9 июня 2010, 02:00

Медкомиссия по-космически

На этой неделе перед стартом нового сезона российские биатлонисты прошли углубленное медицинское обследование.

В последние дни ваш покорный слуга ощущал себя сотрудником не спортивной, а медицинской газеты. Не далее как в воскресенье наблюдал, как врачи терзали игроков футбольного ЦСКА, и вот - новый визит к эскулапам. На этот раз - вместе с биатлонистами.

Следуя принципу "Мы будем жить теперь по-новому", в СБР решили пересмотреть подход и к медицинскому обслуживанию сборной. Искать легких путей не стали - вместо того чтобы всем составом махнуть за границу, в какой-нибудь суперсовременный центр, взялись за поиск пророков в своем отечестве. Весной было подписано соглашение о сотрудничестве с Федеральным медицинским биофизическим центром (ФМБЦ) имени Бурназяна, куда первым делом и направились вышедшие из отпуска спортсмены. В понедельник обследование прошли женщины, вчера настал черед мужской части сборной.

НОРВЕЖСКИЙ РЫБАК

Первые впечатления от визита в ФМБЦ, положа руку на сердце, оказались смазанными. Наверное, так всегда бывает, когда ждешь чего-то заоблачно-космического (не зря ведь в этом центре проходят углубленное обследование даже покорители космоса!), а сталкиваешься с тем, что в простонародье принято называть совком.

Сердитый начальник режима по доброй традиции скандалит по любому поводу и отказывается пропускать людей, "потому что в списках не значатся". В итоге к делегации из руководства СБР и журналистов приставляют сурового охранника с надписью "Физическая охрана". А что делать, если кому-то понадобится охрана психологическая? Чтобы миновать проходную, приходится отстоять приличную очередь. Лифт в одном из корпусов не работает. В коридорах стоят знакомые любому посетителю больницы "советские" лавки и пахнет лекарствами. Подходим к кабинету, где, как нам сообщили, обследуют спортсменов. Неожиданно дверь распахивается, и перед удивленными взглядами предстает… инвалидная коляска. Неужели для кого-то из биатлонистов отпуск закончился столь плачевно? Потом вздыхаем с облегчением - пациент оказался не из мира спорта.

Ситуацию помогает разрядить комичная история про то, как несостоявшийся тренер сборной России Томас Ольсгорд объяснил потенциальным работодателям, почему долгое время не откликался на звонки. "Я был в горах, а потом на рыбалке", - сообщил он в письме. Учитывая, что даже конкурс Евровидение для Норвегии в свое время выиграл Рыбак, то вышеназванную причину определенно следует считать уважительной.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ВОЕНКОМАТ

Там же, в коридоре, сталкиваемся с коротко стриженным худощавым пареньком, держащим помятую, заполненную от руки медицинскую карту. Точь-в-точь студент, прибывший по повестке в военкомат или пришедший в поликлинику на диспансеризацию. Так сразу и не признаешь в нем олимпийского чемпиона Евгения Устюгова.

- Мне еще ходить и ходить по врачам … - смиренно говорит звезда отечественного биатлона.

- Все обычно возвращаются из отдыха толстыми и счастливыми. А вы вроде бы и счастливый, но как будто похудели.

- Так жизнь тяжелая!

Возле двери томится в ожидании закадычный товарищ Устюгова Алексей Волков.

- Чем занимались в отпуске? Почему не загорели? - интересуюсь у чемпиона и призера первенства Европы-2010.

- Ездил домой на пару дней, а потом - в Египет. Но долго загорать мне нельзя. Кожа светлая, обгораю сразу.

- Тяжело, наверное, поддерживать форму, когда вокруг столько соблазнов - шведский стол, бесконечные напитки…

- У меня, к счастью, таких проблем нет. Вес не набираю и не теряю. Разве что от жирной пищи и возлияний воздерживаюсь - это ведь плохо действует на печень.

- Вы много общаетесь с Устюговым. Глядя на него, и не скажешь, что перед тобой триумфатор Ванкувера. Олимпийская медаль его не испортила?

- Нисколько. Думаю, что одно из главных качеств, которое должно быть у спортсмена, - оставаться человеком, несмотря на прогресс и высокие результаты. У Жени оно есть.

