4 сентября 2010, 02:30

Кущенко стал вторым человеком в мировом биатлоне

Вчера в ходе IX конгресса Международного союза биатлонистов (IBU) Сергей Кущенко единогласно был избран первым вице-президентом этой организации, а Виктор Майгуров вошел в состав технического комитета. Президент IBU Андерс Бессеберг из Норвегии продлил свои полномочия на новый четырехлетний срок.

 Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Санкт-Петербурга

Конгресс IBU в Санкт-Петербурге счастливо избежал участи другого аналогичного мероприятия - конгресса эндокринологов из фильма Георгия Данелии. Никто с покрышками "26-б" в чужие номера не вторгался, посторонних Хачикянов в пятизвездном отеле на Невском проспекте не объявлялось, все прошло организованно, чинно и благородно.

Для начала все 250 участников конгресса, 150 из которых имели право участия в голосовании, были доставлены в Таврический дворец, где их подвергли испытанию высокой кухней. Капучино из спаржи, судак в миндальном соусе, медальоны из телятины, фруктовый сорбет, парфэ из шоколада и ансамбль миловидных виолончелисток стали достойным обрамлением начала биатлонного форума. Гости отдали должное слаженной работе обслуги в париках и камзолах, разносящей брют по золотым интерьерам памятника русского классицизма, после чего, мигом забыв о часовой пробке на Литейном, приступили к приветственным речам.

А приветствовать гостей было кому: помимо биатлонных боссов из Европы и питерского чиновничьего истеблишмента мероприятие посетили высокопоставленные представители министерства спорта и ОКР, а также президент ИИХФ Рене Фазель: члену исполкома МОК, курирующему зимние виды, визит на конгресс был предписан прямыми должностными обязанностями.

Основным вопросом, на который следовало дать ответ конгрессменам, считались выборы всего руководящего состава IBU, включая его президента. Здесь Россия имела прямой интерес: на пост первого вице-президента баллотировался исполнительный директор Союза биатлонистов России (СБР) Сергей Кущенко, а помощник губернатора Ханты-Мансийского автономного округа и известный в прошлом биатлонист Виктор Майгуров рассчитывал стать членом технического комитета. Причем еще до начала конгресса стало известно: Кущенко, равно как и действующий президент Союза 64-летний норвежец Андерс Бессеберг, будет избираться на 4-летний срок на безальтернативной основе.

 Александр ТИХОНОВ: "БУДУ ТРЕНИРОВАТЬ КИТАЙЦЕВ"

Имелся, впрочем, во всем происходящем и щемящий момент. Прославленный российский биатлонист Александр Тихонов, занимавший до вчерашнего дня пост первого вице-президента IBU, не фигурировал в избирательных списках конгресса. А это означало, что для него петербургский форум становился прощанием с большим биатлоном.

На журналистов сие событие навевало грусть: как ни крути, Александр Иваныч всегда нас жаловал и щедро кормил своими знаменитыми комментариями, сколь резкими, столь и образными. Навевает ли уход из IBU грусть на самого Тихонова, я решил узнать в Таврическом дворце, перед открытием конгресса. Мы отошли в сторонку, чтобы нас не сбила упомянутая обслуга в буклях, и побеседовали.

- Чего вы ждете от этого конгресса?

- Золотой медали.

- ???

- Меня должны наградить за заслуги перед мировым биатлоном. (И наградили. В ответ Тихонов поблагодарил всех за сотрудничество, выразил уверенность, что летний биатлон скоро станет популярнее зимнего, и опустился, прощаясь, на одно колено. - Прим. Е.Д.).

- А что потом?

- На самолет, в Москву - на чемпионат мира по борьбе в "Олимпийском", где я почетный гость. А месяц назад был генеральным спонсором чемпионата мира по греко-римской борьбе. Среди ветеранов. Получил высшую награду Сербии, потому что помог этому турниру больше, чем государство.

- А как же биатлон?

- С биатлоном покончено. Хотя к Олимпиаде в Сочи, уверен, буду готовить китайцев.

