В прошедшие выходные в Екатеринбурге завершился «Финал четырех» Winline Кубка России, победителем которого впервые стал «Зенит». Уик-энд в столице Свердловской области запомнился не только успехом петербургского клуба, но и переполненными трибунами на всех матчах, большим ажиотажем вокруг события. Своими мыслями о последних событиях в нашем баскетболе и в целом о развитии российского спорта с «СЭ» поделился президент РФБ Андрей Кириленко.
— Что скажете о победе «Зенита» в Кубке России и в целом об организации «Финала четырех» в Екатеринбурге?
— Хочу поздравить сине-бело-голубых с очередным трофеем. Они молодцы, выдали два очень качественных матча. Хотя в финале у них многое не получалось, но за счет характера и самоотверженной игры в защите они смогли сдержать лидеров «Пари НН». Думаю, что все зрители получили удовольствие от такого бескомпромиссного баскетбола. Что касается организации, то «Финал четырех» прошел на высочайшем уровне благодаря Екатеринбургу и нашим партнерам из компании Winline. Такую работу можно ставить в пример.
— Вам не кажется, что ЦСКА и УНИКС зря игнорируют Кубок России?
— Это два наших топовых клуба, и мне очень хочется, чтобы они стали украшением Кубка. Я прекрасно понимаю, что они хотят играть полными составами, но здесь мы не можем терять свою идентичность. Все-таки у Единой лиги свои цели, у РФБ — свои, которые заключаются в том, чтобы российские игроки получали как можно больше игрового времени. И даже несмотря на это, мы пошли на уступки, разрешив двух легионеров (до сезона-2022/23 в Кубке было запрещено использовать иностранных игроков). Мы проанализировали, что не будет драматической разницы, если в составах будет максимум по два иностранца. Все-таки результат достигается минимум за счет шести-семи игроков. Большую пользу все равно получают доморощенные ребята.
На мой взгляд, за последние три-четыре года Кубок России стал гораздо более статусным турниром. Клубы по-другому относятся к этому трофею, к нему стало больше внимания СМИ, многие хотят провести «Финал четырех». Плюс для большинства клубов этот турнир становится спасительным. Не у всех команд хватает глубины, чтобы пройти весь сезон с плей-офф, а формат Кубка позволяет взять медаль в середине сезона. Особенно если у тебя сильный костяк местных игроков. Как у того же МБА, где собраны только россияне.
— Эти клубы могут регулярно выходить в «Финал четырех».
— Безусловно. Конечно, в этом есть свои плюсы и свои минусы, но положительных моментов гораздо больше. Кубок России — это соревнование РФБ, и мы хотим полностью реализовать задачу по поддержке российских игроков. Особенно в отсутствие еврокубков это дает дополнительную игровую практику на высоком уровне.
— Формат с двумя легионерами поддержал и наставник «Зенита» Чави Паскуаль...
— Думаю, он прекрасно понимает проблематику. Испания в свое время также делала большие преференции местным игрокам. Плюс у них есть правило, что иностранец перестает считаться легионером, если отыграл в ACB более пяти лет. Мне кажется, это хорошая инициатива. Я бы поддержал такую смену статуса и в России. Мне не очень нравится, когда клубы часто меняют иностранцев в своем составе. Болельщики просто не успеют привыкнуть. В этом плане хочется похвалить ЦСКА. Да, у них много иностранцев, но, как правило, большинство из них задерживались в России надолго. А есть клубы, которые меняют легионеров как перчатки. Помню, по ходу одного из сезонов через условный «Автодор» проходило по восемь-девять человек...
Второй момент. Когда клуб финансируется на деньги региона, то он должен выполнять задачи и руководства области. Либо устраивать такие шоу, чтобы у тебя на каждом матче был аншлаг, либо задействовать своих воспитанников, которые должны иметь социальный лифт и возможность дорасти до первой команды. К коммерческим клубам вообще никаких претензий быть не может. УГМК, ЦСКА, «Зенит»... Они покупают лучших игроков. Пожалуйста, это личные деньги владельцев команды, они их могут тратить как угодно. Это мое мнение.
— Многие считают, что с такими ограничениями теряется зрелищность.
— Давайте возьмем тот же «Финал четырех» в Екатеринбурге. Накал ничуть не меньше. Возможно, уровень чуть ниже, но это наживная история. Мы никогда не будем по уровню выше, если не будем давать шансы нашим ребятам.
