5 января 2011, 15:16

Владимир Барнашов: "В сентябре мы допустили ошибку"

КУБОК МИРА. 4-й этап
ГЛАЗАМИ ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА

Накануне первого дня соревнований в Оберхофе мы договорились с главным тренером сборной России, олимпийским чемпионом Владимиром Барнашовым, что в конце каждого дня он будет подводить своеобразный итог, комментируя результаты. Мы же будем публиковать эти комментарии в отдельной рубрике. Пока же предлагаем вашему вниманию интервью, взятое за несколько часов до мужской эстафетной гонки.

Ровно год назад, когда здесь же, в Оберхофе, мы с Владимиром Барнашовым разговаривали о его команде, я спросила тренера, что бы он изменил в системе тренировок, если бы пришел в сборную не перед Олимпиадой, а после нее?

- Сломал бы всю функциональную подготовку, - ответил мне Барнашов. - Пошел бы через большие объемы нагрузок, особенно летом. Чтобы заложить очень серьезный фундамент, который позволял бы выступать на высоком уровне на протяжении всего сезона.

Наше очередное интервью началось с того, что я процитировала Барнашову этот его ответ. И задала вполне логичный вопрос: что именно удалось ему изменить? И удалось ли?

- Вся подготовка в биатлоне давным-давно сложилась так, что мы руководствуемся понятием олимпийского цикла. То есть четырехлетием, - подчеркнул тренер. - В каждом из этих четырех сезонов есть свои конкретные задачи. Это касается и объемов работы, и ее характера. В сравнении с предыдущим годом мы немножко увеличили объемы. И поставили перед собой задачу (точнее, перед нами ее поставило руководство), что в этом сезоне нам нужно прежде всего успешное выступление на чемпионате мира в Ханты-Мансийске.

Летняя подготовка команды прошла, на мой взгляд, нормально. Было много индивидуальной работы: под каждого из спортсменов, и прежде всего под лидеров, составлялся свой тренировочный план. Работа была выполнена на хорошем уровне, что, в общем-то, показали сентябрьские старты. У всех была хорошая скорость, достаточно стабильная стрельба.

- В таком случае объясните, куда все это потом делось?

- А вот потом мы допустили ошибку. Между летним чемпионатом и началом зимней подготовки у нас получался 20-дневный перерыв, в течение которого мы хотели провести восстановительный сбор. Однако спортсмены попросили нас дать им возможность уйти на этот период на самоподготовку. Другими словами, разъехаться по домам. И мы, что называется, пошли на поводу.

- Все разъехались и 20 дней просто отдыхали?

- Ну, скажем так: когда мы в середине октября собрались на сбор в Рамзау, я понял, что начинать нужно с нуля. Фактически вся запланированная работа в Рамзау была выполнена. Но в силу отсутствия должного уровня функциональной подготовки оказалась для ребят слишком тяжелой. Особенно сложно дались те объемы нагрузок, что спортсмены делали на глетчере, - на высоте 3700 м при достаточно ощутимой нехватке кислорода.

Эта работа придавила команду очень серьезно. Когда после Рамзау мы перебрались в Мурманск на первый снег, ситуация немножко выправилась, но нагрузочный "шлейф" продолжал тянуться. Вывести людей в таком состоянии на скорость - неимоверно трудно. Ну а когда начались этапы Кубка мира, пришлось пожинать плоды.

- Как складывается в вашей команде механизм принятия тренерских решений? Могут ли, скажем, старшие тренеры самостоятельно реализовывать свои идеи?

- В составлении и утверждении тренировочных планов участвуют все, включая меня как главного тренера и Виктора Маматова как представителя экспертного совета. Есть общий годовой план, есть более конкретные - на каждый тренировочный сбор. После того как план утвержден, мы, естественно, следим за тем, чтобы он выполнялся. Непосредственная реализация - это прерогатива старших тренеров.

- Вам приходится спорить с тренерами при обсуждениях? Если да, то по каким пунктам?

- Спорим, и много. И по поводу интенсивности тренировок, и по поводу стрелковых и беговых объемов. Я бы сказал, что преимущество "коллективного разума" особенно сильно чувствуется именно в ходе таких обсуждений. Естественно, споры ведутся не на пустом месте. Мы постоянно анализируем данные, которыми снабжают нас врачи на основании биохимических анализов крови, других исследований. Другими словами, непрерывно контролируем, как воспринимается тренировочная и соревновательная нагрузка организмом того или иного спортсмена, насколько быстро идет восстановление.

