11 января 2011, 03:35
КУБОК МИРА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Оберхофа
Олимпийский чемпион Ванкувера Евгений Устюгов воспринял свои результаты в Оберхофе философски: пребывал преимущественно в ровном настроении. Исключением стала лишь эстафета: настреляв в "стойке" пять штрафных кругов, Устюгов покидал стадион в состоянии грогги - не реагируя ни на кого вокруг. Но к воскресенью это забылось. Сразу после финиша в масс-старте и допинг-контроля Евгений пришел на интервью.
- Буквально накануне я разговаривала об Олимпийских играх с Валерием Медведцевым, он вспоминал свою Олимпиаду - в Калгари и говорил, что Игры, сколь бы успешными они ни были, как бы "выжигают" спортсмена. Вы согласны с этим?
- Когда весной начались всяческие торжественные послеолимпийские мероприятия и прочая суета, с непривычки было очень тяжело. Я понимал, что расходую огромное количество моральных сил. В общем, Валерий Алексеевич (Медведцев. - Прим. Е.В.) сказал очень верно на самом деле.
После Игр я незаметно для себя потерял пять килограммов. Как раз в то время моя супруга была беременна, и я старался уделять ей как можно больше внимания, но одновременно с этим не считал правильным отказываться от встреч с болельщиками и прочих мероприятий подобного характера. Плюс к этому нам подарили квартиру, и приходилось срочно делать в ней ремонт. Я просто не мог позволить себе уехать на тренировочный сбор, оставив беременную жену в неподготовленной квартире. В итоге сделал этот ремонт за месяц с небольшим, но когда встал на весы - ужаснулся. Пять килограммов при моем весе - это очень много.
- Вы думали о том, что послеолимпийский сезон с учетом всех этих нагрузок, эмоций и переживаний может вообще у вас не сложиться?
- Да, такие мысли возникали. Начинать тренироваться было тяжело еще и потому, что первый сбор команды я почти пропустил - защищал диплом в университете. Когда наконец присоединился к сборной, мы сели с тренерами, поговорили и пришли к выводу, что мне по-любому будет тяжелее, чем остальным. Есть множество примеров, когда послеолимпийские сезоны не складывались у самых известных спортсменов. В какой-то степени мы даже ждали этого.
Тренироваться я стал немножко по иному плану - не то чтобы сбавив, а скорее видоизменив нагрузку: где-то, напротив, работал больше привычного. И уже постоянно находился с командой.
- Вес набрали быстро?
- Это оказалось достаточно сложно: на то, чтобы восстановить привычные кондиции, ушло месяца четыре. Для меня вес всегда был проблемой. Каждый раз, когда возвращаюсь домой со сборов или соревнований, сильно худею, хотя ем ничуть не меньше.
- Результаты, которые вы стали показывать на этапах Кубка мира, не вызывали недоумения?
- После Олимпийских игр я вообще перестал чему бы то ни было удивляться в спорте. Когда ехал в Ванкувер, настраивал себя на то, что на Играх может происходить всякое. Где-то пойдет дождь, где-то - снег, где-то сам запнешься, или что-нибудь еще. Поэтому когда мы побежали на Олимпиаде спринт и пошел дождь, я воспринял это как нечто само собой разумеющееся. С тех пор именно так воспринимаю все, что происходит на лыжне, о каких бы соревнованиях ни шла речь.
- Мне казалось, что вы единственный человек в сборной, который вообще не должен расстраиваться из-за текущих результатов - с учетом всего, о чем мы говорили. Соответственно, и с настроением у вас должно быть все в порядке.
- Примерно так оно и есть. Когда в самом начале сезона мы разговаривали с тренерами сборной, они меня спросили, чего я сам жду от своих выступлений. Я сказал тогда… Ну, в общем, все получилось с точностью до наоборот.
- А подробнее?
- Я рассчитывал, если честно, что за счет хорошей стрельбы сумею с самого начала Кубка мира держаться в первой десятке независимо от того, каким будет мое функциональное состояние.
- А на самом деле стрельба ушла...
- У меня и раньше были некоторые проблемы - со "стойкой". Я знаю эту проблему, работаю над ней, вижу результат, но сказать, что чувствую себя в "стойке" абсолютно уверенно, пока не могу. В этом году в очередной раз поменял ложе винтовки. Осталось как следует отбалансировать оружие, все отрегулировать. Тогда, думаю, стрельба наладится, и все снова будет хорошо.
