ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
15 октября стартует женский чемпионат страны, в котором впервые в истории может выступить экспериментальная сборная России
После провала наших футболистов на ЧМ в Бразилии многие призывали к созданию экспериментальной команды, в которой под руководством Фабио Капелло лучшие российские молодые игроки целенаправленно готовились бы к домашнему мундиалю. Но если в РФС дальше слов дело не пошло, то у российского женского баскетбола такая команда, похоже, действительно появится. Напомним, РФБ планирует сформировать на основе самых талантливых молодых россиянок команду, которая выступала бы под началом главного тренера первой сборной Анатолия Мышкина в элитном дивизионе страны – премьер-лиге. И этот вопрос может быть решен положительно уже 8 октября.
Одновременно к своему дебюту в премьер-лиге готовится Мария Вадеева – 16-летняя центровая, которую многие европейские аналитики называют "новой Марией Степановой". Статистика Вадеевой на триумфальном для сборной России ЧЕ-2014 для игроков не старше 16 лет заставляла тренеров конкурентов хвататься за головы – 17,9 очка, 16,2 подбора, 3,7 блок-шота, 2,0 перехвата, 1,9 передачи! О перспективах Вадеевой и других талантливых российских девушек, выигравших летом Евробаскеты сразу в двух молодежных категориях (U16 и U18), корреспондент "СЭ" расспросил наставницу "золотой" юниорской сборной – Анну Архипову фон Калманович. Которая одновременно является президентом "Спарты&К" – главной на данный момент кадровой кузницы отечественного женского баскетбола.
– Как относитесь к перспективе создания экспериментальной женской сборной?
– Если честно, изначально эта идея представлялась утопической и вызвала со стороны клубов негативную реакцию. Озвучена она была 8 сентября – а уже через пять дней предстоял старт в квалификации Кубка России. Тем не менее, клубы всегда готовы работать на благо российского баскетбола, и поэтому пошли с федерацией на диалог. В общем и целом – создание экспериментальной команды действительно может принести определенную пользу тем российским девчонкам, которые не имеют серьезной игровой практики. Но вопросов все равно множество.
Кто будет финансировать эту команду? Должен ли каждый клуб в обязательном порядке кого-то в нее делегировать? Сохранятся ли контрактные обязательства игроков с теми клубами, которые сейчас имеют на них права? Каким образом и кому будут выплачиваться страховки в случае травм? Как быть с Кубком России, в котором, согласно новому регламенту, примут участие только россиянки – ведь если заявлять их еще и в экспериментальную сборную, у некоторых клубов попросту не хватит игроков с гражданством РФ? В общем, непонятного очень много. Надеюсь, ситуация прояснится 8 октября на очередной встрече с президентом РФБ Юлией Аникеевой.
– Насколько золотые медали российских сборных до 16 и до 18 лет стали прогнозируемыми? Или это, наоборот, сюрприз? И что эти победы означают в ближайшей перспективе?
– Конечно, это колоссальный успех. Давно мы так не доминировали над соперницами. И столь восторженных отзывов о российских девчонках в XXI веке еще не было. Думаю, наши юные чемпионки через несколько лет могут составить костяк первой сборной.
– Но ведь переход из молодежного на взрослый уровень – порой очень серьезная проблема.
– Не надо преувеличивать. Трудность заключается в другом. Просто мы давно уже не Советский Союз. И такого кадрового изобилия, о котором многие еще помнят, в России никогда не будет. Тем бережнее надо относиться к каждой юной звездочке… К сожалению, сегодня для молодежи на первом месте зачастую стоит не возможность прогрессировать, а желание подписать контракт с большим количеством нулей. В результате люди садятся на лавку в топ-клубах, теряют год-два в своем развитии – и после этого прогрессировать уже не способны…
При этом я не согласна с теми, кто считает, будто за Степановой, Артешиной, Корстин, Абросимовой, Рахматулиной, Щеголевой пришло "потерянное поколение". Это не так! Таланта у новой российской волны, тех, кто защищал сборную в последние год-два, хватало. А вот желания развиваться, пусть даже в ущерб финансовым интересам – к сожалению, нет.