- Кому принадлежит право решающего голоса?

- Мне как главному тренеру. Хотя должен сказать, что еще ни разу не возникала ситуация, в которой мы с коллегами не смогли бы найти общий язык.

- Я достаточно давно наблюдаю за таким видом спорта, как плавание, и вижу, что подготовка ведущих спортсменов в этом виде спорта стала принципиально иной, нежели была, скажем, в годы работы моего отца в сборной СССР. Раньше в циклических видах все было просто: сначала набирание больших объемов, потом - скоростная и более специальная работа. И нужно было просто ждать, когда скорость и физические кондиции совпадут у спортсмена на максимуме и наступит так называемый пик формы. Сейчас ведущие атлеты вынуждены много и часто выступать - будь то плавание, легкая атлетика, лыжи, коньки или биатлон. То есть речь идет не о пике формы, а о состоянии непрерывной готовности к соревнованиям. Я вижу, например, что те же норвежцы в биатлоне начинают свою подготовку с гораздо большего числа стартов, нежели это делают российские спортсмены. Они чуть ли не поголовно участвуют в чисто лыжных состязаниях, включая марафоны, и сдается мне, делают это не потому, что фанатеют от лыж, а потому что таким образом гораздо быстрее нарабатывается соревновательная готовность для основного рода деятельности. Поправьте меня, если я не права в своих рассуждениях.

- Вы абсолютно правы.

- Тогда почему мы не считаем нужным кардинально менять методику подготовки? Вы не считаете это нужным в принципе, считаете, что наши спортсмены к такой работе не готовы, или же они не готовы к ней на текущем этапе?

- Я склоняюсь к третьему варианту ответа. Поясню: после Олимпийских игр в Ванкувере наши лидеры выразили совершенно закономерное желание подольше отдохнуть. Мы дали им такую возможность, но обговорили и то, что в следующем сезоне подготовка начнется намного раньше, чем обычно. Возьмите тех же норвежцев: ни для кого не секрет, что они уже в мае работают на всю катушку. А это означает, что к маю все они готовы к этой работе должным образом. Мы же два месяца отдыхаем.

- Всегда считала, что для людей, выступающих в циклических видах спорта, два месяца полного отдыха - это если не профессиональная смерть, то что-то очень близкое. В 1998 году мне довелось побывать на чемпионате Европы и Кубке мира по легкой атлетике. Помню, была очень удивлена, увидев наутро после окончания второго из этих турниров двукратную олимпийскую чемпионку Светлану Мастеркову, бегающую кросс. Она мне тогда и объяснила, что даже в межсезонье бегает каждый день, чтобы потом, возобновив тренировки, не насиловать организм сверх меры.

- Это и есть профессиональный подход. В противном случае начинать работу спортсмену приходится с "нулевой" точки. И очень долго потом нужно "раскачивать" организм, прежде чем начать полноценную базовую работу. Если же база по каким-то причинам не заложена, спортсмен в лучшем случае "выстрелит" в декабре, и на этом для него все закончится.

С другой стороны надо понимать, что изменение тенденций подготовки в современном спорте ни в коем случае не исключает большой базовой работы. У ведущих спортсменов этот период просто сместился по времени: в апреле сезон заканчивается и тут же, через неделю-полторы начинается работа на следующий. Вот и выходит, что тем же норвежцам удается безо всякой спешки и форсирования подготовки заложить тот объем работы, который потом позволяет на протяжении всего сезона показывать результаты высокого уровня, поддерживая этот уровень частыми стартами.

Норвежцы, безусловно, имеют ряд преимуществ. Хотя бы в том, что у них есть свои глетчеры, а у нас нет.

- Не думаю, что при нынешних финансовых возможностях СБР это всерьез можно считать проблемой.

- Да нет, конечно. Просто я говорю о том, что нам пока никак не удается втиснуть необходимый объем работы в те сроки, которыми мы располагаем. Внушает оптимизм тот факт, что все наши тренеры, включая специалистов экспертного совета, понимают эту проблему. А значит, мы будем стараться ее решить.

- Что дает вам основания полагать, что пик формы российской сборной придется в этом году как раз на период чемпионата мира в Ханты-Мансийске?

- Во-первых, я уверен, что никакой труд не пропадает даром.

