Майк Джеймс — самый низкий игрок в истории ЦСКА. В аэропорту болельщики редко берут у него автографы, ведь с ростом 1,83 сантиметра его никто не принимает за баскетболиста. Тем не менее, американский защитник — действующий обладатель приза Альфонсо Форда. Лучший снайпер Евролиги в прошлом сезоне набирал в среднем почти по 20 очков за игру, но не вписывался в схему нового тренера «Милана» Этторе Мессины. В свое время итальянец завоевал с ЦСКА евротитулы в 2006 и 2008 году, а в это межсезонье напрямую поспособствовал переезду 29-летнего американца в Москву. После сверхрезультативного сезона у того наверняка были предложения и из НБА.
— Почему остался в Европе? Эту историю я не очень хочу рассказывать, — признается Джеймс с улыбкой. — Просто так получилось. Вообще Приз Альфонсо Форда — трофей для лузеров. Я действительно рад быть в ЦСКА, это большие возможности. Здесь многого ждут от игроков. Это и понятно, ведь ЦСКА — один из величайших клубов Европы.
— Готовы в ЦСКА выдавать такую же результативность, как в «Милане»?
— Я сделаю для этого все, что от меня зависит. В прошлом сезоне в «Милане» было много травм, поэтому каждому из здоровых приходилось выкладываться значительно больше обычного. Надеюсь, у нас в ЦСКА не будет столько повреждений, и мы проведем полноценный здоровый сезон. Я настроен забивать, но вряд ли получится в таком объеме, как в прошлом сезоне.
— Летом вы играли за команду Кайла Хайнса на предсезонном турнире. Благодаря ему вы и оказались в ЦСКА?
— Мы с Кайлом общались несколько лет до того, как я сюда переехал. Мы всегда хотели играть вместе, именно поэтому я и выступал за его команду на том турнире. Он из таких парней, с которым хочется тусоваться, классный баскетболист и лидер. Мы даже не рассчитывали, что можем оказаться в одном клубе, только шутили об этом. Теперь мы — в ЦСКА, и это нужно использовать.
— Прошлый состав армейцев триумфом в Евролиге задал высокую планку. Это сильно давит?
— Это почти ничего не значит для меня, совершенно не беспокоит. Я играл за клубы, где давление было намного сильнее. Я и сам давлю на себя больше, чем кто-то другой. Жду, что буду играть классно в каждом матче. Знаю, что приехать в Москву — большой шаг. От меня и от команды многого ждут. Мне нравятся такие ситуации, потому что в них ты всегда отдаешь всего себя игре.
— В ЦСКА много талантливых парней, как вы, но баскетбол — игра командная. Тренер уже определил вашу роль на площадке?
— В «Милане» два наших ключевых игрока вылетели в самом начале сезона, и мне пришлось делать гораздо больше, чем от меня ждали. Сейчас тренер Итудис попросил меня быть агрессивнее, действовать в привычной манере. Конечно, я не получу здесь столько минут, как в «Милане», и на мои плечи не свалится такой груз ответственности. В ЦСКА я могу чувствовать себя свободнее, не придется каждое владение пытаться сотворить волшебство.
— В «Химках» играет Алексей Швед, и многие сравнивают вас из-за большого количества бросков и дуэли в гонке снайперов Евролиги. Вы с ним похожи?
— Мне кажется, совсем не похожи. Нас стали сравнивать после прошлого сезона, когда и я, и он набирали много очков. Швед бросает очень много трешек, и он, кстати, неплох в этом. Мы с ним разные, но люди все равно будут сравнивать и ждать похожих действий. В принципе, мне без разницы, с кем кого сопоставляют, невозможно контролировать мнение каждого. Мое мнение: мы с Шведом абсолютно разные.
— Слышал, что и вы, и Швед не очень хороши в защите. Собираетесь расти в этом компоненте в новом сезоне?
— Странно слышать это, ведь до прошлого сезона, когда я не проводил на паркете каждую секунду, меня обычно выпускали обороняться против лучшего игрока соперника. Считался одним из лучших защитников. Фантастика, как один сезон может так сильно поменять мнение о тебе! Пять лет в Евролиге все было окей, а после шестого все заметили, что я плох в защите! А мне кажется, я хорошо защищаюсь.
— Что вы слышали о России? Сколько медведей с водкой и балалайкой увидели на улицах Москвы?
— (Улыбается.) Шесть лет я играл против ЦСКА и «Химок» в Евролиге. Каждый раз, когда я приезжал в Россию, тут всегда был снег. О России я знал немного, но жить здесь — это совсем другое дело. Город огромный. С каждым днем он раскрывается и становится дружелюбнее, чем казалось сначала. Пока единственная проблема — это холод, но я к этому привыкну. Уже приоделся в теплую куртку.
— Утепляться вы не привыкли, ведь выросли в солнечном штате Орегон. Как начали играть в баскетбол на улицах Портленда?
— Если честно, я переиграл почти во все игры. Когда ты маленький, вместе с друзьями занимаешься любым спортом — футболом, баскетболом, бейсболом. Тебе без разницы. Просто продолжаешь играть и растешь, но однажды понимаешь, что-то одно получается лучше, чем другое. Никогда не думал, что стану профессиональным баскетболистом. Максимум — что поступлю в колледж со спортивной стипендией. Из этого вдруг вышло: «Ну ладно, попробую играть профессионально» а потом: «Может, я хорош в этом и могу зарабатывать своей игрой». Никогда не знаешь, до чего сможешь дорасти. Меня до сих пор удивляет происходящее со мной.
— Кто был вашим кумиром в детстве?
— Когда растешь, следишь за великими игроками, но тогда это больше похоже на сказку, которая сбывается одна на миллион. В моем топе были Аллен Айверсон, Трейси МакГрейди, Майкл Джордан. Смотришь на них и даже не задумываешься, что когда-нибудь станешь хотя бы наполовину так же хорош, как они. Просто работаешь над собой, своей игрой, а потом однажды просыпаешься в России. Как-то так (улыбается).
— Российские фаны много ждут от лучшего снайпера Евролиги. Что им скажете?
— Фанаты ЦСКА исторически привыкли к победам. В такой команде не получится играть на среднем уровне, нужно показывать максимум. Надеюсь, в каждом матче за нас будет болеть большая толпа, а мы будем побеждать ради фанатов как можно чаще. Никто не давит на меня так, как я сам, надеюсь, у меня, и команды все получится.
— В России на вас уже повесили ярлык, но мнение других вас не сильно волнует. Вы играли в Греции, Италии, Басконии, дома в США. Где самые безумные болельщики?
— Точно в Греции. Там очень страстные фанаты, там баскетбол — спорт номер один. В России он вряд ли даже второй по популярности. У вас ведь сначала идут футбол и хоккей, так? В Греции баскетбол как религия, все им интересуются, фанаты там иногда просто безумные.
— Выступая в Италии, вы выложили видео визита полиции в ваш дом. Будете активно вести соцсети и в России?
— Я достаточно активен, мне нравится оставаться в теме. Конечно, я — не самый популярный человек на свете, но стараюсь развлекать своих фанатов своим контентом. У меня все-таки есть поклонники, поэтому стараюсь отвечать им как можно чаще. Они хотят общаться с кумирами, на их месте я бы хотел, чтобы мне отвечали, так что стараюсь удовлетворять их запросы.