Валерий Лиходей
Родился 23 ноября 1986 года в Ростове-на-Дону.
Выступал за клубы ЦСКА, ЦСК ВВС, “Триумф”, петербургский “Спартак”, “Локомотив-Кубань”, УНИКС, “Химки”. В 2017 году уехал за рубеж, играл за литовский “Невежис”, итальянскую “Орландину”.
С сезона-2018/19 защищает цвета польского “Анвила”, который сегодня стартует в финальной серии чемпионата Польши против “Польски Цукер” из Торуни. В полуфинале команда Лиходея выбила “Арку” 3:2, проигрывая 0:2 в серии.
Обладатель Кубка Европы (2013), серебряный призер Универсиады (2009), неоднократный серебряный призер Единой лиги ВТБ.
Валерий Лиходей много лет выступал за российские топ-клубы и вызывался в сборную России, но на больших турнирах в последний момент его отцепляли от итоговой заявки. Сейчас 32-летний баскетболист обосновался в Европе и сегодня стартует в финальной серии чемпионата Польши. Со статистикой у россиянина все в порядке – 11,5 очка за игру и пятый показатель “+/-” во всей лиге. Но с Валерием оказалось интересно поговорить не только о баскетболе, но и о других сферах жизни – за словом он в карман точно не лезет.
– Валерий, ваша команда только что вышла в финал с 0:2 в серии. Как настроение?
– Выиграли, кайфанули, целый день были, так скажем, на хайпе, и после этого пару дней отходили. Вот сегодня только вернулись в чувство. Финальная серия уже по сути началась, сейчас готовимся, шлифуем мелочи.
– На хайпе – это значит, что вы хорошо погуляли?
– Скорее просто настроение веселое было.
– Вы в четвертом матче проигрывали “минус 13”. Что у вас в команде вообще происходило в момент, когда вы были на волоске?
– Да ничего сверхъестественного. Ждали, пока они устанут, отстрадают фигней своей. Потому что у “Арки” есть такая фишка – забьют пять трехочковых подряд, начинают пальцы загибать и теряют нить игры. Этого момента мы и дождались.
– Вам свой сезон в целом нравится? 11,5 очков за игру – кажется, это чуть поменьше, чем было в предыдущих командах.
– Да ты что, какие очки? Я получаю удовольствие от баскетбола, от жизни. А очки – бывают игры по 30 очков, бывают по нулям, задачи же разные. Иногда с периметра обыгрывать, иногда внутри. У нас стабильно чередуются бомбардиры, в этом нет проблемы. Главное, что провожу на площадке по 30 минут и очень полезненько так, я бы сказал.
– Вне площадки тоже все нравится?
– Да, уровень жизни явно получше нашего. Я вот как-то езжу, и никаких алкашей валяющихся не вижу. Жена, правда, говорит, что видит изредка, но мне не попадались. Все чисто, продукты качественные, прямо вкусно, люди все довольные. Спрашивал у ребят про местную минимальную пенсию – 1200 злотых, это где-то 20 тысяч рублей. А цены кое-где даже ниже. Чувствуешь разницу, да? С нашей ситуацией не сравнить.
– К баскетболу внимания больше, чем в России?
– У нас билет стоит 1200 рублей, и мест нет! Как открывается касса, все сразу раскупается. Чтобы попасть на игру, нужно занять место в очереди. Почти 5 тысяч зрителей на каждом матче.
– Значит ли все это, что вы собираетесь остаться? Или продолжить турне по Европе? Или есть предложения из России?
– Летом были разговоры о России, но… кто-то, видимо, меня там не любит. (смеется) Не складывается. Были и топ-клубы Единой лиги ВТБ, и из нижней части. Но российские клубы русским не доверяют. И предлагают небольшие деньги, еще и без гарантии, что ты будешь играть. А уехав в Европу, можешь заключить хороший контракт в евро, и время получать.
Я не против вернуться в Россию, но о нынешнем выборе не жалею. Есть минусы, да. Больших торговых центров нет, как у нас. В воскресенье некуда пойти – все закрыто. Но отношение доброе, все здороваются. Сняли квартиру, вышли на улицу, а тебе все – здравствуйте, день добрый. И ты думаешь: “Что происходит-то вообще?” А когда адаптируешься, понимаешь, что это и есть правильное человеческое отношение. Кайфово здесь, в общем.