- Эти хорошие слова можно отнести и к вам: в минувшем сезоне-то прогрессировали на глазах, но не зазнались.

- Если вы про успехи на чемпионате Европы, то для меня это все-таки был второстепенный турнир. На Олимпиаду-то не попал. Поэтому главным своим достижением считаю четвертое место на одном из этапов Кубка мира. Теперь ставлю перед собой цель - закрепиться в команде, принять участие в чемпионате мира в Ханты-Мансийске, да и просто каждый сезон проводить лучше, чем предыдущий.

ИГРА "Я - ИВАН ЧЕРЕЗОВ"

То ли Волков своей скромностью и непосредственностью так подействовал, то ли скепсис начал улетучиваться сам собой, но впечатление о ФМБЦ начало постепенно меняться. Особенно после того, как заглянул в кабинет, где в этот момент проходили обследование Черезов и Устюгов. Доктора роились вокруг спортсменов, словно труженицы-пчелки. Аппараты в их распоряжении самые современные. В роли главной пчелы - Андрей Фетисов, новый главный врач мужской команды. Его предшественники вроде бы устали от тяжелого графика и разлуки с семьями (приходится постоянно мотаться по сборам и этапам Кубка мира). Хотя и позиция руководства СБР всем давно известна: в команде должны работать только лучшие из лучших.

Понятно, что встречают по одежке. Но провожают-то по уму. А их, умов, в ФМБЦ достаточно и будет еще больше - в рамках государственной программы в скором времени здесь обещают создать лабораторию, предназначенную специально для пациентов-спортсменов. Ведь в работе с ними присутствует своя специфика, к которой тоже нужно привыкнуть. Во-первых, атлеты - люди не больные, а здоровые, во-вторых, со своими особенностями организма. К примеру, увеличенный размер сердца для обычного человека - тревожный знак (если, конечно, оно распухло не в фигуральном смысле - от любви), а для биатлониста - норма.

Казалось бы, в самом начале сотрудничества партнера принято нахваливать. Однако гендиректор СБР Сергей Кущенко признает - ФМБЦ есть над чем работать. Но главное, что есть желание это делать.

- Скажу честно, пока сыровато, - говорит Кущенко. - Но и в самом ФМБЦ это понимают. Радует, что здесь все схватывают на лету, быстро и с пониманием реагируют на наши требования, стремятся развиваться в этой области. Профессионализм и высокая квалификация сотрудников центра не подвергаются никаким сомнениям. А когда будет создана обещанная лаборатория, то, надеюсь, исчезнут и мелкие нарекания.

- С предсезонными медобследованиями все ясно. А как будет строиться сотрудничество по ходу сезона, когда спортсмены будут то в Европе, то в Америке, то на Дальнем Востоке?

- Мы будем использовать самые современные технологии для общения на расстоянии. В перспективе все будет выглядеть так. Просыпается утром наш спортсмен и начинает играть в игру, условно, "Я - Иван Черезов". Наш "игрок" сможет по компьютеру отслеживать свои показатели и отправлять их сюда, в Москву. А в ФМБЦ на основе полученных данных будут выстраивать оптимальный план подготовки: когда надо увеличить нагрузки, когда сбавить. Чтобы в конечном итоге выйти на пик формы в марте, к чемпионату мира. Вообще работа уже вовсю кипит, сезон-то грядет веселый: тут вам и Конгресс IBU, и чемпионат мира в Ханты-Мансийске, и много чего еще!

Что ж, веселье уже началось. Сборные России в усеченном составе отправились на первый сбор. В город Остров Псковской области не поедут восемь спортсменов: Зайцева, Слепцова, Богалий-Титовец, Черезов, Устюгов, Васильев, Чудов и Шипулин - по различным причинам им разрешено поддерживать форму самостоятельно. А в начале июля команда соберется уже в полном составе.

Пока никто не знает, чем обернутся революционные изменения во всех отраслях российской биатлонной жизни. Но в том, что будет очень интересно, сомнений нет ни малейших.

