Во вторник на заседании совета Союза биатлонистов России была озвучена новая концепция подготовки национальной сборной.
ДВЕНАДЦАТЬ
Россия всегда и во всем выбирает свой, особенный путь. Не стал исключением и отечественный биатлон - в самом начале дороги к Сочи-2014 руководство Союза биатлонистов России в лице его главы Михаила Прохорова решилось на смелый и рискованный эксперимент, кардинально изменив подход к формированию тренерского штаба. Из триумвирата Владимир Барнашов - Владимир Аликин - Александр Селифонов свой пост сохранил лишь главный тренер Барнашов, тогда как должности старших тренеров оказались упразднены.
Примечательно, что столь радикальные изменения произошли как раз в то время, когда ряд ведущих сборных, наоборот, предпочли вернуться к концепции "тренера о трех головах". Так, в Германии впервые за долгое время открыли вакансию координатора обеих команд, которую тут же занял многолетний шеф женской бундестим Уве Мюссиганг. А в Швеции после неудачи на Играх-2010 приняли решение ограничить полномочия многоопытного Вольфганга Пихлера: немецкий специалист теперь работает только с прекрасной половиной сборной, а помимо него у скандинавов будут главный тренер и старший тренер мужчин.
Впрочем, на месте трех отрубленных старых голов (помимо Аликина и Селифонова команду покинул и ее многолетний специалист по стрелковой подготовке Андрей Гербулов) у российского биатлонного Змея Горыныча выросло сразу 12 новых.
На практике этих голов будет еще больше. Помимо Барнашова, который фактически превратится в главного координатора и аналитика, с каждой из команд будет работать по четыре специалиста. У мужчин это Валерий Медведцев (функциональная и техническая подготовка), Михаил Ткаченко (стрелковая подготовка), Евгений Колокольников (функциональная подготовка) и Юрий Преображенцев (научно-методическая подготовка). У женщин - соответственно Сергей Ефимов, Сергей Коновалов, Александр Хованцев и Дмитрий Шукалович.
Компания разношерстная: что по статусу, что по возрасту, что по степени известности широкой биатлонной публике. Предполагается, что формально права у всех тренеров будут равными - каждый станет выполнять свои обязанности. Более возрастные специалисты должны помочь молодым тренерам своим богатым опытом. А задачи поколения next обрисовал Барнашов: "У молодых специалистов более пытливый ум, они хотят учиться, придумывают что-то новое. С современными источниками получения информации они на "ты". Им лучше удается следить за соперниками и последними тенденциями развития биатлона".
Логично? Вполне. Но и это, как говорил персонаж известного рекламного ролика, еще не все. Помимо великолепной восьмерки к работе со сборной подключатся еще трое. "Мы обратились к нашим великим спортсменам, и те согласились помочь в качестве тренеров-консультантов!" - торжественно сообщил Барнашов. Речь - о Владимире Драчеве, Сергее Чепикове и Галине Куклевой, чьи имена еще недавно гремели на весь биатлонный мир.
ТРИНАДЦАТЫЙ
Джокером в этой солидной колоде Прохорова стал знаменитый в прошлом норвежский лыжник Томас Ольсгорд - пятикратный олимпийский чемпион и шестикратный чемпион мира. Разговоры о том, что тренерский штаб укрепит специалист из-за рубежа, начали ходить еще до Игр-2010, но в то время в сборную России настойчиво сватали уже упомянутого Пихлера. Однако от поисков биатлонного Гуса Хиддинка в СБР, по словам исполнительного директора союза Сергея Кущенко, предпочли отказаться, решив привлечь иностранца исключительно в качестве консультанта по лыжной подготовке, которая, как давно известно, у отечественных биатлонистов несколько хромает.