- Безусловно. Но пик формы, согласитесь, вещь тонкая. Может случиться вовремя, а может - с недельным опозданием.

- Вот тут-то и станет понятен профессионализм наших тренеров и мой в том числе. Естественно, опасения есть. Весь февраль, например, у нас не будет стартов. Естественно, мы никогда не стали бы делать столь длительный перерыв, если бы в этом году этапы Кубка мира не проводились в Америке. Не думаю, что такие перелеты пошли бы на пользу спортсменам. Будем ломать голову, как компенсировать вынужденный "простой" - уже запланирован ряд контрольных выступлений, внутренние российские соревнования. Но главный эффект, как мне кажется, должна дать та работа, которую мы уже сделали и планируем завершить на февральском сборе в Антерсельве.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Оберхоф

49
  • Lubin

    Кто еще их держит? Честный человек давно бы сам подал в отставку.

    06.01.2011

  • alexru1956

    Буду надеяться на Катюшу может ее возьмут в сборную и успехов Диме!

    06.01.2011

  • russ28

    С чего Вы взяли, что спортсмены лично Вам чего-то должны? Разорались все тут. Кто-то даже налоги считает свои. Не переживайте, гос.денег там копейки. Все спецы до мозга костей, все готовы сожрать с потрохами. а если победа - также радоваться будут и орать: Россия лучшая! Йех-у!!! Верю, надеюсь, поддерживаю. В любой ситуации. А все закулисные и тренерские штуки, в которых никто не разбирается - не для болельщика, а для любителей зрелища, ради которого никого не пощадят.

    06.01.2011

  • Johnson Djeims

    Владимир Барнашов: "В сентябре мы допустили ошибку" ----- Не "мы", а - ты!...Отдохнуть тебе пора.

    06.01.2011

  • Diman-RBF

    miketver70 21:16 такого позорища не было никогда! 14-е место! в советское время за такой результат всех, начиная от массажистов и заканчивая руководителем федерации, так бы наклонили, что на всю жизнь запомнили! ОДНОЗНАЧНО!!! - как сказал-бы один из вечных думовцев... 100 проц ++++++++++++++++++ А эти ...... ещё потренируют.... Пипец.

    06.01.2011

  • kay4yk

    А после того как третий месяц команде на всё нас...ь - в марте она будет кому-то интересна?!

    05.01.2011

  • stanis

    Я просто не понимаю , почему этих тренеров держут воглаве с Барнашовым и всеми гламурными спортсменами , ведь ОЛИМПИАДА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ!!! Ведь на этих спортсменов сейчас выделяются просто огромные средства ,тренируются чутли не в Куршавеле . Нужно набирать молодых не заевшихся лыжников и начинать с ними серьёзную подготовку!!!

    05.01.2011

  • qq

    Ну Барнашов! Ну и жук, опять на спортсменов тянет. Устюгов после эстафеты на ОИ говорил, что не НЕ МОЖЕТ БЕЖАТЬ ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП. АУ, Барнашов!!!!!!

    05.01.2011

  • KhSL

    Перед смертью не надышешься... Не бывает так, что весь год по нулям, а на ЧМ - всех порвем! Интересно, что вы будете говорить после ЧМ? Но, заметьте, что уже функционеры начали стелить соломку. В начале сезона, после первых неудач, говорили - все по плану, втягиваемся. Теперь уже оказалось, что летом допустили ошибку. Потом окажется, что в феврале допустили ошибку и т.д. Как же это можно за один год довести сборную до третьего разряда!!? Профессионалы, х...

    05.01.2011

  • usandru

    обидно и деньги есть и тренеры а спортсменов кроме зайцевой не осталось!

    05.01.2011

  • maveric97

    Стыдно. Мы платим налоги, немалые притом, а Вы господа "профессиональные спортсмены" их прожираете. И просераете тоже...

    05.01.2011

  • мужик

    Стрелковый не объем должен быть, а профессиональная техническая работа, включая и психологию. С меньшим объемом можно стрелять лучше и быстрее... Легче взять лыжников, не попадающих в сборную и за лето научить их профессионально стрелять. Правд и лыжников у нас нет.

    05.01.2011

  • krokodile

    Удивительно, почему наши спортсмены, переходя в другие сборные, внезапно начинают хорошо выступать?.. Может, и правда норвежцев нанять тренерами?.. Ы?

