11 февраля 2008, 01:20

Альбина Ахатова: "Я была в шоке!"

     Для олимпийской чемпионки Турина-2006 Альбины Ахатовой субботний спринт был всего лишь 5-й гонкой после почти двухгодичного перерыва. Тем не менее впечатление было такое, как будто знаменитая спортсменка никуда и не уходила.

     - Перед нынешней гонкой волновались, наверное, как перед стартом на Олимпийских играх? - спросила я Ахатову через несколько часов после ее серебра в спринте.

     - Не стоит сравнивать эти два события. Чемпионат мира и Олимпийские игры - турниры слишком разные. Впрочем, сегодня я, естественно, волновалась, ведь это был мой первый по-настоящему важный старт после большого перерыва. Вы же знаете, что сезон начинался для меня сложно: очень поздно приступила к серьезным тренировкам, постепенно входила в необходимый ритм, а выступать и вовсе начала только в январе. К тому же первые мои старты были, откровенно говоря, не слишком удачными.

     - Ваши 38-е, 34-е, 30-е и 22-е места действительно обескураживали зрителей. Не привыкли мы с таким вашим результатам.

     - По правде сказать, я сама не ожидала, что сегодня все так удачно сложится. Рада не только своей скорости на лыжне, но и стрельбе. Как раз за нее волновалась больше - в Кубке мира промахов было довольно много.

     - Высокая скорость на лыжне далась вам явно нелегко. На финише вы упали без сил и долго не могли восстановиться. Что случилось?

     - Подобное состояние у меня бывает часто, в особенности после спринтерских гонок, где скорости максимальные. Причина вот в чем: во время бега поднимаются и пульс, и давление, сердце работает с максимальной нагрузкой, а после финиша, когда резко останавливаешься, сердце будто бы перестает работать. Уж и не помню, как это называют медики, - кажется это какой-то там шок. Происходит следующее: у меня резко падает давление, и я почти падаю в обморок. Сегодня после спринта минут 40, кажется, приходила в себя, нюхала нашатырь.

     - Неужели, зная об этом, вы тем не менее получаете удовольствие от гонок?

     - Я получаю его от тренировок. Во время гонок спортсмену приходится слишком тяжело, какое уж тут удовольствие. Гонка это борьба с самим собой, хотя, признаться, это состояние мне не очень нравится.

     - Говорят, что спорт - это наркотик. Думаю, это верно. Я занимаюсь спортом с самого детства, лет с шести, а значит, в тренировках прошла вся моя жизнь. Меня часто спрашивают: почему я вернулась в биатлон, в чем моя мотивация? На это у меня есть ответ: спорт - это работа, которую я умею делать профессионально.

     - После серебра в спринте, наверное, хочется и других медалей?

     - Мне сейчас ничего не хочется... Думаю лишь о том, что очень благодарна тренерам, которые вошли в мое положение и допустили к гонкам Кубка мира, несмотря на мое тогдашнее, отнюдь не оптимальное, физическое состояние. Без тех стартов не было бы сегодняшней медали.

     - Вы спортсменка опытная. Наверняка знаете, что будет самым важным для успеха в гонке преследования?

     - В гонке с четырьмя огневыми рубежами ключевым фактором всегда является качество стрельбы.

     - Вы ведь считаетесь мастером индивидуальной гонки, где также надо закрыть четыре мишени. Перед началом чемпионата планировали показать максимальный результат именно в ней?

     - Я всю карьеру делаю ставку на "пятнашку". Стреляю стабильно, что при штрафе в минуту чрезвычайно важно. Но в этом сезоне я еще не бежала ни одной индивидуальной гонки, так что не знаю, как она для меня здесь сложится на чемпионате мира.

     - Вы тренируетесь и выступаете вместе с молодыми подругами по команде. Можно даже сказать, что со спортсменками другого поколения. Есть ли между вами различия?

     - Я об этом как-то не задумывалась. По-моему, ничем эти девчонки не отличаются. Все упорные, амбициозные, голодные до борьбы и побед. Посмотрите, какая борьба была за место в команде на этот чемпионат!

     - Вы уже вернулись в большой биатлон. То же самое, как известно, хочет сделать Ольга Пылева. Как вы относитесь к тому, что она будет стартовать на чемпионате Европы без отбора?

     - Если Ольга сейчас готова, то почему бы не дать ей возможность выступить? С другой стороны, это вопрос тонкий, и я, не зная всех обстоятельств, могу говорить лишь о том, как сама вела бы себя в такой ситуации.

     Я не любительница занимать чужое место, провоцируя разговоры: мол, зачем выходить на старт, когда бежишь плохо? Есть девушки, которые прошли отборочные старты, готовились, а в состав команды не попали. Им может быть обидно. Но если бы я знала, что нахожусь в отличной форме, то мечтала бы о том, чтобы мне разрешили стартовать. В этом случае надо бежать и бороться!

     А вот что сказала Альбина вчера - после финиша гонки преследования:

     - Очень рада еще одной медали, пусть и бронзовой. Особенно приятно, что мне удалось справиться со стрельбой. Стреляла я, конечно, очень медленно. Протоколы пока не смотрела, но кажется, что только на огневых рубежах потеряла секунд 40. В принципе могла попытаться сократить время пребывания на стрельбище, но тогда не факт, что смогла бы чисто пройти все четыре рубежа.

     - Практически всю гонку вы прошли рядом с Юрьевой, но в итоге проиграли ей. Что по этому поводу чувствуете?

     - А я за Екатерину очень рада! Она в отличие от меня стреляла не только точно, но и очень быстро. Поздравляю ее!

     - Подведем предварительные итоги. Две гонки чемпионата мира, две медали. Как в этом свете объяснить ваши неудачи на этапах Кубка мира?

     - Так ведь я вам уже объясняла, что прежде была просто не готова показывать высокую скорость. Плюс ко всему, и это очень важный момент, я долго не занималась лыжами, хотя в прежние годы тратила на это очень много времени. Искала лыжные пары на различную погоду, на структуру снега. А в этом году все пришлось делать в пожарном порядке - в том числе и во время кубковых гонок.

     Лина ХОЛИНА

     Остерсунд