Ольсгорд из всех тренеров-легионеров, с которыми велись переговоры, почти идеально соответствовал требованиям СБР. Во-первых, звонкое имя: в довесок к россыпи титулов в послужном списке норвежца значится сотрудничество с самим Оле Эйнаром Бьорндаленом, который, кстати, уже прокомментировал новое назначение бывшего наставника, отметив, что русские вытащили счастливый билетик. Во-вторых, Ольсгорд молод, ему всего 38, то есть он подходит под прохоровскую концепцию омоложения тренерского штаба. В-третьих, свободен от каких-либо обязательств, подрабатывая в качестве эксперта на телевидении, охотно согласился поработать с россиянами, а его финансовые запросы устроили СБР.
Скорее всего, соглашение с Ольсгордом будет подписано на этой неделе. Причем его принципиальное согласие уже давно получено, а проволочка связано с тем, что кандидатура должна была получить одобрение членов президиума СБР. К счастью, у большинства из них новость о приходе в сборную варяга отторжения не вызвала.
ПРАВ ЛИ БЫЛ КРЫЛОВ?
Но чем обернется такое многовластие? Воплотится ли в жизнь пословица про то, что одна голова хорошо, а тринадцать (как в нашем случае) - лучше, или придется вспоминать басню про лебедя, рака и щуку? Нелегко поверить, что стар и млад быстро найдут общий язык (конфликт отцов и детей еще никто не отменял) и что талантливые и честолюбивые люди спокойно разделят сферы влияния и будут беспрекословно соблюдать очерченные границы. Роль "мирового судьи" вроде бы должен взять на себя Барнашов, но ведь Владимир Михайлович - человек не только мудрый и дипломатичный, но еще и довольно мягкий, и не факт, что в нужный момент он стукнет кулаком по столу с такой силой, чтобы его услышали.
Зато к Прохорову прислушаются точно. Глава СБР, без одобрения которого российское ноу-хау никогда не воплотилось бы в жизнь, вчера в кулуарах выражал твердую уверенность, что такой, по его выражению, инновационный подход намного перспективнее института старших тренеров. С другой стороны, и сам Прохоров, и Кущенко оставляют пути отхода, заявляя, что в случае необходимости вернутся к прежней системе.
Причем произойти это может совсем скоро. В СБР осознают, что в каждой четверке на передний план благодаря авторитету среди коллег и спортсменов непременно выдвинется лидер. В мужской команде таким лидером может стать Валерий Медведцев, у женщин же пока потенциально "первым среди равных" выглядит Александр Хованцев. Но это лишь догадки, основанные на репутации людей в биатлонном мире и частных беседах с его представителями. С началом реальной работы все может измениться.
Помимо этого не совсем понятно, какова будет роль консультантов, за что они станут отвечать и станут ли отвечать за что-либо вообще? Ставить свои условия им вряд ли позволят ввиду их статуса. А к совещательным голосам у нас в стране исторически не прислушиваются. Еще волнительно за Ольсгорда. Если в нем, чемпионе Лиллехаммера, Нагано и Солт-Лейк-Сити, действительно видят чуть ли не мессию, способного научить наших биатлонистов лыжному уму-разуму, то не возникнут ли зависть и обиды со стороны не менее титулованных российских экс-спортсменов, которые тоже многое могут подсказать и многому научить?
СВОИ ЛЮДИ
И еще один важный момент. Планируется, что впервые за последние годы в подготовку сборной будут активно вовлечены личные тренеры спортсменов. Тем самым СБР рассчитывает убить сразу двух зайцев и решить главную задачу - индивидуализировать тренировочный процесс.
В прошлом нередко возникали неприятные ситуации, когда наставники сборных просто оказывались не в курсе, какие нагрузки предлагают своим спортсменам личные тренеры. А те, в свою очередь, были отрезаны от сборной, хотя могли поделиться знаниями об особенностях организма подопечных.