– Вы в "Спарте" как с этим явлением боретесь?
– (Смеется.) А мы не можем позволить себе платить игрокам большие зарплаты! Финансовое положение клуба из Видного, еще совсем недавно четыре раза подряд выигравшего Евролигу и воспитавшего для сборной множество классных игроков, весьма незавидное – простите за невольный каламбур. И с каждым годом оно становится хуже. Так, мы вынуждены были расстаться с российскими лидерами команды – Беляковой и Виеру. Но дело даже не в этом. А в том, что необходимо содержать на высоком уровне всю нашу пирамиду детского и юношеского баскетбола. Во многом летние успехи резервных сборных России были достигнуты благодаря энтузиазму, профессионализму и бескорыстию сотрудников и тренеров "Спарты".
– Недавно в Московской области сменился министр спорта. Как обстоит диалог с Романом Терешковым?
– Конечно, мы очень надеемся на содействие областного Минспорта и помощь губернатора Андрея Юрьевича Воробьева. Надо понимать: у нас огромная структура, в которой воспитывается в общей сложности более 300 детей! Без соответствующей помощи города, района, области она не сможет выпускать новых чемпионок и чемпионов. Верю, что летние успехи воспитанниц "Спарты" не останутся незамеченными. Постараемся и впредь держать планку на самом высоком уровне. Увы, но на данный момент наш клуб, как, впрочем, и "Спартак" из Ногинска, по сути вынужден выживать.
– После ухода Беляковой и Виеру кто из молодых звезд получит шанс дебютировать во взрослом баскетболе уже в сезоне-2014/15?
– Мы сделаем ставку на тех, кто прошел через всю нашу пирамиду. Когда почти десять лет назад Шабтай Генрихович фон Калманович приступал к работе в "Спарте", перед ним стояла конкретная задача: вывести женский баскетбол в Подмосковье на новый, очень высокий уровень. А для этого требовались большие победы. Юным талантам нужен ориентир – и поначалу наши девчонки учились у Таурази, Берд, Томпсон, Джексон. Потом – у Виеру, Беляковой. А вскоре, надеюсь, будут брать пример с Намок, Тихоненко…
В первый состав нынешней "Спарты" уже заявлены герои юниорского ЧЕ Маша Вадеева, Даша Колосовская, Рая Мусина. А Ксюша Левченко привлекалась к основе еще в прошлом сезоне. Средний возраст команды – двадцать один с половиной год. И тем не менее, задачи поставлены самые высокие – побеждать в каждом матче.
– На ваш взгляд, Вадеева в ближайшее время будет готова выступать за первую сборную страны?
– Такого сочетания таланта и трудоспособности я не видела никогда. Многие сравнивают Вадееву со Степановой – но это сравнение некорректно. Их игровые манеры принципиально отличаются. У них нет ничего общего, кроме имени. Требования, которые предъявлялись к игрокам 20 лет назад и сейчас, – принципиально разнятся. Вадеева, в отличие от Степановой, может играть на позиции от первого до пятого "номера". Что, конечно, никоим образом не умаляет величия великой центровой…
Уверена, если наша юниорка не снизит требований к себе, то очень скоро начнет настойчиво стучаться в двери первой сборной страны. Может быть, Маша достигнет такого уровня уже к Олимпиаде в Рио… Впрочем, все кадровые решения – прерогатива Анатолия Дмитриевича Мышкина.
Мы, со своей стороны, предоставляем главному тренеру сборной полную и своевременную информацию о наших игроках. Летом, все кандидатки из "Спарты" прибыли в расположение национальной команды по первому зову полностью здоровыми – за исключением затемпературившей Виеру. Собственно, Наташа является прекрасным примером того, как человек за 6 – 7 лет нашей работы последовательно прошел все ступени развития и вырос в лидера сборной. Думаю, со временем по ее стопам могут пойти не только Вадеева, но и Намок, и Левченко, и Киселева, и Рявкина, и Колосовская, и многие другие девчонки, воспитанные в системе Видного.