В новый сезон Иван Черезов наверняка вступает с хорошим настроением. Шесть побед на этапах Кубка мира, включая эстафетную гонку в Рупольдинге, третье место в общем зачете, бронзовая медаль в олимпийской эстафете в Ванкувере и шикарный автомобиль, выигранный под занавес на коммерческом турнире на Камчатке, - за прошедший спортивный год 29-летний уроженец Ижевска стал лидером сборной России как по результатам, так и по духу.
РЕЗУЛЬТАТ ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ТЕБЯ
- Уяснил для себя, что спорт - это работа, - объясняет Черезов. - Такое чувство, что в голове что-то щелкнуло - и я стал иначе, более ответственно относиться к биатлону. В прошлом, признаюсь, мог повести себя халатно, ветрено, где-то схалтурить. Теперь же такого себе не позволяю. Единственный человек, от которого зависит результат, - это ты сам. Не от тренеров, не от сервисменов, не от руководителей. От тебя и только от тебя. Понятное дело, что на твое выступление могут повлиять очень многие вещи - винтовка, лыжи, смазка, методика подготовки и все прочее. Но если ты не возьмешь себя в руки, не станешь заботиться о своем физическом состоянии, о психологии, то все бесполезно.
- Именно отношение к спорту как к работе заставляло вас выкладываться даже на не самых значимых турнирах?
- Да. Я понял, что бегать на высоком уровне можно весь сезон. Даже если в какой-то момент становится невмоготу. Тяжело было ехать на чемпионат России, потом на Камчатку. Но я не отказывался. Потому что это - моя работа.
- Отпуска хватило, чтобы перевести дух и восстановить силы?
- Откровенно говоря, нет. Отдохнуть-то удалось: мы с семьей побывали в Израиле. Три дня провели в Иерусалиме, потом неделю - на Мертвом море, потом еще три дня - в Тель-Авиве. 18 мая вернулись в Ижевск. 29-го был прием у директора Федеральной службы охраны (Черезову присвоили звание майора. - прим. "СЭ"). В промежутке между этими датами пару раз ездил в другой город по делам. Короче, толком побыть дома так и не удалось. А хочется. Это чисто психологически помогает. Теплые страны - хорошо, конечно, но родину ничто не заменит.
- К счастью, вам разрешили пропустить первый сбор, который команда проводит в Псковской области.
- Да, в Остров с разрешения тренеров и руководства я не еду. Но это не значит, что не буду готовиться к сезону: мне разработали индивидуальный план занятий. Заодно побуду с семьей, заряжусь энергией.
- В новый сезон сборная России входит с новыми тренерами. За мужскую команду теперь отвечают Медведцев, Ткаченко и Колокольников. Вы ведь с некоторыми из них уже работали?
- Со всеми. Каждый из них мне хорошо знаком, со всеми где-то да пересекались. С Валерием Алексеевичем Медведцевым, например, сотрудничал 10 лет назад. Его отличает неординарный подход к тренировочному процессу. Тем более что Медведцев сам в относительно недавнем прошлом действующий спортсмен. У него огромный багаж знаний - есть чем поделиться.
- Он ведь фактически ученик Ткаченко.
- Да. Михаила Владимировича знаю уже лет двадцать. Мы с ним работали, когда я еще по юниорам бегал. Прекрасный организатор. Ткаченко - личный тренер Медведцева, знает его с малых лет - и довел до олимпийского чемпиона. Думаю, это поможет им сработаться.
- А что скажете про Колокольникова?
- У Евгения Васильевича тоже много интересных находок в тренерской методике. Мы с ним работали четыре года. В общем, получилась интересная команда. Ее задача - выбрать лучшее из старых наработок, внести корректировки, придумать что-то новое, чтобы к Сочи-2014 на пик формы вышли все - и тренеры в своем искусстве, и мы, спортсмены, в плане готовности. В нужное время в нужном месте в нужный час нужно дать результат.
- А ничего, что среди тренеров нет начальника?
- Начальник, во-первых, есть - наш главный тренер Владимир Барнашов. Во-вторых, в том, что в тренерском коллективе царит равноправие, есть и положительный момент. Никто из специалистов, уверен, не будет вести себя как тиран и диктовать свою волю. Будут садиться, коллегиально обсуждать все вопросы. Ведь только в споре рождается истина.
ПРОЖИВЕМ БЕЗ КАПИТАНА
- Что почувствовали, когда узнали, что Владимир Аликин покидает сборную? Расстроились? Или, быть может, вздохнули с облегчением?
- Знаете, кто бы что ни говорил про Владимира Александровича, на протяжении всех четырех лет, что он работал со сборной, мужская команда регулярно показывала хорошие результаты. Смотрите. 2007-й год - Чудов с серебряной медалью в пасьюте. Остерсунд-2008 - три персональные медали у Чудова, бронза в смешанной эстафете, впервые за много лет выиграли эстафету. В Корее в 2009-м Максим ярко выступил в гонке преследования. На Олимпиаде в Ванкувере завоевали золото - впервые со времен Чепикова и Тарасова. Да, порой возникало недопонимание, да, не все было гладко. Однако и к Аликину, и к Андрею Александровичу Гербулову, с которым мы работали 11 лет, испытываю чувство глубокого уважения. Я им доверял все это время. Рад, что судьба свела меня с ними.
- Вы несколько раз упомянули фамилию Чудов, но именно Максим по окончании сезона жестче других критиковал Аликина…
- Там действительно было недопонимание, причем с обеих сторон.
- Только у Чудова с Аликиным или у всех спортсменов с тренером?