Возможно, именно из-за отсутствия диалога российские биатлонисты и столкнулись с серьезными функциональными проблемами в Ванкувере. На отсутствие индивидуального плана подготовки и во время Игр, и после них неоднократно сетовали Максим Чудов, Ольга Медведцева, Светлана Слепцова. "Мужчин подвела слабая базовая подготовка, реально были готовы бороться за медали только Устюгов и Черезов, а женщин, наоборот, слишком сильно загрузили", - констатировал на заседании совета СБР Барнашов, в который уже раз подводя итоги Игр-2010.
Теперь же все должно измениться. Начало положено: личные тренеры уже участвовали в недавнем общем совете специалистов, отвечающих за первую сборную. "Личный тренер должен стать нашим единомышленником и помочь составить индивидуальный план нагрузок для своего подопечного", - подчеркивает Барнашов.
Акцент на привлечении "своих людей" делается не случайно. Как известно, главная героиня олимпийских биатлонных соревнований Магдалена Нойнер назвала творцом своего успеха отнюдь не Мюссиганга, а своего личного тренера Бенрхарда Крелля, который в Ванкувер даже не ездил и общался со своей ученицей по телефону! Этому специалисту давно предрекают блестящую карьеру в бундестим, но на данный момент его сотрудничество со сборной Германии невозможно - у Крелля нет соответствующей тренерской лицензии! Это, впрочем, не помешало ему стать соучастником двух золотых и одной серебряной медали, завоеванных Нойнер в Ванкувере.
Будем надеяться, что в нашем отечестве отыщется свой Крелль, а тренерское многоголосье обратится в стройный хор, под звуки которого российские биатлонисты будут мчать к золотым медалям чемпионатов мира и Олимпиад.
Дмитрий СИМОНОВ
После завершения работы совета на вопросы журналистов ответил глава СБР Михаил Прохоров.
- В чем суть отмены должностей старших тренеров?
- Олимпиада в Ванкувере показала, что подход к тренировкам для каждого спортсмена должен разрабатываться индивидуально. Раньше, когда спортсмен приезжал в сборную, никто не знал, какой объем нагрузок ему дал личный тренер. В результате конфликт между главным тренером, старшими тренерами сборной и личными тренерами спортсменов становился неизбежен. Новая форма работы тренерского штаба - назовем ее модным словом инновационная - поможет эту разобщенность преодолеть.
- К практике назначения старших тренеров возврата нет?
- Никогда не говори "никогда". Сейчас мы пошли на эксперимент. Но если по какой-то причине новая модель не приживется, мы всегда сможем вернуться к институту старших тренеров.
- Почему решили привлечь в качестве тренера-консультанта норвежского специалиста Томаса Ольсгорда?
- А что в этом странного? Общеизвестно, что как в биатлоне, так и в лыжах наши спортсмены отстают от иностранцев в плане конькового хода. Если внутренние ресурсы не позволяют справиться с проблемой, не надо стесняться решать ее путем приглашения известного специалиста - желательно, лучшего в мире. С помощью Ольсгорда, пятикратного олимпийского чемпиона, мы изучим, как спортсменов готовят в Норвегии, и на этой базе вырастим свои кадры.
- Каков кредит доверия у новой команды тренеров?
- Он велик. Главному тренеру Владимиру Барнашову станет помогать аналитический штаб: вместе они будут отслеживать, как работает наша новая модель, которая кажется мне пока очень перспективной. Тем более что аналогичную систему мы, можно сказать, протестировали в прошлом сезоне в резервной сборной.
- В целом вы удовлетворены тем, как пока работают Сергей Кущенко и его команда?
- Если человек всем доволен, то ему пора на пенсию. Команда Кущенко работает нормально, но работы еще непочатый край. Вот когда выиграем на крупном турнире все гонки, тогда и будем довольны.
- Программа развития биатлона, которую СБР сейчас претворяет в жизнь, подразумевает активную деятельность регионов. Готовы ли руководители на местах к тому, что на них ляжет большая ответственность?