- Есть такая договоренность?

- А зачем мне договариваться? Я и так знаю. У меня уникальная тренировочная схема, о которой никто не догадывается. Готовил по ней сам себя, потому что родился с врожденным пороком сердца. И китайцам подходит: они терпеть умеют. Впрочем, схема подойдет кому угодно. А России не нужна.

- Способен ли конгресс изменить что-то в глобальном смысле?

- Ничего. Да вы все равно не напишете, что я скажу. Россия благодаря моим усилиям получила второй подряд выборный конгресс - в Ханты-Мансийске 4 года назад и теперь. Ни одна страна в мире таким похвастать не может. Я делал это для того, чтобы российский гражданин стал президентом IBU. Специально, под Сочи. Пусть Кущенко, ради бога. На нашей территории мы могли бы сделать что угодно, у меня от 20 до 24 голосов неубиенных было в активе. СБР не захотел. Могу назвать это одним словом - предательство. И в своей второй книге все опишу.

- Вы считаете, СБР надо было затевать в Международном союзе переворот?

- Конечно. Я вообще победитель по духу. Занялся сельским хозяйством - создал лучшую агрофирму в Европе. У других сгорело все, а я урожай собрал. Вник в вопрос! Занялся конным спортом в Чувашии - возродил лучший клуб, подарил 14 голов лошадей. Строю церковь в родной деревне. Созидать люблю! Знания, опыт, традиции, кубки и чемпионаты мира - в России все есть. С таким багажом умудриться надо проиграть домашний конгресс! Повылетали из всех федераций, лишились международных судей. Тут и министерства спорта с ОКР вина имеется.

- Что надо менять в мировом биатлоне, по-вашему?

- Шесть из девяти членов исполкома IBU и аудиторов. Ни на что не намекаю, за руку не ловил. Но у меня чутье волчье, я охотник - не ошибаюсь. И когда предложили замминистра легкой промышленности стать - отказался, потому что не мое это. А в биатлоне, получается, дилетантам место? Хватит, возьму две-три зарубежные сборные, соберу подписки, чтобы схему не разглашали, и подготовлю, как надо. Маматова, Привалова опыт тоже не нужен? Ничего, успешные люди себя обретут, а я успешный. Очень богат, выпускаю лучшие опреснительные установки в мире. И рекорды продолжаю бить: последняя модель "роллс-ройса" - моя, а не чья-то еще! Самая же большая победа - школу, в которой я учился, назвали моим именем.

Сергей КУЩЕНКО: "ПРОДАВАТЬ БИАТЛОН МОЖНО ВЫГОДНЕЕ"

Вчерашние выборы завершились триумфом Норвегии и России: Бессеберг и Кущенко были избраны единогласно. Тревога за Майгурова также оказалась напрасной. На 10 мест в техкоме претендовали 19 человек, но наш кандидат, став третьим по числу голосов, в заветную десятку попал без проблем, сменив на этом посту Вадима Мелихова, проработавшего в IBU 17 лет.

После своего избрания Сергей Кущенко ответил на вопросы корреспондента "СЭ".

- Насколько глубокая работа предшествовала успешным для России результатам выборов?

- Очень глубокая. Биатлонное сообщество мало знало нашу команду, пришедшую к руководству СБР. Майгуров, Маматов, Тихонов - фигуры, в отличие от меня, в биатлоне известные. Поэтому после нашего выдвижения приходилось много разъяснять, убеждать, информировать зарубежные федерации о нас, наших целях и принципах.

- Вы специально просили потенциальных конкурентов не выдвигаться на пост первого вице-президента IBU или просто не нашлось желающих?

- Отметил бы здесь разумную политику IBU. Те позиции, которые мы занимали, не предоставили возможности их пошатнуть, а Бессеберг считал, что такая биатлонная держава, как наша, должна быть представлена в руководстве Союза. Есть в этом и заслуга Тихонова, много лет продуктивно трудившегося в аналогичной должности. Иными словами, база была заложена. Кстати, на безальтернативной основе избрались и некоторые другие вице-президенты - те, кто добросовестно выполнял прежде свою работу.

