12 марта 2011, 18:50

Разбежались?

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Обозреватель "СЭ" комментирует итоги мужского и женского масс-стартов, которые прошли в субботу на чемпионате мира в Ханты-Мансийске

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

По законам жанра – если кто-то задумал бы снять по мотивам событий сегодняшнего дня художественный фильм, - Устюгову, конечно, следовало бы выиграть. Все остальное и без придумок годится для более чем драматичного сценария: норвежцы Эмиль Хегле Свендсен, Тарьяй Бе и итальянец Лукаш Хофер, идущие на первых трех позициях с "нулевой" стрельбой вплоть до заключительного, четвертого рубежа, Устюгов – тоже с тремя "нулями", но в арьергарде и... Трам-тара-рам, фавориты один за другим промахиваются, уходят на штрафные круги, и ничто уже не может помешать ликованию российских болельщиков, которые, плача и смеясь, бегут качать чемпиона.

К сожалению, жизнь - не кино. В тот момент, когда Свендсен плотно сел на пятки Устюгову, стало, в общем-то, понятно, что на финише России в очередной раз не видать золота. Слишком неравны возможности. Слишком убойную силу имеет знаменитый финишный рывок норвежца. Примерно как в "чистых" лыжах, где манеру уходить от соперников, как от стоячих, регулярно демонстрирует соотечественник Свендсена - Петтер Нортуг.

И все же это выстраданное российское серебро никак нельзя назвать "проигранным золотом". Пожалуй, впервые за все дни чемпионата мира соревнования вызвали совершенно иное чувство: не сострадание и, соответственно, жгучее желание увидеть промахи соперников, а азарт. Это была по-настоящему равная борьба. И то, что она увенчалась сразу тремя российскими спортсменами, финишировавшими в первой семерке, стало закономерным итогом.

Мог ли Устюгов пробежать еще лучше? Чистое время "ногами", которое показал в масс-старте олимпийский чемпион Ванкувера, оказалось вполне высоким – восьмым, с 25-секундным отставанием от самого резвого норвежца Тарьяя Бе. Но если норвежцев (и не только их) гнали по дистанции через каждые сто метров, то Устюгов признался сразу после финиша, мол, вообще не подозревал, что лидирует в гонке до того момента, как из-за спины не выскочил Свендсен.

Но это произошло уже совсем близко к финишу. Получается, что большую часть заключительного круга Евгений шел, не имея вообще никакого представления о том, что происходит на дистанции.

Вот и решайте – мог ли?

30-е место трехкратного чемпиона мира Максима Чудова – вообще отдельный разговор. Накануне масс-старта биатлонист написал в своем блоге, что его сильно обидело решение тренеров, не поставивших спортсмена в эстафетный состав впервые за пять лет. Заявление прозвучало, мягко говоря, странно. Еще более странными (на фоне этого заявления, разумеется) были четыре промаха Чудова на первом рубеже масс-старта, три – на втором и еще один – на заключительном. После чего желание как-то комментировать запись в блоге некогда блиставшего как на лыжне, так и на стрельбище биатлониста исчезло окончательно. Как и иллюзия, которой многие жили последние два года – о том, что "Выйдет Чудов и сделает чудо". Чудеса, знаете ли, они серьезной подготовки требуют.

День заключительных личных гонок чемпионата получился совсем нетривиальным: Свендсен завоевал свое первое в Ханты-Мансийске индивидуальное золото и довел счет своих побед на мировых первенствах до пяти. Магдалена Нойнер, выигравшая женский масс-старт, стала девятикратной чемпионкой мира, и на эту тему тут же принялись каламбурить журналисты, увязав в единое целое фамилию спортсменки и число 9 – "нойн". Даша Домрачева, выступающая за Белоруссию, впервые в своей жизни поднялась на подиум чемпионата мира и за нее отчаянно болел весь стадион: начинала-то она заниматься биатлоном именно тут, вместе со Светланой Слепцовой.

Остался последний штрих. Последняя возможность, как любят говорить в таких случаях, "громко хлопнуть дверью". Женская эстафета. Вы рискнете сделать прогноз? Я бы не взялась...