— В Екатеринбург вы прилетели из Челябинска, где завершается строительство новой баскетбольной арены на пять тысяч зрителей. На ваш взгляд, их цель иметь клуб в Лиге ВТБ в течение трех лет — реальная?
— Почему нет? Во-первых, арена действительно отвечает всем современным требованиям. Честно, был впечатлен некоторыми архитектурными решениями. Во-вторых, в области хватает баскетбольных энтузиастов, которые активно работают уже не первый год. Губернатор лично заинтересован в развитии нашего вида спорта, его супруга курирует женскую команду «Славянка». Все компоненты для повышения в классе у них есть. Поэтому если говорить потенциально, то там может получиться крепкий клуб для Лиги ВТБ.
— В каких регионах есть похожие перспективы? Кто вас радует?
— Тут важно сделать разделение по критериям: попадание в Единую лигу или просто активное развитие баскетбола. Насчет первого, думаю, об этом должны говорить руководители регионов, когда у них будет четкое желание попробовать свои силы в элите российского баскетбола, с необходимой инфраструктурой, бюджетом... Если говорить про развитие, то мне очень импонируют Калининград, Архангельск, Владимирская область, где активно развивается женский баскетбол, Сыктывкар, Тверь, где построили один центр уличного баскетбола и один из партнеров хочет делать второй подобный объект в области... Иркутск — очень баскетбольный регион, но не хватает какого-то большого партнера, который забрал бы на себя основную финансовую нагрузку. Красноярск может сделать большой шаг вперед. Они активно поддерживают женский и мужской «Енисей», но не идут дальше этого. Хотя там сильные детские школы, большие традиции.
В целом у нас сейчас основной акцент делается на развитие инфраструктуры. Помимо центров уличного баскетбола, пару недель назад мы разработали проект, целью которого было не уходить в капитальное строительство, а сделать недорогие баскетбольные объекты. Чтобы их себе могли позволить небольшие города.
В него входят два зала, места для раздевалок, полезное пространство, где есть возможность оборудовать тренажерный зал.
И стоимость такого проекта в районе 100 миллионов рублей. Для двух полноценных залов, где могли бы заниматься ребята разных возрастов, это небольшие деньги. К тому же мы как федерация готовы финансового заходить в эти проекты и быть полноценными партнерами.
Еще не могу не сказать про строительство нашего флагманского проекта — центра национальных сборных РФБ во Внуково. Уже в четверг, 21 марта, мы заложим капсулу в фундамент нового сооружения.
— Компанию в Челябинске вам составил экс-капитан сборной России Сергей Моня. Есть желание привлечь его к работе в РФБ?
— С Сергеем и Виктором Хряпой мы обсуждаем это последние лет пять. Двери нашей организации всегда открыты для них. Это две легенды нашего баскетбола, и если у них будет желание работать в направлении детского баскетбола, баскетбола национальных сборных, профессионального, поверьте, мы найдем им позицию. На первых порах прикрепим человека, который показывал бы механику. Все-таки игроков с таким статусом немного, и мы бы хотели, чтобы они оставались в нашей структуре.
Плюс Моня яркий представитель саратовского баскетбола, где сейчас происходят серьезные изменения в связи со смертью Владимира Евстафьевича Родионова, чьей семье еще раз хочется выразить глубокие соболезнования. Сейчас его сын Олег Родионов взял на себя руководство, и у него есть желание многое изменить, дать всплеск «Автодору» и региону в целом. И мне кажется, что Сергей [Моня] мог бы стать катализатором этих изменений и поработать на благо родного региона. Возможно, это был бы интересный следующий шаг после завершения карьеры. Но понятно, что все зависит от его желания. К чему он больше тяготеет.
— Следите за выступлениями Алексея Шведа в Китае?
— Конечно. Я никогда не скрывал, что Швед — это мой любимый игрок в последние 10-12 лет. Помню, я впервые увидел его на сборе национальной команды в 2008 году. Он тогда не попал в итоговый состав, но я подумал — вот этот паренек будет играть на высочайшем уровне. Наглый, резкий, способный поймать кураж и тащить команду на себе. Один из немногих баскетболистов, которых я видел после Сергея Базаревича и Василия Карасева, который может играть с мячом постоянно. Взял мяч, создал момент и все решил.
— В CBA у Алексея один трипл-дабл за другим. Можно подумать о возвращении в НБА?