- Сейчас, когда уже позади этап в Оберхофе и все неприятные переживания, с ним связанные, признайтесь: что чувствует спортсмен, стреляющий в эстафете восемь раз подряд мимо своих мишеней?
- Зато у меня теперь есть рекорд, который, согласитесь, вряд ли кто-нибудь когда-нибудь повторит. Ну а если серьезно... Когда попадаешь в такую ситуацию - с ветром и туманом, а народ вокруг постоянно промахивается… Я же видел, как Черезов стоял на позиции и не мог выстрелить. Это мгновенно напомнило мне мой собственный эстафетный этап в Хохфильцене, когда я точно так же не мог выстрелить. И в итоге ушел на штрафные круги.
Это труднообъяснимое состояние: ты не можешь заставить себя спустить курок. Понимаешь, что правильный момент для выстрела упущен, ждешь какого-то ощущения, которое подскажет, когда нажимать на курок, а этого ощущения нет и нет.
В этот момент начинают дрожать ноги, затем падает пульс и трясется уже все тело. И ты вообще ничего не можешь с этим поделать. Я вспомнил, как все это было, и решил, что надо постараться стрелять быстро. Стрелял наудачу, на самом деле. Но удача, к сожалению, оказалась не на моей стороне.
Похожая ситуация почему-то сложилась и через день в спринте. Я пришел на "стойку", сделал три выстрела, причем это были три на самом деле уверенных выстрела. Но когда увидел результат, то даже сделал паузу и посмотрел на винтовку: не мог понять, что же с ней не в порядке, раз мишени не закрываются. После, когда мы обсуждали стрельбу с тренерами, они сказали, что все три неточных выстрела прошли по "габаритам". Так что я, можно сказать, прогрессирую: в эстафете - пять промахов в "стойке", в спринте - три, в масс-старте - два.
- Два года назад, помнится, пять штрафов в одной стрельбе уже было - у Вани Черезова.
- Да, но не в эстафете. В личных гонках у нас тогда целый клуб "Пятерочка" набрался: Черезов, Максим Максимов…
- Вы планируете выступать во всех оставшихся в январе этапах Кубка мира?
- Да, конечно. Чего ж не выступать, когда силы есть? А главное - есть возможность сделать очень хорошую гоночную работу. Тем более что потом будет достаточно большой перерыв. Поэтому настраиваюсь и на Рупольдинг, и на Антхольц. Ну и на Ханты-Мансийск, естественно.
lichutka
а меня порадовало интервью. Тот момент, что ищут пути уйти вот от этого зывисания полуминутного на стрельбище. Сейчас не получилось, в другой раз получится. Эх, может, еще дело в том, что Евгений бежит 4-й этап? Хорошо бы его на 3-й, но вопрос, кого тогда на 4-й? некого
12.01.2011
kent23
Просто холостыми стрелял.....
12.01.2011
DDG
согласен с интервью, только вот Евгений погодные исловия были для все одинаковые, и Великим Чемпионом себя проявил--- ОлеЭйанар и такдалее всем и так понятно кто), он то свою сборную с 12 места вытащил, вот надо так же Женя будет суметь, тогда твои 8 промахов будут с иронией лишь вспоминаться, ну и попутно не забудь у него 6 золотых медалей ОИ, догоняй време и возможности есть... удачи
12.01.2011
ttt7
Евгений все ничего, но планка поднята!! Ты ОЛИМПМЙСКИЙ ЧЕМПИОН !! Извини брат, должен соответствовать, иначе про тебя скажут случайность. А мы знаем что нет ты заслуженный чемпион! Так что в ближайшее время надо оправдывать наши надежды и свои омбиции!!
11.01.2011
Black ice
Да уж....побить твой рекорд невозможно...повторить тож врядли получится )))...кстати, ты там никого из болельщиков не грохнул???)))
11.01.2011
мшуц
Молодец, Утюг! Правильно делаешь, гони ее прочь, тугу-печаль. Ты не бойся, мы тебя не больно заре... Подумаешь 8 раз подряд промазал. Делов-то. Тьфу! Как будто на этом Оберхоффе все заканчивается. Главное ведь это что? Чтоб в личной жизни был порядок. Главное - там попадать. Здоровья маме с дочкой!
11.01.2011
mudrenov_nikolai
Да Жека,с чувством юмора у тебя полный порядок.Нам болельщикам правда от этого не легче.Твой рекорд однозначно на веки вечные будет вписан золотыми буквами в историю биатлона. На будущее совет,не смотри как другие стреляют,если псих.состояние не в порядке. А вообще удачи тебе. Тебе уже пора бороться за БХГ.
11.01.2011