    05.01.2011

  • miketver70

    такого позорища не было никогда! 14-е место! в советское время за такой результат всех, начиная от массажистов и заканчивая руководителем федерации, так бы наклонили, что на всю жизнь запомнили! Ау, прохоров! Ты где? опять в куршавеле с бл_ядями? или на ё-мобиль переключился?

    05.01.2011

  • a250179

    Горе болельщики - выходите на старт вместо парней, может быть у Вас получится лучше, но я в этом что-то сомневаюсь. Провалы бывают у всех, в том числе и у вас всех. Или вы все "безгрешные и безошибочные". Лучше поддержите парней, чем поливайте их грязью. Продолжаем верить в команду!!!!!

    05.01.2011

  • shtylya

    Обо.....сь! Всегда им чего то не хватает или что-то мешает. сегодня ветер. Хорошо Бьерндалену . вокруг него такая чемпионская аура. что ни снега ни ветра не чувствует.

    05.01.2011

  • Houp

    В общем, кубок нам нужен как тренировки, а вот главное событие (и единственнное) - это ЧМ в Хантах. Т.е. кубок мира нас не интересует? А если и Ханты таким же макаром "выйграем"?

    05.01.2011

  • usandru

    ну что вы хотите одна отравилась другой в семье готовится , профессионалы !!!

    05.01.2011

  • Внесенный в ЧС на СЭ

    Очередной показатель профессионализма наших биатлонистов - форма Черезова и Устюгова после НГ. 8 штук в молоко - это надо суметь...

    05.01.2011

  • scorpio2018

    я чувствую у нас сборная из одного Шипулина скоро останется-уроды

    05.01.2011

  • отпрыск

    Отличное начало. Япония минуту привезла.

    05.01.2011

  • o5-25

    "В сентябре мы допустили ошибку" ////////// В январе - тоже. Клоуны...

    05.01.2011

  • 1 2 3

    убрать с тв биатлон до чм!!!

    05.01.2011

  • Mazloff

    Вот это позорище.....

    05.01.2011

  • anato67

    ОБОСРАЛИСЬ!!!

    05.01.2011

  • sergei189

    позор!!!!!!!!!

    05.01.2011

  • Клочков

    позор-в любой организации (армии, корпорации) выгнали бы сразу или в звании понизили

    05.01.2011

  • Sereshka

    Тренерам тяжело, когда спортсменов, готовых бороться за медали нет. Когда были Ишмуратова, Ахатова, Пылева - были результаты. Они ушли, а тренеры остались - результатов с того времени нет. Тренеров меняют с тех пор, а результаты так и не появились, а откуда им взятся если в мужской и женской командах осталась одна Зайцева.

    05.01.2011

  • ruslan1637

    лучшеб я честное слово вышел отстрелял бы))

    05.01.2011

  • Petric1985

    Ванечка хорошо отдохнул в кругу семьи. До сих пор ручки трясутся, наверно перед гонкой не похмелился)))

    05.01.2011

  • Chkalov-Rus

    ЛОШАРЫ

    05.01.2011

  • ruslan1637

    черезов-лось

    05.01.2011

  • olanik666

    мля, вот это номер. Ваня жжет.

    05.01.2011

  • отпрыск

    А вот и первая эстафета в новом году. Опять Чудов. Оптимисты есть? Номер уачный.

    05.01.2011

  • отпрыск

    не пора ли возвращать Тихонова?

    05.01.2011

  • usandru

    еще и в сша не едем,прощай мировой чемпионат,готовимся в мурманске,вот это професинализм по русски!

    05.01.2011

  • KraSin

    Выдать им зарплату только после ЧМ,раз они так на него ссылаются.

    05.01.2011

  • vien

    Конечно эти проблемы появились не сейчас. Видны было ухудшения каждый год и когда-то должны были закончится и чудеса. Сейчас главное не уповать на них! Нужны коренные изменения, тогда и чудеса будут помогать пережить перемены. Иначе будет всё значительно хуже!!!

    05.01.2011

  • фидзи

    видать и ханты-манси провалим раз надеемся только на то труд не должен пропасть.два года назад тихонова долбали думали в нем беды-ан нет оказывается.пока уж совсем не поздно может норвега какого пригласить или немца.у них пока провалов не намечается и перед стартами никто ничем не травиться...