— Если он чувствует в себе силы, то почему бы и не попробовать? Швед не будет лишним ни в одном клубе НБА. Хотя годы, наверное, берут свое. В Китае с физической точки зрения ему должно быть комфортнее. Очень хочу, чтобы «Шаньси» Алексея вышел в плей-офф.
— В сентябре нас ждут Игры дружбы, к которым готовятся обе национальные сборные. Есть понимание, с кем они будут соперничать?
— Мы разослали приглашения, но пока не получили подтверждения. Многие на словах с удовольствием едут, но без официальных документов я не готов ничего анонсировать. Наша задача, чтобы команды были с разных континентов. Приоритет тем, кто находится выше в рейтинге, чтобы баскетбольные турниры в рамках Игр дружбы прошли в высокой конкуренции. При этом мы прекрасно понимаем нынешнюю обстановку, по политическим причинам многие страны просто не смогут приехать в Россию.
— На этой неделе футбольная сборная России играет с Сербией в Москве. Может быть, это поможет и в приглашении сербской сборной по баскетболу на Игры дружбы?
— Посмотрим. Это деликатный момент. Одно дело товарищеский матч, другое — крупное международное событие. Многие не понимают, какая будет реакция общества, если они согласятся приехать. Для кого-то важна финансовая составляющая, у кого-то уже есть планы на сентябрь, кто-то не сможет собрать конкурентную команду в этот период... Много факторов. Поэтому сейчас идет большая организационная работа. Как будут результаты, мы сразу о них сообщим.
— К сожалению, мы пропускаем Олимпийские игры-2024. Большой удар, особенно по баскетболу 3х3, где четыре года назад мы завоевали два серебра?
— Последние четыре года очень сложные для нас. Начиная с пандемии коронавируса в 2020-м. В 2021 году все вернулись к международным стартам, но в 2022-м у нас началась политическая изоляция. Тот факт, что мы не участвуем в международном поле, — это колоссальный удар по уровню баскетбола, огромный минус. Тут спорить даже бесполезно. Но даже в таких обстоятельствах нужно искать позитивные моменты.
Сейчас у нас есть уникальная возможность обратить внимание исключительно на себя. На свои внутренние чемпионаты. Какие сильнейшие чемпионаты в мире ты знаешь в баскетболе, хоккее, футболе?
— НБА, НХЛ, Лига чемпионов...
— Я бы поправил так: НБА, НХЛ, английская премьер-лига (АПЛ). Это все внутренние чемпионаты. Их не волнует, что происходит вокруг. Олимпиада — это второсортный турнир для НБА и НХЛ. Сами знаете, с каким большим трудом эти лиги отпускают туда своих игроков, а чаще не отпускают. Для клубов АПЛ приоритет не Лига чемпионов, а победа во внутреннем чемпионате. Болельщик хочет видеть свой клуб лучшим в стране и только потом все остальное. Когда у тебя национальный чемпионат — это ключевая история, это дает мощнейший толчок развития по всем направлениям. Мы же в последние годы относились к внутренним турнирам потребительски. Основная задача баскетбольного ЦСКА — выиграть Евролигу, футбольного «Зенита» — выйти из группы в Лиге чемпионов... Сейчас у нас есть возможность это изменить.
Если говорить про баскетбол, то посмотрите, какая великолепная конкуренция в Единой лиге последние три года. Я с удовольствием смотрю матчи. Практически в каждой игре драматичная развязка, маленькие команды обыгрывают большие, многие матчи проходят при аншлагах. В женском чемпионате заметно повысился уровень борьбы. На чемпионство претендует несколько команд, российские девушки заметно прибавили. Появляется много молодых талантов, получающих игровое время на уровне премьер-лиги. Это хорошо и для чемпионата, и в потенциале для национальной сборной. Когда закончатся санкции, то в распоряжении тренера будут не баскетболистки, которые играют по пять минут, а девушки, способные решать исходы игр.
Да, кажется, что уровень немного упал. Но так ли это важно зрителям? Во-первых, у нас не так много специалистов, которые разбираются в тонкостях. Во-вторых, всегда приятнее следить за своими. Поэтому пока такое смутное время есть, надо этим пользоваться на все 100%. И делать максимальный акцент на себе. Почему инфраструктурные проекты получили у нас такую поддержку, почему наши регионы ожили? Потому что внимание стало переключаться с международной повестки на внутреннюю. И появилось огромное количество возможностей, чтобы спорт оживал в регионах.