- Понимаете, какие-то проблемы действительно были у всех - и у Чудова, и у меня, и у других ребят. Что и неудивительно: любой из нас - личность. Но при этом каждый по-своему реагирует на то или иное решение тренеров, на возникающие конфликты. Вот, например, Максим - человек с очень сильным характером. По натуре - холерик. Эмоциональный, взрывной. Из него плещет энергия. Будучи капитаном, он активно отстаивал интересы команды и много переживал из-за этого. Видимо, отдал слишком много сил, в первую очередь моральных. Понятное дело, что Максим ждал от сезона совсем иного и остался разочарован.
- Все это в конечном итоге и подтолкнуло Чудова отказаться от капитанства. А в качестве его преемника в этой роли почти все видят вас.
- Капитана в новом сезоне не будет. Раньше на такого человека ложилась большая общественная нагрузка. Нужно представлять интересы команды, к тебе сразу приковано большое внимание, в том числе со стороны СМИ. Теперь будем поступать так. Если возникнет повод, сядем всей командой, обсудим, а потом кто-то из более опытных обратится к руководству или озвучит нашу точку зрения журналистам. Это может быть Максим, могу быть я, тот же Евгений Устюгов уже не первый год в команде. В общем, обойдемся без капитана.
- Ну и ничего страшного. Я, например, даже не знаю, есть ли капитаны в сборных Норвегии или Германии.
- И я не знаю.
ТРЕНЕРА НЕ СУДЯТ ПО ОДЕЖКЕ
- Кстати, о норвежцах. Планировалось, что со сборной России в качестве консультанта будет сотрудничать Томас Ольсгорд. Но - сорвалось. Вам-то хотелось поработать с тренером-легионером?
- Это было бы здорово. Лично мне интересно послушать советы человека из страны, где совершенно другой подход ко многим вещам в биатлоне. Однако не сложилось. Что ж теперь…
- А как бы восприняли, если бы иностранца назначили не консультантом, а старшим тренером? Получился бы этакий биатлонный Гус Хиддинк.
- Почему бы и нет? Другое дело, надо в таком случае выбрать правильного человека, а не назначать кого попало. Иностранец - не панацея. Если он родился в Норвегии или в Германии, еще не значит, что он знает больше, чем наши специалисты.
- Вы постоянно видите, как работают на этапах Кубка мира сборные других стран. Кто-то из их тренеров вызывает симпатию? Может быть, Пихлер, Ульрих, Мюссинганг?
- Дело в том, что я не знаком ни с характерами, ни методами их работы. Не по одежке же определять, насколько хорош тот или иной специалист.
- Возвращаясь к Гусу Хиддинку: собираетесь смотреть чемпионат мира?
-Да, конечно. Жалко, наши не попали.
- За какую команду в таком случае будете болеть?
- Нет никаких предпочтений. Просто люблю смотреть красивый футбол.
- А из игроков кто нравится? Месси, Роналду, Роббен?
- Да много харизматичных футболистов. Вообще Роналдинью очень нравится.
- Но его не будет на чемпионате мира.
- А почему? Со здоровьем что-то стряслось?
- Нет, он жив-здоров, просто не вписывается в концепцию тренера.
- Да вы что! Надо же… Вот, сами видите, я не так пристально слежу за футбольными новостями. Мне просто нравятся матчи сильных команд. Вот Лигу чемпионов тоже смотрю с большим интересом. Понятно, что есть тактика, стратегия, но я люблю атакующий футбол, когда постоянно идет движение.
НИКОГДА НЕ ПЫТАЛСЯ СТАТЬ АСТМАТИКОМ
- А хоккеем увлекаетесь?
- Да. Смотрел, как наши на чемпионате мира сражались с немцами, потом с чехами. Жаль, в финале не сложилось. Но серебряная медаль - тоже результат. Да и играли хорошо.
- Знаете про скандал, разгоревшийся на первенстве планеты в Кельне?
- Комментаторы что-то такое говорили, краем уха слышал. Вроде какой-то бойкот. Это из-за Олимпиады, да?
- Нет. Дело в том, что журналисты из "желтой" прессы засняли, как несколько хоккеистов курят, и выложили запись в интернет. Те обиделись.
- Ну, это понятно. Кому приятно такое видеть.
- А биатлонисты курят?
- Ха-ха, да вы что!
- Хоккеисты же могут себе позволить.
- У нас совсем другая работа. Вот сколько у них длится смена? Минуту-полторы?
- В последнее время намного меньше.
- Тем более. У них работа - взрывная. А у нас - циклическая, длительная, на предельной скорости. Поэтому курение просто непозволительно. Не знаю ни одного биатлониста, который бы этим занимался. Закончил с биатлоном, завязал и стал курить, такое - да, бывает. Но чтобы действующий спортсмен… Сами люди понимают, что наш вид спорта и курение - несовместимые вещи. Сигарета для биатлониста - смерть.
- Зато астма, говорят, помогает. Анна Богалий-Титовец, например, предложила всем мнимым астматикам отправляться на Паралимпиаду.
- Я никак к этой теме не отношусь. Понятия не имею, помогает это кому-то или нет. И сам никогда не пытался стать астматиком. В России, скажем так, институт астматиков не развит совсем. У нас никого никогда не делали больным. А если в других странах кто-то считает это полезным - пускай.
- Не стихают споры, астматик ли великий Бьорндален. Вы хоть раз видели, чтобы он себе что-то прыскал в горло?
- Нет. Разговоров на эту тему полно. Но говорить многие умеют. Если это правда, так докажите! На самом деле никто ничего не знает наверняка.
- Но если препараты против астмы действительно дают сопернику преимущество?
- А что мне от этого? Кашляет оппонент или чихает, болит у него голова или что-то еще, моя задача не меняется. Я должен выйти на трассу - и выиграть.
Дмитрий СИМОНОВ