- Финансы для регионов будем выделять постепенно, в течение четырех лет. Так мы готовим руководителей к тому, что у них появляются новые полномочия и новый уровень ответственности. Если все деньги выдать в один день и сразу потребовать результат, то ничего хорошего из этого не выйдет. Специальная комиссия будет следить за тем, чтобы средства расходовались разумно. Посмотрим, соответствуют ли местные руководители тем задачам, которые поставил перед ними СБР.
Может получиться, что человек искренне радеет за российский биатлон, но с задачами не справляется. В таком случае будем искать того, кто является не только патриотом, но и хорошим руководителем. Но шанс этим людям надо дать обязательно, ведь именно они сохранили наш биатлон в самое тяжелое время.
- Проблема в том, что в регионах биатлоном в большинстве своем руководят уже немолодые люди, так возможно ли изменить их менталитет? Известно, к примеру, что когда СБР собирался направить десяти руководителям электронные письма, у пятерых не оказалось электронной почты.
- Изменить можно все что угодно, не вижу в этом проблемы. Всем известный факт: я и сам не умею пользоваться электронной почтой, но у меня работает человек, который это делает за меня. Любой руководитель из регионов может либо научиться проверять почту самостоятельно, либо найти того, кто будет ему помогать.
- За то время, что вы возглавляете СБР, приходилось ли сталкиваться с задачами, которые на поверку оказывалось невозможно решить?
- Невыполнимых задач не существует.
- До вашего прихода у России были натянутые отношения с IBU. Сейчас что-то изменилось к лучшему?
- Теперь у нас нормальные конструктивные отношения. Надеюсь, это найдет свое отражение на сентябрьском конгрессе международного союза.
- Насколько велики шансы Кущенко и Виктора Майгурова выиграть борьбу за места соответственно первого вице-президента и члена технического комитета IBU?
- Не люблю сослагательное наклонение и в лотереи не играю. Мы работаем над тем, чтобы лучшие представители российского биатлона попали в IBU и Россия получила достойное представительство в этой организации. Пока все идет нормально. Но результат узнаем в сентябре.
- Однажды вы сказали, что с точки зрения зрительской аудитории биатлон способен на равных тягаться с самыми популярными видами спорта, а то и превзойти их. По-прежнему придерживаетесь такого мнения?
- Сейчас биатлон смотрят порядка миллиарда человек по всему миру, в дальнейшем же возможно увеличить охват аудитории до 2 - 2,5 миллиарда, то есть достичь уровня НБА и "Формулы-1". Так, в Германии биатлон уже превзошел по популярности футбол. Еще несколько лет назад о таком и мечтать было глупо. Так же и у нас в стране: биатлон в России по телерейтингам идет на втором месте после футбола.
- Несколько вопросов о баскетболе. Не огорчены, что в качестве владельца "Нью-Джерси" потерпели неудачу во время драфта новичков НБА?
- Ни капли. Главное, что у нас есть понимание того, как строить команду. К тому же в этом году был просто выдающийся драфт, такой сильный состав в последний раз попадался, наверное, году в 2003-м. Кроме того, сейчас прослеживается тенденция, что звездами становятся более низкие номера, а не те, кого выбирают первыми и вторыми. Вспомните, в свое время под третьим номером на драфте был выбран Майкл Джордан.
- Правда ли, что одним из топ-менеджеров "Нью-Джерси" станет Андрей Ватутин?
- Конкуренция в НБА очень высока, поэтому на каждую должность я буду выбирать лучшего из кандидатов. Российским менеджерам ничего не гарантировано, они должны пройти такой же отбор, как и другие претенденты.
- Как человек, немало сделавший для российского баскетбола, можете выразить отношение к неутихающему в нем коррупционному скандалу?
- В российском биатлоне сейчас скандалов нет, а что происходит в других федерациях, СБР волнует мало. Баскетболисты сами разберутся. Кому-то это может быть интересно, а вот лично мне - не очень.
Дмитрий СИМОНОВ