матом…" Тогда для меня это было дикостью. Однако скоро я убедился, что он был прав: в России мат действительно работает.
Я хорошо знаю тренера российской хоккейной сборной Олега Знарка. Как-то спросил у него: "Как же так? Неужели, когда я матерюсь, игроки лучше меня понимают?" Знарок посмотрел на меня так, словно я свалился с луны, и ответил: "А разве в России можно по-другому?"
Что ж, нет проблем. Если надо быть грубым – готов быть грубым. Некоторые называют это жесткостью, но для меня это все равно грубость. За последние два года работы на Украине я окончательно понял для себя: любая защита держится на силе воли игроков. В нападении можно задать какое-то общее направление, канву, в рамках которой они могут творить и импровизировать. Но оборона – это тяжелый труд, умение терпеть и самоотдача. Больше ничего. И чтобы заставить команду полноценно защищаться, действительно надо быть жестким. Так что теперь могу материться часами.