3 марта 2011, 16:57
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Обозреватель "СЭ" комментирует итоги первой гонки на чемпионате мира в Ханты-Мансийске - cмешанной эстафеты , которая завершилась фиаско сборной России
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Оле-Эйнар Бьорндален все-таки получил в Ханты-Мансийске свое 15-е золото чемпионатов мира. И я, знаете, очень рада этому. Выступления таких фигур – вообще отдельная категория большого спорта. В них все на грани: с одной стороны – четкое осознание собственных проблем, главная из которых - возраст, уже не позволяющий ускоряться на кругах так, как ты мог когда-то, а с другой - максимально эффективное использование всех крупиц опыта, запасов воли, мастерства и тренировочных навыков. Ей богу, Тарьей Бё сильно потерял бы в моих глазах, лиши он Бьорндалена возможности в 15-й раз подняться на высшую ступеньку мирового пьедестала, обновив свой же собственный рекорд по количеству завоеванных за карьеру медалей.
Россия тоже установила своего рода рекорд: вряд ли какая еще страна создала себе в первой же гонке столько проблем. Само поражение – бог с ним, бывает, в конце концов, и хуже. Ребят жалко до слез – на них в этом сезоне стараниями собственного руководства и так лежит чугунная гиря как чужих, так и собственных ожиданий. И задача во что бы то ни стало в Ханты-Мансийске эти самые ожидания оправдать.
Тренеров не жаль совершенно. Причем даже знаю, в какой именно момент во мне окончательно исчезло сочувствие и какое бы то ни было желание "войти в положение". Это произошло в Оберхофе, когда в одной из бесед с главным тренером сборной Владимиром Барнашовым я услышала: мол, если в Ханты-Мансийске кто-нибудь в какой-нибудь из гонок золотую медальку зацепит и какая-нибудь из эстафет первой на подиум поднимется, то результат вполне можно считать успешным. Головы по-любому не полетят.
В тот момент я поняла, что совершенно бессмысленно спрашивать Барнашова, например, о том, что происходит со Светланой Слепцовой. Какая уж тут Слепцова, когда собственная голова под угрозой? А ведь уже тогда, в середине января, было очевидно, что в отношении этой спортсменки (да и не только ее) дело обстоит из рук вон.
Сегодняшний старт Светы в эстафете стал на самом деле совершенно логичным следствием предыдущих выступлений: после американских этапов биатлонистка чуть ли не кричала в каждом интервью: нужен психолог! Нужен ей лично. Потому что она вообще не понимает, что с ней происходит и как из всего этого выбираться. По записи, сделанной спортсменкой в ее собственном блоге, тоже становилось понятно, что в глубине души у Слепцовой страшная паника: "Мысли и чувства - все в кучу, внутри пустота и в тоже время миллион мыслей, - писала она. - Что же дальше, как дальше работать, как быть, как все сделать правильно? Где он, правильный выход, кто подскажет?.. "
Не нужно было быть ни психологом, ни тренером, ни болельщиком семи пядей во лбу, чтобы понять: в Ханты-Мансийске Светлане будет невыносимо трудно. Потому что она и так на грани срыва. А тут - родные стены, многократно увеличивающие давление, и последняя в сезоне возможность кому-то что-то доказать. Для того чтобы выдерживать такое давление, нужна железобетонная уверенность в себе. А не истерзанные в клочья нервы.
В тот момент, когда эстафетный состав сборной России появился в интернет-доступе, и я увидела, что первый этап все-таки побежит Слепцова, в голову почему-то пришли строчки из знаменитого романа Артура Хейли "Аэропорт": "И вы продали страховку на миллион долларов человеку, который ужасно нервничал, торопясь в самолет, и при этом выгребал из кармана последнюю мелочь?"
В телевизионном комментарии двукратный олимпийский чемпион и член правления СБР Дмитрий Васильев сказал, что, мол, все, что случилось, для него достаточно неожиданно. Что все ведь хорошо помнят, как в золотой олимпийской эстафете Ванкувера Слепцова совершенно блистательно прошла свой этап и великолепно отстреляла при этом.
Если точно так же накануне первого старта рассуждали тренеры российской сборной, лично я предложила бы незамедлительно уволить всех. За профнепригодность. Хотя бы потому, что той, ванкуверской Слепцовой в их команде нет уже очень давно. И это выяснилось отнюдь не вчера.
Главная беда смешанной эстафеты заключается, на мой взгляд, вовсе не в поражении. А в том, что этим стартом ту же Слепцову могли вполне "убить" окончательно. Ради чего? Не знаю.
Впрочем, в этой чудовищной в своем абсурде эстафете были и плюсы. Для олимпийского чемпиона Ванкувера Евгения Устюгова старт стал прекрасной тренировкой, позволившей проверить и собственную скорость, и стрельбу. Он единственный был безупречен во всех аспектах. И это, согласитесь, то немногое, о чем сейчас хочется думать.