    05.01.2011

  • vinnipuh2

    Если не верить Барнашову, то кому? Вполне допускаю, что он несколько преувеличил. Пусть не с нуля, но форму растуряли основательно, а за 20 дней "культурного" отдыха это вполне реально. Что-то от этого меняется? Про работу я не горячился. Если работа важная, то ты должен быть в порядке. Я не имел в виду "работу", на которой можно ничего не делать, а только присутствовать.

    05.01.2011

  • Kidder

    grechka2103, конечно случаи разные бывают. Только по данному вопросу очевиден пофигизм. Я болельщик тоже со стажем и патриотизм не пустой звук для меня, но извините я уже совершенно ничего не жду от Чудова например. У нас ведь как в России... Засветился где-то и начаются приемы у губернатора, у мэра, у президента. Плюс денег насыпят хорошенько. Ему раньше и не снилось такое. Соблазнов тьма, вот и пошел по наклонной. И так же в других видах спорта

    05.01.2011

  • grechka2103

    Ну, допустим, я не совсем верю Барнашову в данном случае. Прямо так уж и с нуля! И, что еще интересней, все поголовно! Ну и про работу вы немного погорячились :-). Разные случаи бывают, в том числе и с "нормальными людьми".

    05.01.2011

  • энди

    Евгений Холин 15:57 | 05 Января 2011 100% правда, добавить нечего.

    05.01.2011

  • andrejfcsm

    Привет Д.Губерниеву. (Биатлонисты самые самые ит.д и т.п.)

    05.01.2011

  • aleks271160

    Я,конечно,не профессионал в биатлоне,но по этому интервью возникает ряд вопросов.Если все тренеры понимают,что подготовку надо начинать раньше,то зачем тогда спортсменам предоставили продолжительный отпуск?Устали после олимпиады?А что норвежцы на олимпиаде не выступали?Потом ,что это у нас за профессионалы,что у ехали после сборов домой ,а вернулись разобранными и по словам Барнашова все надо было начинать с нуля.Вообщем это не объяснение неудач в начале сезона,а или отговорки ,или ,что хуже они сами не знают,почему не бежится и не стреляется.А сегодня желаю всем нам удачи в Оберхове.Надеемся на победы.

    05.01.2011

  • vinnipuh2

    grechka2103 Если завтра идти на работу, то нормальный человек упиваться не будет. Это логично. Если проделана большая работа, то немного странно слышать, что после 20 дней отдыха "начинать нужно с нуля". Это разве не любительство и пофигизм?Норвежцы пашут, а наши отдыхают, да еще "с минусом" для своей формы.

    05.01.2011

  • grechka2103

    Евгений Холин 15:57 | 05 Января 2011 Удивлятся нечему. Во всех видах спорта россиян с проффесиональным подходом к работе на самом деле очень иало. Лень матушка как говорится. У биатлонистов особенно сказалось Да ладно вам, так уже и во всех?! И гимнастике? И в плавании синхронном? И в той же легкой атлетике? Ну не все же всегда выигрывать? Так не бывает (почти не бывает:). Чуть что не сработало и уже - непрофессионализм! Да что от спортсменов еще требовать они и так пашут, света белого не видят круглый год почти, вы (не Вы лично, а вообще, болельщики)на себя посмотрите, с себя начните. Для болельщика что главное? ВЕРИТЬ, ТЕРПЕТЬ и ЖДАТЬ. А у нас почему-то все считают, что главное - ругать посильней. Я спорт больше 20-ти лет смотрю и это тот вывод к которому я пришла. Чего и всем желаю! А победы будут. Обязательно!

    05.01.2011

  • Kidder

    Удивлятся нечему. Во всех видах спорта россиян с проффесиональным подходом к работе на самом деле очень иало. Лень матушка как говорится. У биатлонистов особенно сказалось

    05.01.2011

  • vinnipuh2

    "А вот потом мы допустили ошибку. Между летним чемпионатом и началом зимней подготовки у нас получался 20-дневный перерыв, в течение которого мы хотели провести восстановительный сбор. Однако спортсмены попросили нас дать им возможность уйти на этот период на самоподготовку. Другими словами, разъехаться по домам. И мы, что называется, пошли на поводу. - Все разъехались и 20 дней просто отдыхали? - Ну, скажем так: когда мы в середине октября собрались на сбор в Рамзау, я понял, что начинать нужно с нуля" В итоге даже тренеры подтверждают, что наши спортсмены являются любителями. Об этом многие догадывались, а теперь просто озвучили люди, находящиеся "в теме". Печально.

    05.01.2011