Дмитрий СИМОНОВ

Знаменитый норвежский лыжник Томас Ольсгорд не будет сотрудничать со сборной России в качестве тренера-консультанта, хотя еще на прошлой неделе казалось, что сторонам остается соблюсти сущую формальность - скрепить контракт подписями. Все точки над i в этой почти детективной истории в беседе с корреспондентом "СЭ" расставил гендиректор Союза биатлонистов России.

Сергей КУЩЕНКО: "ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ С РОССИЕЙ НИКТО НЕ ХОЧЕТ"

- Мы с Ольсгордом договорились, что не будем давать подробных комментариев на тему, почему наше сотрудничество не сложилось. Переговоры шли довольно успешно, но… Видимо, национальная идея Норвегии все-таки перевесила.

- Иными словами, Норвегия не захотела делиться опытом?

- Думаю, да. В других видах спорта можно предложить человеку хороший контракт и заручиться его согласием. А в биатлоне сразу начинаются подводные течения.

- Таким образом, на идее с приглашением иностранца можно поставить крест?

- Отнюдь. Как раз сейчас мы занимаемся поиском специалистов. Причем помогает нам в этом и сам Томас.

- Но ищете, видимо, уже не в Норвегии?

- Понимаете, лучшие специалисты в этой узкой части подготовки - именно норвежцы. К тому же никто не может гарантировать, что какая-либо другая страна не отреагирует таким же образом.

- Но те же немцы спокойно отпускают своих ценных специалистов за рубеж. Вольфганг Пихлер работает со шведами, Клаус Зиберт - с белорусами...

- Все дело в том, что Россия стоит как бы особняком, к нам другое отношение. Отпустили бы Пихлера в Россию - большой вопрос. Скажу откровенно: наша цель - перенять опыт. Вот только делиться им никто не хочет.

- В России, кстати, тоже далеко не все одобрили инициативу по привлечению тренера-легионера.

- Всегда тяжело признать, что ты в чем-то отстаешь. Мы, естественно, привлечем всех лучших отечественных специалистов, но если кто-то разбирается в вопросе лыжной подготовки лучше нас, не надо стесняться учиться.

- При нынешнем положении дел даже одна ошибка на огневом рубеже становится для российских биатлонистов фатальной.

- Вот именно. А как было раньше? Советские биатлонисты допускали по два-три промаха - да ничего страшного, ногами компенсируем! В биатлоне нужно иметь определенный запас прочности, чтобы ты мог, даже промахнувшись, сохранить шансы на высокое место.

- Но ведь дело не только в лыжной подготовке спортсменов, но и в качестве самих лыж, в правильном выборе смазки…

- Да, в этом плане впереди планеты всей - французы. И я, кстати, не стесняюсь об этом говорить. Они свое превосходство в этом компоненте и на Олимпиаде доказали, и на других соревнованиях. Но попробуйте разузнать у французов, в чем их секрет. Да они его никогда в жизни не раскроют! Кроме того, в сборной Франции подобрался молодой и прогрессивный коллектив тренеров, в стране вкладываются серьезные деньги в биатлон. Значит, и нам надо подтянуть уровень технической оснащенности: лыжи, винтовки, патроны… В России всегда было и остается много талантливых спортсменов, теперь их просто нужно обеспечить всем необходимым.

- С тренерами и материальным обеспечением в целом понятно. А не планируется ли сотрудничество с психологами? Тоже общепринятая в мире практика.

- У российских спортсменов душа ранимая, тонкая. Многие в прошлом сезоне действительно выражали заинтересованность в сотрудничестве с психологами. Однако пока мы видим в этой роли наших тренеров-консультантов. Владимир Драчев, Сергей Чепиков, Галина Куклева еще недавно были действующими спортсменами и не утратили соревновательный дух. Именно они должны научить наших биатлонистов правильно настраиваться на соревнования, контролировать эмоции.

- Новый сезон уже сейчас можно назвать сезоном больших перемен. Сами-то спортсмены готовы к столь масштабным изменениям?

- Все планы подготовки, все новые идеи мы теперь обсуждаем вместе за круглым столом. Можно сколько угодно строить замки из песка, но если сами биатлонисты нас не поддержат, мы ничего не добьемся. К счастью, большинство спортсменов подходят к делу профессионально и готовы к решению самых высоких задач.

Дмитрий СИМОНОВ