На дорогах остановятся, пропустят, если торопишься. Все красивые, в жилетах на велосипедах ездят, чтобы видно было. Все по правилам. Королем дороги себя чувствуешь! С экологией хорошо, хоть и рядом завод, но воздух свежий. (слышится голос ребенка)
– Не сложно еще и успевать за ребенком ухаживать, выспаться удается?
– Усталости точно нет, наоборот, когда приду домой, вижу его, сразу всю усталость снимает. Ну и жена помогает, конечно. Ему уже год, скоро бегать начнет.
А где позитив в стране?
– Есть мнение, что поляки не очень хорошо относятся к России. Заметили это отношение?
– Не сказал бы. Это особо никому не интересно. Краем уха слышишь, мол, то мы на Грузию нападем, то Крым отберем. Но обсасывать это никто не собирается. Всем по барабану, русский ты или еще кто-то. Мы “Калинку-Малинку” после каждой игры с фанатами поем. Меня еще и ”Калашниковым” прозвали, мол, так же бросаешь трехочковые, как он стреляет. Разве это плохое отношение?
– За тем, что в России происходит, активно следите?
– Когда в России живешь и смотришь телевизор, кажется, что все классно. А когда из-за границы за всем этим следишь и открываешь интернет, читаешь новости – происходящее в России выглядит страшно, если честно. Думаешь: “А где позитив в стране?” То пенсионный возраст поднимают, то валежник разрешат собирать… Это вообще что, нечем заняться? В Думе 450 человек, получающие по полмиллиона в месяц, обсуждают, можно ли людям сухие ветки собирать? Я считаю, это бред какой-то.
– Для российского спортсмена ваши слова звучат смело. Почему у нас в спорте такое редко говорят?
– Да как обычно у нас, все боятся. Скажешь что-то плохое про бывший клуб – туда больше не возьмут. Скажешь про политику – жить нормально не дадут, найдут к чему придраться. Даже если у тебя все хорошо. Настолько законы хорошие, что можно найти, в чем обвинить, и потом не отобьешься. Слышал, там приняли новый закон о неуважении к власти, так ведь он называется?
– Да, есть такой, уже действует.
– А мне кажется, это ненормальная ситуация. Получается, народ – слуга избранников, а не наоборот. Не знаю, как можно этого не замечать.
– Возвращаясь к баскетболу. За последние 10 лет он прогрессирует или стоит на месте?
– Давай разделим клубный баскетбол и сборную. Клубный – конечно, потому что во всех топ-турнирах наши команды участвуют. Вот за “Финалом четырех” внимательно следил. Никита Курбанов на всех русских 5 очков набрал. Но выиграл вроде бы русский клуб, да? Хочется, чтобы было больше доверия своим. Это только мое мнение, я не владелец клуба, которому нужен позарез результат.
Просто захожу я в раздевалку на следующий день после финала, а все смотрели. Меня поляки и иностранцы поздравляют, я говорю – спасибо, спасибо. А следующий вопрос: “У вас там русские-то вообще играют?” Становится не по себе, неприятно на душе.
– Если будут играть русские вместо Родригеса и Де Коло, то результаты пропадут?
– Думаю так – пусть несколько лет их не будет, ладно. Но мы все-таки умеем играть, победы придут. Только что смотрел “Химки” – УНИКС, русские рвут задницу, в каждом моменте сражаются. Нет вот этих танцев, кривляний после удачного броска. Показухи, как у братьев Боллов в Литве было. Все там от этого плевались. Люди тупо пытаются свои кроссовки бестолковые продвинуть или пропиариться. В Польше тоже есть такие товарищи, и антигерои, и герои. Лига-то неплохая, все круто, по-домашнему, что ли. Финансирования безумного нет, как у нас, с бюджетом в несколько миллиардов рублей. Тут вся лига столько стоит, наверное. Но все залы битком.
– Чемпионат мира уже скоро. Шансов на ваш вызов, конечно, почти нет, но теоретически если бы Сергей Базаревич завтра позвонил, поехали бы?
– Теоретически – поехал бы, но фактически – я сомневаюсь в звонке. Базаревич мне никогда не звонил. Так что если что-то и будет, то я скорее в интернете увижу, что вызвали. (смеется) До этого всегда так и было, что с Блаттом, что с Пашутиным.
– Верите в нынешнюю сборную, что ей по силам повторить результат 2010 года?
– Я бы очень был рад. Даже если не буду принимать участия, буду болеть изо всех сил, смотреть все матчи. Состав очень неплохой, единственное что – мало игровой практики в течение сезона у ребят. Пятерка наберется, а с замены будут те, кто почти не играл. Но по именам все хорошо. Все должно получиться.