- Тихонов считает, что перед Сочи-2014 Россия должна была получить своего президента. Не было соблазна устроить переворот?

- Нет. Сложился определенный баланс сил, да и политика IBU нас вполне устраивала. Все инициативы поддерживались, реакция на них была быстрой и адекватной.

- Что скажете про организацию конгресса?

- Очень понравилась. Одно из лучших подобных мероприятий из тех, на которых я присутствовал.

- Сколько времени вам теперь придется проводить за рубежом и в штаб-квартире IBU в Зальцбурге?

- Достаточно много. Для того чтобы качественно выполнять свою работу, первому вице-президенту IBU надо знать биатлон очень глубоко и детально. Получить некоторые из этих знаний мне еще только предстоит. Однако и ЧМ-2011 в Ханты-Мансийске вместе с Олимпиадой в Сочи потребуют серьезных усилий. К 2014 году резко возрастет роль сотрудничества IBU с оргкомитетом Игр - еще одно важное направление.

- Вы уже знаете, за что конкретно будете отвечать в IBU?

- Пока нет. Моя должность подразумевает участие в разработке стратегии и политики. Если вице-президенты по маркетингу или развитию отвечают за конкретный участок работы, то мои обязанности, предполагаю, будут несколько шире. Надеюсь, пригодится менеджерский опыт, умение "продать" то или иное крупное соревнование.

- Летний биатлон по наследству от Тихонова перейдет к вам?

- Вопрос не ко мне, а к исполкому.

- Будете ставить перед собой задачу выиграть для России право на проведение ЧМ-2016 на Камчатке?

- Есть такая идея. Но первым шагом должен стать юниорский ЧМ-2015 в том же регионе. Для этого на Камчатке все готово, и мы договорились, что сразу после конгресса пошлем туда членов техкома для проведения экспертизы. Столицу юниорского чемпионата определяет не конгресс, а исполком, и у Камчатки, на мой взгляд, есть неплохие шансы. Если получим турнирную лицензию, будем оценивать возможность принять взрослый чемпионат.

- Какое направление работы IBU, на ваш взгляд, требует реформ в первую очередь?

- На сегодняшний день мне кажется, что зрительские рейтинги биатлона высоки, а его продажи, как продукта, низки, хотя и растут. Продавать биатлон можно намного дороже. Хочется посоперничать в этом вопросе с некоторыми другими популярными видами спорта. И посмотреть, как будет реагировать американский рынок на два этапа предстоящего сезона, которые пройдут в США. Там условия для маркетинга очень интересные, хотя и специфические.

- Многим российским болельщикам кажется, что должность Виктора Майгурова в техкоме не очень значительна с точки зрения российского влияния на мировой биатлон. Вы могли бы их разубедить?

- Техком решает множество важных вопросов, касающихся выбора мест проведения соревнований, условий и инфраструктуры. Фактически именно эксперты техкома формируют то мнение, которое потом становится решением IBU. Изменения в правилах - тоже прерогатива техкома. Недаром туда был конкурс почти 2 человека на место. Российский представитель в комитет вошел, а значит, мы станем получать ценнейшую информацию из первых рук. Очень важный момент.

- Сборная России ведет подготовку к сезону в изменившихся организационных и методических условиях. Признайтесь, это - эксперимент?

- Мы не можем сломать мощную систему, много лет приносящую российскому биатлону результат. Но интегрировать в нее новшества обязаны. Очень тонко и аккуратно. Вот привлекли тренера по финтесу из Новосибирска. А биатлонные специалисты говорят: "Нагрузка не всегда профильная, у кого-то спина болит, у кого-то другие проблемы". То есть притирка нужна ювелирная. Но она нужна. На главное наше дерево, очень качественное, необходимо прививать те передовые технологии, до нас почему-то до сих пор не дошедшие, которыми пользуются лучшие зарубежные команды и спортсмены. И выходить на другой уровень в психологии и самодисциплине.